На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 989 подписчиков

Свежие комментарии

Мнение: The International вредит Dota 2

Эксперт по киберспорту объясняет, что не так с профессиональной сценой знаменитой MOBA от Valve.

Уилл Партин, исследователь агентства Power Play, занимающегося консультациями в вопросах киберспорта, написал для Kotaku колонку о состоянии профессиональной сцены Dota 2. Мы выбрали из текста самое важное.

Ежегодный The International может похвастаться самым крупным призовым фондом в киберспортивной индустрии — более двадцати одного миллиона долларов. Эти деньги организаторы турнира получают не от крупных спонсоров, как их конкуренты, а от фанатов — призовой фонд почти полностью формируется с помощью краудфандинга.

Однако Партин утверждает, что финансовый успех турнира не гарантирует успех для самих команд и игроков: организаторы зарабатывают деньги одним способом, игроки — другим. В идеале их интересы не должны противоречить друг другу, но в случае с The International, по мнению исследователя, всё не так радужно.

Valve практически не принимает участия в контроле над профессиональной сценой Dota 2, и это осознанное решение руководства. В своё время Гейб Ньюэлл объяснял, что задача Valve состоит в том, чтобы «максимально увеличить продуктивность пользователей, которые создают цифровые товары и услуги», а цены на эти товары и услуги должен определять рынок.

Иными словами, Valve создаёт не сами продукты, а рынки для них. Согласно философии Ньюэлла, «невидимая рука рынка» должна сама всё расставить по местам и сделать так, чтобы все участники процесса извлекали из него выгоду. Этот подход мог бы сработать, но, по мнению эксперта, всё портит «ежегодное вмешательство размером с The International».

Представьте, что The International — это чёрная дыра. Она искажает пространство вокруг себя и притягивает всех и вся, что есть в Dota 2, на свою орбиту. Результат этого искажения проще всего увидеть на примере независимых турниров, которым приходится соревноваться с ивентом, который гарантированно заставит остальные выглядеть жалко в сравнении.

Уилл Партин
исследователь

Как выразился один из организаторов такого турнира в разговоре с журналистом Kotaku, «когда в деле 20 миллионов, с этим просто невозможно конкурировать».

В период с 2011 по 2016 год доля призового фонда The International в общей сумме призовых фондов всех турниров по Dota 2 снизилась с 96 до 55 процентов, но в последнее время снова начала расти. В 2017-ом она достигла 65%, и, как ожидается, не снизится в 2018-ом.

Кроме того, в 2016 году Valve изменила правила проведения турниров и запретила их организаторам собирать деньги тем же способом, что и The International. Из-за этого им пришлось не только уменьшить призовые фонды, но и сократить прочие расходы — теперь у них часто не хватает денег на обеспечение комфортных перелётов для игроков и кейтеринг.

Когда фанаты Dota 2 видят, что призовой фонд The International стабильно растёт год от года, многие из них воспринимают эту увеличивающуюся цифру как признак того, что «растёт» сама Dota. Но, учитывая уменьшающуюся базу игроков и прибыль, нет никакого повода считать, что этот пирог увеличивается. Просто теперь Valve забирает большую часть этого пирога себе.

Уилл Партин
исследователь

В результате профессиональные игроки всё сильнее и сильнее зависят только от одного турнира — The International. Это, в свою очередь, приводит к проблемам для владельцев команд. Призовой фонд турнира настолько превосходит все те деньги, которые игроки теоретически могут заработать в течение года, что их перестают заботить не только другие соревнования, но и организации, которые их спонсируют.

Подробнее об этой проблеме рассказала Мюриэль Хёйсман — известный тренер, работавшая в том числе с российской Vega Squadron

Билет на International принесёт больше денег, чем хорошая игра на протяжении всего сезона. В результате игроки постоянно разрывают контракты и устные соглашения, чтобы получить возможность сыграть в группе, в которой, как им кажется, у них будет более высокий шанс пройти квалификацию. Потому что даже призовые за последнее место окупают примерно три-шесть месяцев зарплаты.

Мюриэль Хёйсман
тренер

Менеджеры команд не в состоянии строить долгосрочные планы — ведь ключевой игрок может уйти в любую минуту. Как отмечает исследователь, ни в одной другой киберспортивной дисциплине нет такого уровня нестабильности. Партин считает причиной такой ситуации структуру профессиональной сцены Dota 2 — «вернее, её отсутствие».

