Последние комментарии

  • Alex Digiholl9 декабря, 8:38
    Ого)) помню эту игрушку. Головы пинали, хе-хеШутер с элементами хоррора Blood получит ремастер
  • Лаврентий Палыч Берия29 ноября, 0:45
    Интересно посмотреть как они представят себя и США победителями в той войне а СССР лапотников с ржавыми пушками котор...Словацкая студия делает игру о Второй мировой Secret War
  • Игорь27 ноября, 14:09
    Тупое мочилово и всё.. Кровь, пули, пиксели: вышел первый трейлер Prodeus

Японская «клюква»: исторический анализ Ghost of Tsushima

Разбор анахронизмов и исторических неточностей.

Ghost of Tsushima — следующий проект от студии Sucker Punch, создателей игровых серий Infamous и Sly Cooper. События игры разворачиваются в средневековой Японии и рассказывают о первом монгольском вторжении в 1274 году.

Дебютный трейлер

Sucker Punch — американская студия, но в разработке Ghost of Tsushima участвуют японские историки, эксперты по боевым искусствам и военному делу.

Сама команда летала в Японию и провела несколько недель на острове Цусима. Казалось, что причин для беспокойства нет, но в двух трейлерах, тем не менее, легко заметить анахронизмы.

Геймплейный трейлер

Проанализировали оба ролика, изучили несколько книг по японской истории и разобрали все известные на данный момент спорные моменты будущей игры. Стоит отметить, что Ghost of Tsushima — в первую очередь художественное произведение по мотивам исторических событий, поэтому стопроцентной достоверности тут ждать не стоит.

Вторжения монголов в Японию

Для Ghost of Tsushima выбрали удивительный и редкий сеттинг. Наконец-то не период Сэнгоку (вторая половина XVI века) или Бакумацу (с 1853 по 1869 год). Это очень важные эпохи в японской истории, но они уже откровенно надоели. Про оба периода сто раз успели рассказать в многочисленных играх, фильмах и аниме. А вот монгольское вторжение — редкий и смелый выбор. Тут разве что вспоминается фантазия на тему из дополнения Mongol Invasion для классической стратегии Shogun: Total War. Там за монголов можно было захватить всю Японию.

В XIII веке монгольский хан Хубилай объявил Японию своими восточными владениями. Пять лет он отправлял в Японию гонцов с различными посланиями. Послания были очень вежливыми, но смысл у них один: «Либо вы добровольны примкнёте к нашей империи, либо мы сами заберём Японию». После череды грубых отказов и казни монгольских послов, Хубилай всё-таки решил захватить страну. Для войны с Японией он начал строить флот на восточном побережье корейского полуострова.

Нападение на корабль монголов

Условно это историческое событие можно поделить на захватывающее начало и позорное поражение. В 1274 году почти тысяча кораблей отправились в сторону острова Кюсю. Помимо монголов на кораблях были корейские и китайские воины.

На пути в Кюсю армада вторглась на маленький архипелаг Цусима, где им удалось вырезать несколько японских поселений. Японцы не были готовы к вторжению, поэтому кавалерия из 300 солдат была полностью разбита и уничтожена. Монголы не щадили женщин и детей, устраивали в деревнях настоящую резню. Всё это показали в трейлерах, так что здесь игра соответствует реальной истории.

Губернатор острова Таирано Такакаге и его близкие кончают с собой во время вторжения монголов

Монголы проиграли войну, толком её не начав. Вся военная компания продлилась две с половиной недели. Уже на восьмой день после вторжения появилась огромная проблема — нехватка провианта. Запасов еды на кораблях катастрофически не хватало. Ситуацию не спасала и провизия, отобранная у жителей Цусимы. На некоторых кораблях в бухте начались первые очаги эпидемии из-за жары и жизни в тесных условиях. Флот Хубилая решил не ждать подкрепления, бросил Цусиму и двинулся к Кюсю.

