Разбираемся в придуманных мирах, истории которых могут посоперничать с реальными религиями
Примеров мифологий народных известно множество — например, греческая, скандинавская или библейская. А вот с авторскими, к появлению которых причастен не народ, а один или несколько человек, знакомы не все. Давайте посмотрим, какие игры могут похвастать самыми изощренными авторскими мифологиями!
Чтобы предмет обсуждения был понятен сразу, лучше обратиться к примерам. Скажем, одна из самых известных авторских мифологий — это история Средиземья, которую придумал один-единственный человек, Джон Рональд Руэл Толкин. И она настолько популярна, что с миром «Властелина колец» знакомо едва ли не больше людей, чем с той самой Библией.
Но это — книги. А что насчет тех миров, с которыми можно познакомиться в играх?
The Elder Scrolls
Серия «Древних свитков» — одна из самых популярных игровых вселенных, и по совместительству одна из самых наполненных лором. Во всех областях мира, показанных в разных частях игры, есть развитая система верований. Герой может найти множество книг, из которых узнает мифы о сотворении местного мира.
Мир «Свитков» появился в результате взаимодействия двух первичных сил: в одном из вариантов — Ану, олицетворяющего порядок, застой и свет, и Падомая, олицетворяющего хаос и изменение. Из их крови появились «первичные духи» — аэдра, даэдра и Магне-Ге. Также из книг можно узнать о том, что часть духов, аэдра, затем участвовала в творении плана смертных (Нирна), в то время как даэдра и Магне-Ге в этом участвовать не стали.
Как бывает и в представлениях народов нашего мира, мифологические события в мире «Древних свитков» плавно перетекают в исторические, когда совершается творение и появляются смертные существа. Разница в том, что в мире The Elder Scrolls боги и другие силы продолжают время от времени активно проявлять себя — например, воплощаясь в каких-то персоналиях. И дотошный игрок, конечно же, найдет способ пообщаться с ними лично.
Gothic
Мифы «Древних свитков» подробны настолько, что их вполне можно попытаться сравнивать с какими-то народными верованиями. А вот в серии Gothic мифология дана весьма скупо. Однако она есть: вселенная «Готики» образовалась из-за конфликта между богом огня и света Инносом и богом тьмы Белиаром. Игрок знакомится с мифологией из двух источников. Считается, что в «Учении богов» записаны слова Инноса, но проповедь служителя Аданоса, еще одного бога этого мира, значительно отличается от него.
Так, согласно «Учению богов», Иннос был первым, его свет озарил все и даровал миру жизнь. Другие боги появились, когда Иннос отделял части себя, сначала создав Белиара, чтобы появилась ночь, а затем — Аданоса, который дал людям желания, знания, любознательность и смелость.
По словам же проповедующего Ватраса, Белиар уничтожал все создаваемое Инносом, и тогда Аданос встал между двумя братьями, чтобы погасить этот конфликт. Так было создано море — место, «где Порядок и Хаос были равны». И это море освободило землю, и появились различные создания. По этой проповеди именно благодаря Аданосу появляется все живое.
В мифологии серии Gothic значительное внимание уделяется избранникам богов, которые имеют особенное значение для игровой истории. Боги дали своим избранникам — человеку и зверю — часть своей божественной силы. Главный герой же, как вытекает из некоторых диалогов, может быть одним из таких избранников.
Pillars of Eternity
В этом мире, как и в предыдущих двух, религия политеистична — бог не один. Миф о творении мира нам не попадался, но вот историй про богов — сколько угодно. Например, о встрече Эотаса (бог перерождения, искупления, рассвета, весны и света), Хайлии (богиня небес, материнства, творчества, птиц, песни, изобретений, языка и искусств) и Галавэйна (охоты, убийц, погони, диких земель и хищников). Всего в пантеоне Pillars of Eternity насчитывается десяток божеств, и у каждого из них своя сфера влияния на мир смертных.
