На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 989 подписчиков

Свежие комментарии

Особенности национального косплея

Как российские косплееры догнали и перегнали американцев и японцев

В 1999 году весь российский косплей по видеоиграм умещался на половине страницы в журнале «Великий Дракон». Спустя немногим более 15 лет не только отечественные, но и зарубежные издания — от Kotaku и других популярных интернет-ресурсов до журналов, вроде шведского Level, — пачками публикуют фотографии и интервью с косплеерами из России, а западные компании — от 2К до Ubisoft — предлагают им сотрудничество. Зарубежные энтузиасты, собаку съевшие на пошиве костюмов любимых персонажей, хвалят россиян: мол, они — среди самых искусных мастеров в этом деле. Как отечественный косплей сумел покорить мир?

К косплею можно относиться как к маскараду. Самый экстремальный вариант: клеишь ведро из черной бумаги, натягиваешь на голову — и вот ты Дарт Вейдер, даже гламурная черная занавеска вместо плаща необязательна. Другая крайность — отнестись к косплею так, как реконструкторы относятся к созданию копий реально существовавших армейских мундиров. Видна на рендере персонажа фактура ткани — значит, нужно искать именно такую же. Есть пять пуговиц на рукаве? Значит, пять и должно быть. Неизбежно возникнут трудности — хотя бы потому, что на разных картинках героев часто рисуют по-разному. Меняются оттенки цвета, отделка костюма, количество швов. Но это не останавливает тех, кто стремится сделать максимально похожий на первоисточник образ. Вот чтоб зрители смотрели на фотографию косплеера — и видели не человека в костюме Айрис из Final Fantasy VII, а настоящую Айрис.

Косплеер: Narga; фотограф: JustMoolti; персонаж: Кэсси Кейдж (Mortal Kombat X)

Примеров косплея как маскарада и косплея как реконструкции хватает в любой стране. Вопрос лишь в том, каких костюмов больше. Взять, например, Японию. Местные косплееры любят, чтобы все детали были на месте, однако их не волнует, насколько убедительно те будут выглядеть. Скажем, если на месте металлических заклепок окажутся просто нарисованные серебряной краской кружочки, никто переживать не станет. Важнее всего — позировать как выбранный герой, потому что костюмы делаются главным образом ради фотографий, а не ради выступлений, в отличие, скажем, от России. Это вблизи, на мероприятии, вроде Tokyo Game Show, будет видно, что наряды зачастую плохо скроены, залиты клеем и помяты. С мятостью, правда, дело такое — в стране не принято ехать куда-либо при полном косплейном параде. Все трамбуют вещи в небольшие чемоданы и переодеваются уже на месте.

Фото: Tokyo Game Show 2008

«У них там в Японии целые магазины с косплейными костюмами! Приходишь и покупаешь, что нужно!» — шепчутся на российских форумах, вздыхая, что вот, мол, у нас-то не так, у нас-то приходится выкручиваться. Действительно, в крупных городах они есть. В постоянном ассортименте — базовые вещи, вроде разноцветных юбок, галстуков, школьных туфель. Нет ничего, что нельзя достать в китайских интернет-лавках. Готовых костюмов немного, и обычно это что-то незамысловатое, вроде школьной формы из Persona 4 или танцевальных платьиц из Love Life.

В США все по-другому. Большинство посетителей западных фестивалей легко махнут рукой на точность костюма. Косплей — повод весело провести время с друзьями. Все равно, что пижамная вечеринка, только все в костюмах из «Наруто». Майка Лары Крофт не того фасона, шорты другого оттенка, ботинки не похожи на армейские? И так сойдет, по косе и альпинистскому молотку признают. При этом хватает тех, кто старается делать точные костюмы и организует себе съемки у профессиональных фотографов, но количество людей, которым важен прежде всего фан, зашкаливает.

В России напротив — удивительно много людей, для которых косплей и спортивный азарт неразделимы. Насколько результат будет близок к картинке, зависит от возможностей косплеера, но в целом стремление к точности — тренд. Художник нарисовал — косплеер сделал. В экстремальных случаях это означает, что если на платье должна быть вышивка жемчугом, то будет вышивка жемчугом, а не какой-то там банальный рисунок перламутровой краской. И это при том, что на многих фестивалях, где соревнуются отечественные косплееры, весь призовой фонд, как и в 2000-е, — охапка кружек, постеров и случайных томов манги. Час аренды московской фотостудии и то стоит дороже. Хотя существуют исключения: так, например, на Moscow Comic Convention 2016 конкурсанты боролись за главный приз в 100 тысяч рублей.