Сражение с монголами у Кюсю

Пока монголы бесчинствовали на Цусиме, японцы успели мобилизовать и собрать войско, которое двинулось к побережью Кюсю. Несмотря на техническое превосходство в вооружении у монголов (дальнобойные луки, орудия и бомбы), японцы до последнего держали береговую оборону острова. Прибывшие к Кюсю монголы дважды проваливали высадку на берег. Череду неудач завершил жуткий шторм, который затопил больше 200 монгольских кораблей. Остатки флотилии бежали с позором. Подоспевшие японские суда потопили уцелевшие корабли и захватили в плен выживших монголов.

Аналогично провалилось повторное вторжение в 1281 году. Не успели монголы высадиться на побережье Кюсю, как всю армаду уничтожил тайфун, в последствии получивший легендарное название «камикадзе» (с яп. божественный ветер). Японцы ликовали, а монголы отложили захват Японии на неопределённый срок. Вернуться к этому замыслу так и не удалось. Неудачные военные компании и междоусобицы серьёзно ослабили монгольскую империю и спустя 80 лет она окончательно развалилась.

«Камикадзе» уничтожает флот монголов

Монгольские вторжения в Японию — событие хоть и важное, но скоротечное. Историки до сих пор расходятся во мнениях по поводу потерь у японской стороны. По одним данным — порядка 500 человек, по другим — больше тысячи. Потери минимальные, чего точно не скажешь о монголах. Из-за тайфунов монгольская армия потеряла около 20 тысяч воинов в 1274 году, и 130 тысяч во время второго вторжения.

Но Sucker Punch превратило скоротечный конфликт в плацдарм для эпичной и романтизированной истории. Это не минус, и даже не упрёк, но говорить о какой-то исторической достоверности не стоит. На острове Цусима самурай Дзин Сакай ведёт подрывную деятельность против монгольских захватчиков. Он ненавидит монголов, и у него есть личные счёты с их жестоким предводителем Ханом. События явно умышленно растянули — в реальности Дзин не добрался бы до Хана и увидел бы лишь отплывающие корабли.

Дзин Сакай

Если бы Sucker Punch выбрали путь аддона Mongol Invasion к Shogun: Total War, то всё вопросы к исторической подоплеке можно было бы снимать. Даже сами японцы не раз поднимали вопрос: «А что бы было, если бы тайфун не появился, и монголы начали вторжение?». Но в прошлом году разработчики в историчности выбранного периода и, несмотря на то, что Ghost of Tsushima — лишь художественное произведение по мотивам, претензия на исторический реализм здесь всё-таки есть.

Неточности

Показанная в трейлерах Цусима имеет мало общего с реальным островом того периода. В XIII веке на острове было несколько мелких поселений, которые занимались рыбной ловлей, сельским хозяйством и торговлей с корейскими купцами (до побережья Кореи 50 километров).

Цусиму позиционировали, как важное место в обороне Японии от внешних захватчиков, но её гарнизон состоял лишь из 300 неопытных воинов. Последнее крупное сражение на территории Японии прошло больше 50 лет назад, достойных воинов почти не было. Откуда взять опыт сражения?

Мало того, в XIII веке на острове находилась крупная база Вокоу (или Вако) — дом для японских пиратов, контрабандистов и прочих отбросов. Пираты терроризировали корабли у побережья Кореи и Южного Китая. Их окончательно разбили и изгнали с острова только к 1419 году. В целом, Цусима XIII века — провинциальный островок с редкими поселениями, малочисленным гарнизоном и старейшим убежищем пиратов.

Когда говорят о японской «клюкве» и старой Японии, то в первую очередь вспоминают уже крылатое «самурай, сакура, гейша, Фудзи». В Sucker Punch до такого, к счастью, не докатились, но в игре есть несколько штампов из этой же оперы. В официальном блоге PlayStation говорится о бамбуковых лесах, крупных городских центрах и богато украшенных замках.

На Цусиме в те годы не было «крупных городских центров и замков». О каких богато украшенных замках вообще может идти речь, если первые традиционные каменные замки появились в XIV веке? До этого их строили из дерева. На Цусиме также не было высоких пагод и больших храмовых комплексов. В XIII веке редкие пагоды можно было увидеть лишь в крупных городах вроде Киото или Нара. Никто не будет возводить столь величественные святилища или фортификационные сооружения в какой-то глуши.