Как и в Нирне, в этом мире мифологическая история не оканчивается где-то в прошлом, а продолжается (например, Эотас дважды воплощается примерно в то время, когда происходит действие обеих частей Pillars). И будет ли в нем переход к прозаическому времени, когда мифологическая история перестанет продолжаться, а волшебство совсем измельчает, как в Средиземье после Третьей эпохи — открытый вопрос.
Darksiders
Мифология Darksiders отталкивается от библейской и, соответственно, имеет с ней немало сходного: помимо царства людей, есть Небеса и Преисподняя, откуда приходят ангелы и демоны, есть также и представление о великой битве небесного и адского воинств, которая еще впереди, — Апокалипсисе, есть и Всадники Апокалипсиса — главные герои игры.
Что особенно интересно, так это отличия от Библии: всемогущего бога здесь нет, ангелы могут проиграть, а Обугленный Совет, которому служат Всадники Апокалипсиса — это третья, независимая сила, стремящаяся к сохранению баланса. К ней с уважением относятся и Ад, и Небо.
Baldur's Gate
Когда Баал (бог убийств) и Миркул (бог мертвых) украли у Ао (стража равновесия) Скрижали Судьбы, Ао, имевший огромную власть власть, низверг всех богов на землю до тех пор, пока Скрижали не будут возвращены ему. Это время, когда воплощенные и ослабленные боги ходили по земле, назвали Смутным Временем или Пришествием Аватаров.
В этот период многие боги были убиты, был убит также и Баал. До этого у него родились дети от смертных женщин — Баал замыслил свое возрождение через потомков в случае своей гибели. Однако кровь в жилах потомков бога убийств могла привести не только к возрождению прародителя, она также могла позволить одному из них взойти на трон отца и стать новым богом.
Главным героем игры является один из таких потомков, который до поры до времени не знает о своем происхождении.
Dragon Age
В мире Dragon Age религия не одна, и миф, соответственно, тоже. Преобладающей религией в землях, показанных в трех частях игры, является вера в Создателя или андрастианство (от имени Андрасте, которую верующие считают пророчицей). По андрастианскому учению, Создатель вначале сотворил перворожденных — духов. Но они лишь пели ему хвалы, пребывая в бесформенной и изменчивой реальности. Тогда разочарованный Создатель отвернулся от своих перворожденных и создал «вдалеке от духов» другую реальность — устойчивую, где сотворил людей.
Интересно, что в этой вселенной проявляется не только «привычная» устойчивая часть реальности, но и изменчивая Тень, где пребывают духи и куда люди попадают во сне. Те, у кого есть талант к магии, могут попасть в Тень по собственной воле и в полном сознании. Игрок может увидеть реальность Тени в первой и третьей игре серии — персонажам туда придется заглянуть по сюжету.
Однако, это лишь первый вариант мифа. У народа эльфов, который давно был поставлен людьми на вторые роли, он другой. Религия эльфов политеистична, в ней несколько богов, входящих в две группы — Создатели и Забытые, враждебные друг другу. Интересно, что в пантеоне божеств есть особый бог — Фен'Харел Ужасный Волк. Его принимали за своего и Создатели, и Забытые, но в итоге он обманул и тех, и других, сделав так, что они уже не могли приходить к народу эльфов.
Heroes of Might and Magic
Из мифологии Heroes of Might and Magic игрок узнает, что мир был сотворен Асхой, Драконом Порядка. Асхе противостоит ее брат Ургаш, Дракон Хаоса и создатель демонов. Этот миф имеет общие черты с мифом об Ану и Падомае из «Древних свитков». В давние времена Асха победила Ургаша и заточила его в огненном сердце мира.
Также она породила шесть стихийных драконов: Света, Тьмы, Воздуха, Земли, Огня и Воды, каждого из которых почитает один из народов (например, Дракона Воды — наги, а Дракона Огня — гномы). Седьмым Драконом стал волшебник Сар-Илам, который положил начало государству магов и в мистическом путешествии по Миру Духов достиг сознания Асхи, которая открыла ему природу материи и духа и показала высший путь силы.