Косплеер: Elanor-Elwyn; фотограф: Shaadorian; персонаж: Иви Фрай (Assassin's Creed: Syndicate)

Траты на костюмы и сопутствующую бутафорию часто куда выше, чем может показаться со стороны. Одно дело — сделанный из дешевого полиэстера руками китайских трудяг костюм Скорпиона с аукционного сайта вроде Ebay: за него сейчас просят около 5 тысяч рублей. Другое дело — доспехи из Soul Calibur, способные без повреждений выдержать сценический бой с падениями. Тогда только за исходные материалы для брони придется отдать не меньше 10 тысяч рублей — и это не считая средств, потраченных на эксперименты с пластиком и вариантами покраски. Вдобавок нужен доступ к технологически сложному оборудованию: например, вакуумным столам, станкам с ЧПУ и 3D-принтерам. Среди косплееров поговаривают, что стоимость наиболее дорогих костюмов может доходить до 160-200 тысяч рублей.

«В России выше конкуренция, — говорят Елена Позднякова и Павел Оленев из дуэта Sword Art Offline, представлявшие Россию на китайском фестивале CICAF 2016. — На иностранных фестивалях жестче требования к организации мероприятия, но косплееры меньше заморачиваются с костюмами и выступлениями». Наталья Кочеткова (cценический псевдоним — Narga) из дуэта Lifestream считает российский косплей более строгим, чем западный: «У нас много перфекционистов и требовательных зрителей, которым мало всего. Западное общество более терпимо к ошибкам в косплее или в подборе персонажа». Она отмечает, что широкая публика за рубежом ценит отечественный косплей именно благодаря качеству и атмосферности фотографий.

Косплеер: Елена Позднякова; фотограф: Yui Lang; персонаж: Хильда (Soul Calibur IV)

Съемкам у нас уделяют не меньше внимания, чем в Японии. Обычно сложные в подготовке фотосеты ассоциируются с модными журналами — это для них в студии втаскивают мотоциклы, заставляют моделей повисать на веревках в воздухе и обниматься со змеями и медведями. Но то же самое проделывают и косплееры. «Порой ради удачного кадра приходится лазить по пещерам или не очень-то подходящим для этого зданиям, — говорит Анастасия Зеленова, в портфолио которой немало фотографий в образе Лары Крофт из Tomb Raider. — Пачкаться в грязи, терпеть надоедливых насекомых». Поехать на конюшню, чтобы проехаться на лошадях, или рвануть в соседний город, потому что там нашлись дома в подходящем стиле, — тоже не редкость.

На отечественных фестивалях сложные костюмы — это доспехи, обладатели которых могут в них не только стоять, но и совершать акробатические трюки. Это грандиозные крылья, замысловатые муляжи оружия, густо украшенные вышивкой платья с корсетами. У нас конкурсанты могут устроить войну декораций, не жалея денег и сил, если на кону — зарубежная поездка. Они заставляют восхищенно охать иностранных профи и говорить о том, какие же умельцы эти русские. В умении подбирать наряд так, чтобы он выгодно подчеркивал формы обладателя, нашим косплеерам тоже не откажешь — иначе во всевозможных подборках «самого сексуального косплея» не мелькало бы столько соотечественниц. Другое дело, что на тематических форумах в этот момент будут вестись яростные баталии в духе «зазорно ли молодой деве появляться на людях в желтом бикини и ободке с ушками, называя это костюмом Пикачу».

Косплеер: Анастасия Зеленова; фотограф: Alex Croft; персонаж: Лара Крофт (Tomb Raider)

Косплей пожирает деньги с тем же удовольствием, что и любое дорогое хобби — от коллекционирования брендовых сумочек до тюнинга автомобилей. Чтобы отбить расходы и совместить приятное с полезным, кто-то пробует продавать постеры и календари со своими снимками на Etsy, кто-то открывает мастерскую по изготовлению бутафории, заводит аккаунты на краудфандинговом сервисе, вроде Patreon. «Patreon — классная вещь, — рассказывает о своем опыте Наталья Кочеткова. — Он окупает косплей. В этом году у меня стало больше фотосетов с фотографами на коммерческих условиях, я могу покупать более качественные материалы, оборудование. Чаще взносы делают иностранцы, они привыкли к такому виду краудфандинга и считают его нормой. Но русские так же в последнее время стали подтягиваться на Patreon».

«Косплей всегда был недешевым занятием, особенно если ты школьник или студент, — говорит Анастасия Зеленова. — Еще пару лет назад косплей для меня, в основном, означал расходы. Но сейчас благодаря работе на выставках и Patreon я могу окупить свои костюмы или хотя бы окупить частично». Тем не менее, большинство косплееров все еще оплачивают свои наряды за счет основного источника дохода, с косплеем никак не связанного. Днем они — инженеры, дизайнеры, менеджеры, бухгалтеры, сисадмины, маркетологи. А на том же «ИгроМире» — герои видеоигр, к которым прижимаются школьники, еле накопившие деньги на билет.

Косплеер: Анна Молева; персонаж: Элизабет (Bioshock Infinite)

Старательность, изобретательность и стремление сделать костюм как можно более похожим на первоисточник — вот секрет успеха российского косплея. Пятнадцать лет назад крошечные фотографии японских косплееров (в Японии в те годы редко кто выкладывал в сеть крупные снимки) вдохновили не один десяток энтузиастов. Теперь же их стало только больше, а поводов гордиться ими с каждым годом прибавляется.

 

Источник

Картина дня

наверх