Только в поздний период Муромати (первая половина XVI века) и начало периода Эдо (1610-1687) на острове появились типичные самурайские замки и резиденции местных феодалов.

Одинокая пагода в лесу

XIII век — это ранние годы самураев. По трейлерам видно, что самураи в игре облачены в ранние пластинчатые доспехи «о-ёрой». Шлемы также совпадают с эпохой, но не все. Например, длинные декоративные рога появились на шлемах ближе к периоду Эдо. Других анахронизмов по этой части больше не замечено. Здесь отлично постарались.

Праздник Обон и традиция пускать фонарики по воде в честь поминовения усопших появилась в XV веке. Что она забыла в XIII веке на Цусиме — загадка. Вероятно разработчики добавили эту сцену только потому, что она выглядит красиво и очень традиционно. Даже в ущерб историчности.

В трейлере с E3 главному герою помогает «женщина-самурай» («онна-бугэйся») по имени Масако. Вероятно, образ Масако списан с Ходзё Масако — первой женщины воина и жены Минамото но Ёритомо, основателя сёгуната в городе Камукара. Настоящую Масако хоть и обучали как воина, но в сражениях она не участвовала, предпочитая придворные интриги. После смерти мужа она ушла в монахини. Да и умерла она в 1225 году, задолго до первого монгольского вторжения.

«Женщины-самураи» на поле боя — явление редкое, зачастую полулегендарное. В японской истории были воительницы Хангаку Годзэн и Накано Такэко, но это исключение. В XIII веке японская женщина должна сидеть дома, беречь очаг, заботиться о ребёнке и муже. Появление свободной воительницы, которая мастерски бы владела мечом и луком — близко к фантастике. Только к периоду Эдо женщин из знатных самурайских родов обучали владению кинжалом танто, копьём яри или мечом нагината. Их готовили не для сражения на поле боя, а для защиты жилища. Чтобы женщина могла постоять за себя и защитить своих детей от врагов.

В конце первого трейлера Дзина представили в облике ниндзя. И хотя предтечи ниндзюцу появились ещё в X веке, намеренно обучать скрытных воинов (синоби) начали только в XV веке. Техника убийства из ролика как раз отсылает к ниндзюцу из XV века.

Это можно оправдать, если притянуть за уши версию, будто Дзин — самоучка. Об этом говорит его легкий доспех, который не похож ни на костюм ниндзя, ни на костюм самурая. Какая-то сборная мешанина из элементов разных доспехов. Будто герой сам его собрал, потому что ему так удобнее. Впрочем, судя по слухам, так оно возможно и есть — говорят, что броню можно будет «настраивать» так, как удобно.

Также непонятно, откуда у Дзина появились зажигательные бомбы. Дымовые гранаты и зажигательные бомбы попали в Японию из Монголии и Китая. Возможно Дзин подсмотрел эту технологию у захватчиков, ведь японцы впервые столкнулись с монгольскими бомбами ещё во время первого вторжения. На вооружение ниндзя это оружие появились спустя полтора века.

Неизвестно, сколько подобных неточностей и анахронизмов будет в релизной версии. Пока что они не критичны и не бросаются в глаза, как, например, смешные ляпы в известных фильмах и играх — во вселенной фильма «Горец» катана существовала во времена Древнего Египта. Или хотя бы вспомнить Tomb Raider (2013), где полумифическую принцессу Химико охраняли самураи, которые появились только спустя тысячелетие.

Пруд с цаплями команда Sucker Punch увидела во время поездки по реальной Цусиме

Другой вопрос: так ли важна историческая достоверность в игре, от событий которой нас отделяет 800 лет? Вторжение в Цусиму никто не документировал по дням и часам, так что разработчики могут придумать что угодно. Да и на многое можно закрыть глаза, если геймплей и сюжет будут на высшем уровне, а исторические недочёты не вылезут за разумные рамки.

Источник