Ретро-обзор. PC-версия Metal Gear Solid (1998)

Ретро-обзор. PC-версия Metal Gear Solid (1998)
Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых номерах уж больно плохого качества — их кое-где пришлось поменять).

Рецензия на Metal Gear Solid была опубликована в №10 за 2000 год. Приятного чтения!

Команда Игромании
Похожесть:
Deus Ex
Commandos
С каждым днем появляется все больше и больше компьютерных игр, которые переводятся на всевозможные платформы, а то и сами возникают из каких-то приставочных поделок. Самое интересное, что проекты, завоевавшие звания хитов, китов и мастодонтов индустрии электронных развлечений на той или иной платформе, редко добиваются такого же признания, будучи портированными на незнакомую почву новых игровых систем. В 98-м году игра Metal Gear Solidстала суперхитом всех времен и народов на PlayStation. Ее, в принципе, можно назвать основателем идей, обитающих в Deus Ex и Thief. Теперь разработчики собрались повторить тот же трюк с хитовостью на PC. А вот удалось ли им это?

Терроризм, бомбы, Аляска...

Мотивация ваших телодвижений в Metal Gear Solid проста до безобразия. Секретная база на Аляске, где клепается ядерное оружие, подверглась нападению террористов. Увидев, что попало в их лапки, гадкие злодеи выдвинули к правительству целый ряд требований, которые должны быть выполнены в течение 24 часов. В противном случае... Ну, об этом догадайтесь сами. Вне зависимости от результатов мыслительного процесса вам придется сыграть роль ветерана-спецназовца по прозвищу Solid Snake. Этому бравому дядьке, вооруженному лишь биноклем, пачкой сигарет и плохим настроением, предстоит отправить в царство Вечной Охоты всех злодеев и спасти всех заложников, по недоразумению уцелевших в лапах террористов.
Звучит до отвращения банально, так? И тем не менее, сюжет — лучшее, что есть в игре. Начинаясь как какой-нибудь второсортный боевик, он постепенно обрастает деталями, затягивая игрока по самые уши в свою сеть. В итоге сюжет вообще пропитывается философскими размышлениями, которые создают массу эмоций. И кто знает, может, как раз в этом таится успех Metal Gear Solid?!
Главным средством развития сюжета служат многочисленные переговоры персонажей (оцифрованных бесед в игре не один час) и не менее многочисленные скриптовые вставки, которые по своему качеству и создаваемому кинематографическому эффекту оставляют далеко позади признанного лидера в этом виде единоборств — Half-Life. Вообще, MGS крайне насыщен киношными сценами, причем их концентрация создается не только скриптовыми сценами, но и лично геймплеем. Как вам, например, бег наперегонки по лестнице с кучей головорезов, которые так и норовят всадить в вас сотню-другую пуль? Или пробежка по мосту под длинные очереди отечественного вертолета Hind (Ми-24 — «Лань»)? А ведь таких моментов в игре просто море, причем разнообразие далеко не последнее в списке их положительных качеств. В общем, атмосфера создается как в хорошем, действительно хорошем боевике, чему немало способствует и отлично подобранная музыка.