Dark Souls
Уже во вступительном ролике первой Dark Souls можно увидеть иллюстрацию истории, которую дает миф, начиная с «древнейшего времени» в этом мире.
Говорится же в мифе о следующем: в Эру Древних мир был бесформенным, его окутывал туман. Это была земля серых утесов, древних деревьев и вечных драконов. Но затем появился Огонь. И с его появлением пришли различия: жар и холод, жизнь и смерть, Свет и Тьма. Затем из Тьмы пришли Они и нашли в пламени души Повелителей.
Среди Повелителей был Нито, первый из мертвых, ведьма Изалита с ее дочерьми Хаоса, Гвин, Повелитель Солнечного Света, с его верными рыцарями. И карлик, от которого произошли люди — он разделил свою душу, и каждый из людей получил ее частицу. Повелители бросили вызов драконам. Молнии Гвина разрывали их каменную чешую, ведьмы призывали великие огненные бури, Нито насылал болезни и смерть, а дракон Нагой Сиф предал свой народ, рассказав о том, как можно их победить. И драконы сгинули.
Так началась Эра Огня. Это была эра изобилия и процветания. Но Пламя стало угасать, а вместе с этим начал подходить и конец этой Эре. Именно тут и разворачиваются действия игры с одним из самых примечательных игровых миров, ценные сведения о котором игроку придется восстанавливать по крупицам.
Diablo
Мир людей в Diablo имеет название Санктуарий. Ангелы и демоны вели нескончаемую войну, и часть ангелов, предводителем которых был Инарий, а также часть демонов, среди которых самой могущественной была Лилит, нашли способ сбежать от нее. Совместно эти ангелы и демоны создали Санктуарий с помощью Камня Мира (того, который разрушает Тираэль в конце второй части), и этот Санктуарий стал их обителью.
Санктуарий, кстати, в английском оригинальном варианте звучит как Sanctuary, то есть «убежище». От союзов ангелов и демонов появились потомки, нефалемы. Но их сила оказалась настолько велика, что Инарий в конце концов подавил ее, используя Камень Мира. Поэтому потомки нефалемов стали обычными людьми.
Значение мифологии в играх
Чем же являются мифологии в игровых мирах? Простое украшение? В некоторых случаях — так. Но часто мифология — это некая правда о сотворении мира или нечто, близкое к правде.
Например, миф о Фен'Хареле Ужасном Волке, который закрыл богам путь с неба, говорит о создании Завесы — преграды между устойчивым, «недремлющим» миром и миром духов и снов. Завеса присутствует на момент событий первой Dragon Age как данность, как особенность мира. Но в Inquisition выясняется, что она существовала не всегда, а две части мира были едины. Также нечто из мифов может неожиданно войти в историческую реальность — как воплощение какого-то бога. К примеру, так проявлялся Эотас в Pillars of Eternity 2 или Алдуин в Skyrim.
Помимо такой явной связи есть зачастую связь менее явная, но, тем не менее, постоянная — ведь зачастую боги в таких мирах отвечают на обращения смертных и оставляют мало места для сомнений в своем существовании. Миф в игровых мирах бывает правдивой, но мало кому известной историей — например, как история творения Санктуария. Персонаж игрока узнает ее в Серебряном шпиле, в реальности Небес, а значит среди людей она может быть никому не известна.
Ситуация, когда миф несет в себе правду о каких-то событиях, пусть и пересказанную не так, как все было на самом деле, вполне может встречаться и в нашем мире. Явления богов и других существ из мифов, увы, не столь же явны и непосредственны как свет дня. Народные мифологии только говорят о том, что они бывали и могут быть в будущем.
Связь мифа и жизни в нашем мире куда бледнее, нежели в игровых вселенных. Но как знать, может быть, погружение в такие миры может побудить человека, до этого не воспринимавшего мифы всерьез, отнестись к ним внимательней.
Конечно же, игр с детальной и глубокой игровой мифологией куда больше, чем в этом списке. Пишите в комментариях, в какую игровую вселенную вы бы поверили охотнее, чем в саму реальность!
Свежие комментарии