В Dota 2 низкие зарплаты, потому что команды нестабильны. Это мешает спонсорам установить связь с аудиторией. Зарплаты остаются низкими по сравнению с призовым фондом, и игроки (вполне резонно) предпочитают быстрый заработок лояльности и долгосрочной стабильности.

Мюриэль Хёйсман
тренер

Ещё одна проблема: бизнес-модель спонсоров киберспортивных команд не ориентирована исключительно на призовые. У игроков, тем временем, нет никакой мотивации проводить стримы, создавать контент или общаться с фанатами — на The International они в любом случае заработают несопоставимо больше.

Исследователь считает, что игроки Dota 2 застряли в своеобразном варианте «Стэндфордского зефирного эксперимента» — детям предлагали сделать выбор, получить одну конфету сейчас или две через некоторое время. Современные исследования доказывают, что выбор, который совершает ребёнок, зависит не от силы воли, а от его социоэкономического статуса. Примерно то же самое происходит и с профессиональными игроками в Dota 2.

Часто вспоминают, что сорок девять из пятидесяти киберспортсменов, заработавших самые крупные суммы в истории, сделали это благодаря Dota 2 и The International. Однако мало кто интересуется судьбами менее успешных игроков.

Если взять пятьсот лучших игроков в Dota 2 и рассчитать, сколько каждый из них заработал на призовых, то получится, что «средний» игрок получает примерно 40 тысяч долларов в год. Но вот медианное значение — заработок игрока из середины таблицы — уже не так впечатляет: Джулиус «Julz» Deleon за пять лет заработал 39 тысяч долларов. Его примерный заработок в месяц составил всего лишь около 540 долларов (34 тысячи рублей). Партин отмечает, что Julz — далеко не киберспортивная легенда, но он всё равно играет в Dota 2 лучше, чем 99,5% игроков.

Из 144 миллионов долларов, выплаченных в качестве призовых с момента релиза Dota 2, 29 (одна пятая часть) достались десяти игрокам. Зарплаты распределяются ещё более неравномерно: топовые игроки получают по 10-15 тысяч долларов в месяц, но при этом игрок из одной из лучших южноамериканских команд Infamous признался, что получал зарплату всего лишь в 90 долларов. Этого игрока обвинили в проведении договорных матчей — сам SmasH утверждает, что он и его команда пошли на это из безысходности, потому что у них не было денег на еду и жильё. Исследователь приводит и другие истории о вопиющей бедности профессиональных игроков в Dota 2 — киберспортивную дисциплину с многомилионными призовыми фондами.

Партин отмечает, что во всех этих проблемах не стоит винить один лишь The International — в них виновата сама Valve и её «меритократический» подход. Если никак не регулировать киберспортивный рынок (и при этом ещё и вредить ему), он неизбежно превратиться в нечто подобное — хаос из супербедных и супербогатых игроков, неспособных сформировать устойчивые команды.

На текущий момент в Dota 2 побеждают только несколько элитных команд и сама Valve. Все остальные — турниры, команды и практически все игроки, кроме нескольких, — вынуждены сражаться друг с другом за остатки или выходить из игры. Но Dota 2 может быть и другой, и это в руках Valve, которая при желании может начать регулировать эту экосистему.

Уилл Партин
исследователь

По мнению эксперта, Valve стоит, по крайней мере, реорганизовать призовой фонд The International. Дополнительный миллион долларов для победителей, в котором они не так уж сильно нуждаются благодаря своим колоссальным зарплатам, можно распределить между проигравшими или даже поддержать тех, кто не смог пройти квалификацию.

Тренер Мюриэль Хёйсман считает, что в результате должен образоваться такой цикл: «больше игроков, у которых будет финансовая возможность провести год за Dota 2 -> новые талантливые игроки -> профессиональная среда для их тренировок и развития -> более высокое качество игры и конкуренция -> больший интерес игроков к профессиональной сцене».

Если Valve сфокусируется на долгосрочном оздоровлении киберспортивной сцены Dota 2, то профессиональные игроки, возможно, тоже смогут этим заняться.

Уилл Партин
исследователь

Картина дня

наверх