Серая война

Чтобы вообразить себе геймплей, представьте Deus Ex (как вариант — Commandos с единственным персонажем), сильно упрощенный и с видом от третьего лица. Концепцию игры можно описать парой слов: незаметное проникновение. Варианты массового уничтожения врага, отработанные во множестве Quake'ов, Unreal’ов и Soldier Of Fortune — в Metal Gear Solid не работают. To есть работают, но всего лишь несколько секунд. Именно столько времени требуется мерзким террористам, чтобы навести на вас ствол и нажать спусковой крючок, а наблюдательным как стоглазый Аргус камерам — поднять тревогу и опустить занавес игры: бандиты начинают просто-таки материализоваться из воздуха, и спасти Снэйка может только мгновенное исчезновение.
Основные усилия в Metal Gear Solid приходится сосредотачивать на том, чтобы незаметно проскользнуть мимо живых охранников и неодушевленных систем слежения. При этом во время перемещения поблизости от террористов очень важно соблюдать максимальную осторожность и не давать проявить себя съеденному перед началом операции гороховому супу. Впрочем, если же это все-таки произошло, то можно аккуратно придушить вахтера, отключив его на несколько десятков-двадцатков секунд.
Самое удивительное, что слух у вражеских персонажей работает по какой-то странной схеме: случается, что они не реагируют на звуки, по мощности сравнимые с шумом на концерте «Коррозии Металла», а бывают ситуации, когда подрываются на шорох от раскрываемой пачки сигарет.
Слава разработчикам, что подобной слушательной схемой они не снабдили следящие устройства, которыми в изобилии начинены уровни Metal Gear Solid. Поэтому для того, чтобы просочиться мимо видеокамер, достаточно проскакать под ними в то время, когда они будут смотреть в другую сторону. Выбрать этот момент в игре очень просто. Дело в том, что, хотя на захваченную базу Snake попадает без оружия вообще, пронести с собой пачку сигарет, равно как и специальный радар, он все же ухитрился. С помощью этого прибора можно увидеть разминающихся охранников и затекшие от постоянного висения на одном месте камеры слежения. Еще сказочный агрегат демонстрирует поле зрения всех вражеских персонажей и приспособлений, что позволяет путешествовать по базе без лишнего шума и пыли, не попадая под бдительные очи злодеев.
Со временем Снэйк обрастает оружием — появляются пистолет с лазерным прицелом, снайперская винтовка, гранаты, пластиковая взрывчатка. Однако лучшим способом сделать так, чтобы в мире стало одним террористом меньше, остается известная манипуляция с его шейными позвонками.

Вид из монитора

Все это мы уже могли наблюдать в PlayStation-версии игры. РС-шная MGS отличается от нее разве что графикой.
Поддержка разрешений от 640x480 до 1024x768 точек обеспечивает игре видок получше, чем на консоли, но это не может загладить очевидность того факта, что движку нужны костыли.
Несмотря на все жизнеподобие движений персонажей (скелетная анимация + motion capture), их угловатые тельца портят все дело. Прибавьте к этому еще бедноватые интерьеры самой базы и хроническое выпадение полигонов. В результате получается немного удручающая картина. Что, впрочем, не может испортить удовольствие от игры человеку, способному закрыть глаза на такие вещи — а здесь есть, ради чего их закрывать.
Единственное, что может помешать получению этого самого удовольствия, — система управления. Она отжирает 70% площади клавиатуры и поначалу кажется очень непривычной, что влечет за собой волну праведного гнева. Однако потом приходишь к выводу, что если учесть приставочную родословную игры, то управление можно пощадить.
К недостаткам можно также отнести и вид от первого лица, реализованный только в РС-версии. Почему? Да потому, что игра изначально была заточена под вид от третьего лица, причем с камерой, живущей практически за плечами у главного героя. Дальность обзора охранников приводилась в соответствие с сектором видения игрока, то бишь была сильно приуменьшена. В результате получилось так, что при переключении на вид от первого лица может возникнуть ситуация, когда вы смотрите прямо на врага, он — на вас, но при этом остается абсолютно равнодушным к вашей персоне. И все только из-за того, что перестает видеть мир за пределами положенного сектора, граница которого часто проходит буквально в сантиметре от вас.
Разработчикам удалось довольно успешно запихать Metal Gear Solid в формат PC. Но у многих РСшников возникает настолько мощная аллергия на приставочные интерфейс и графику, что игра вряд ли добьется столь же впечатляющей популярности, как среди владельцев PlayStation. Зато всем, кто способен ненадолго представить, что на дворе все еще 98-й год, можно выписать гарантию на кипу сюжетных переживаний и n-ное количество часов захватывающего геймплея.
P.S. Кстати, в PC-варианте игра вышла с аддоном, включающим около 300 уровней для встроенного виртуального тренажера. Там масса разнообразных режимов игры — начиная от тотальной зачистки врагов до очень интересных и смешных головоломок.
Геймплей: 8
Графика: 6
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 5
Новизна: 7
ОТЛИЧНО
8,0
Оценка
Игромании
Дождались?
Ну, приставочники, освоившие PC, будут в полном восторге. РСшники, не любящие приставки: попробуйте разок поступить в обход принципов!