The Elder Scrolls: Arena в 2018 году

Как сейчас играется первая часть легендарной серии.

На E3 2018 Тодд Говард завершил презентацию Bethesda анонсом шестой части The Elder Scrolls под восторженные крики зрителей. Однако сколько из этих зрителей играли — да что уж там, хотя бы видели самую первую игру в серии? А ведь именно Arena сформировала концепцию, которой придерживались все номерные выпуски «Древних Свитков»: вид от первого лица, обширный открытый мир и полная свобода в выборе приоритетов. Вы вольны исследовать игры линейки TES на своих правилах — и этим они до сих пор увлекают, несмотря на некоторые геймплейные упрощения. Arena вышла почти четверть века назад, в 1994 году, и сегодня в плане графики на нее без слез не взглянешь. Тем не менее, по духу и общим ощущениям она мало чем отличается от того же Skyrim, а в чем-то даже превосходит его. Давайте попробуем немного поиграть в эту ныне классическую часть знаменитой франшизы — но для начала обозначим сюжетную вводную.

Империя Тамриэль (с эльфийского «Краса рассвета») впервые за тысячелетия переживает мирные времена. Правители рода Септимов объединили разрозненные земли в одно государство и установили относительный порядок. Однако вместе с властью приходят враги, и в самом сердце имперского двора зреет предательство. Верховный боевой маг Ягар Тарн совершает переворот и убивает всех приближенных самодержца, а самого Уриэля Септима VII телепортирует в параллельное измерение, где время течет в сотни раз медленнее, чем в Тамриэле. После чего Тарн принимает облик императора и начинает править от его имени.

Однако одна из свидетельниц заговора, волшебница Риа Силмейн, ненадолго сопротивляется смерти и является в виде духа единственному человеку, которому она доверяет: узнику Имперской тюрьмы. В спешке она рассказывает ему о вероломстве Тарна и просит восстановить справедливость. Для этого Риа создает магический ключ от тюремной решетки и открывает портал в удаленный регион Тамриэля. Рассудив, что терять ему нечего, наш герой принимает предложение и отправляется в путешествие...

Итак, начинаем новую игру и первым делом видим обширную карту Тамриэля. Так Arena предлагает выбрать расу героя. Занятно, что основы лора были заложены уже здесь, в самой первой части. Бретонцы, редгарды, аргониане и прочие населяют каждый свою провинцию, и их характерные черты ничем не отличаются от последующих игр. Изменения коснулись только каджитов: в Арене это пока что обычные люди, которые ведут свою родословную от некогда существовавшей расы разумных кошек.

Следом идет небольшой текстовый квест из 10 вопросов, помогающий определить класс персонажа. Сейчас так уже не делают, а жаль: это хорошее введение в мир игры. Разумеется, рекомендацию можно проигнорировать и выбрать класс самостоятельно из 18 возможных вариантов. У меня каким-то образом интуитивно получилось ответить на все вопросы так, что Arena предложила мне класс, за который я изначально и хотел играть: мечника-заклинателя. Докидываем бонусных очков на силу воли (как-то совсем мало выпало), подбираем физиономию порешительнее — и в бой!

Самая первая локация — тюремные катакомбы Имперского города. Классика! Однако в этот раз император на помощь не придет (он, напоминаю, томится в параллельном измерении), и выбираться предстоит в одиночку. К несчастью, Arena не поддерживает обзор мышкой, поэтому крутить камеру влево-вправо нужно или на клавиатуре, или зажимая левую клавишу у соответствующего края экрана. При этом сам курсор движется по всей видимой области, а его действие зависит от режима, выбранного на нижней панели. Таким образом, схема управления представляет собой гибрид раннего 3D-экшна (например, Doom) и классического квеста (скажем, Monkey Island).

Находим в углу камеры волшебный пурпурный ключ, отпираем массивную ржавую дверь и выходим в мрачные, пропитанные сыростью коридоры. Что интересно, никаких источников освещения в подземелье нет, но наш герой неплохо видит на расстояние около пяти метров. Думаю, это всего лишь технологическое ограничение, а не оплошность дизайнеров. Неподалеку от нашего места заключения натыкаемся на первую добычу — доспехи павшего рыцаря. Вытаскиваем из них немного золота и неплохой меч, который вскоре обязательно пригодится.

А вот и первый враг! Гнусный гоблин злобно рассекает воздух наспех сделанной секирой, но нанести урона не может: нас разделяет канализационный сток. Попробуем обхитрить зверюгу и зайти со спины. Здесь нужно упомянуть одну из любопытных геймплейных особенностей Арены (как и второй части, Daggerfall). В бою вы не просто кликаете мышкой по врагу, а выбираете направление и тип атаки. К примеру, проведя курсором из верхнего правого угла в нижний левый, вы нанесете удар по диагонали. Точно так же можно рубить сверху вниз, снизу вверх и из стороны в сторону. При этом у всех этих вариантов разный урон и шанс на попадание. Так, банальный тычок вперед почти наверняка заденет соперника, но вряд ли серьезно его покалечит.

Разделавшись с гоблином, забираем клад, который он охранял. Вообще, в стартовом подземелье раскидано приличное количество низкоуровневого лута, что позволяет накопить начальную сумму денег и обзавестись первыми доспехами. Если, конечно, ваш персонаж может их носить: Арена довольно жестко ограничивает тип экипировки в зависимости от класса. Скажем, чистокровные маги не могут использовать никакую броню, а взломщикам из оружия доступны лишь кинжалы и короткий лук.

Важный момент: без карты в Arena вы далеко не уйдете. Геометрия уровней запутывает, а однообразные в силу технического несовершенства помещения окончательно сбивают с толку. Внутриигровая карта не только позволяет делать собственные пометки в любом месте, но и подсказывает местоположение секретов. Видите красные точки? Добрая половина из них — каменные двери, замаскированные под обычные стены.

Из следующей кучки сокровищ извлекаем магический кристалл. В нем 20 зарядов, и их можно потратить или на содержащееся внутри заклинание (в данном случае огненный шар), или на пополнение собственной магической энергии — синей шкалы справа от иконки персонажа. Кстати, колдовать в Арене умеют только 6 классов из 18, а все остальные полагаются на обычное оружие или вот такие волшебные предметы.

Решаем опробовать находку на незадачливом враге. Один выстрел — и гоблин валится замертво! Не зря все-таки магам требуется большее количество опыта для набора уровней, чем воинам и ворам. Так игра пытается компенсировать неравенство различных классов в геймплейном отношении.

Спустя час утомительных скитаний по вонючим казематам наконец подходим к порталу, о котором говорила Риа Силмейн. Интересно, куда он нас приведет? Дораспределяем очки за свежеполученный 4-й уровень, собираемся с духом и прыгаем в синюю бездну...

...И оказываемся ночью в каком-то поселении прямо у башни городской стражи. Кажется, никто не заметил прибытие будущего героя Тамриэля. Давайте же откроем глобальную карту и посмотрим, куда нас занесло.

Ба! Да это же старый-добрый Морровинд, наша вероятная родина. Тут можно оценить масштаб и широту подхода разработчиков: Arena — единственная игра в серии, в которой доступен для исследования сразу весь Тамриэль с сотнями отдельных локаций. Конечно, большинство из них будут крайне похожи друг на друга, но сама возможность впечатляет. Впереди нас ждут таверны и замки, подземелья и крипты, страшные монстры и верные союзники. Идите куда угодно, делайте что хотите, отыгрывайте благородного воина или ушлого пройдоху. Только помните, что коварный Ягар Тарн обязательно должен получить по заслугам. Удачи!

Источник