На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 987 подписчиков

Свежие комментарии

Под маской: символизм в Persona 5

О чём игра рассказывает между строк.

По словам Кацуры Хасино, создателя серии Shin Megami Tensei, Persona 5 — невероятно японоцентричная игра, и он понятия не имел, как её воспримут на Западе.

В итоге игру приняли очень хорошо (об этом говорят хотя бы рекордные для серии продажи), но сомнения геймдизайнера обоснованы. Повествование в Persona 5 строится во многом на культурных параллелях из истории Японии, о которых среднестатистическому западному игроку ничего неизвестно. Чтобы увидеть игру глазами японских игроков, придётся погрузиться в атмосферу, в которой Persona 5 создавалась.

Сеттинг: оковы традиционных ценностей

Важно начать с того, что в Японии коллектив занимает особое место: интересы группы здесь ценятся выше, чем интересы отдельного человека. Закономерно, что исключение из коллектива способно сильно усложнить жизнь.

Главный герой Persona 5 оказывается именно в такой ситуации: он несовершеннолетний с судимостью, от которого отказалось общество.

Игроку с самого начала дают почувствовать на себе, каково быть отлучённым от коллектива. Учителя не хотят браться за обучение протагониста, а другие ученики его сторонятся, при возможности распуская слухи.

Но даже если бы у героя не было судимости, будущее его вряд ли было бы радужным.

Всё потому, что в современной Японии молодых людей не ждёт ничего кроме работы, работы и ещё раз работы. Выбирают профессию один раз и на всю жизнь. Частая перемена рабочего места не приветствуется: ценятся лояльность компании и трудолюбие. Под трудолюбием при этом понимается работа сверхурочно, в любом состоянии здоровья, при одном выходном в неделю и без отпусков. Есть даже специальное название для людей, которые постоянно перерабатывают — кароси. Смерти из-за такого тоже нередки: законодательно уровень переработки вроде бы ограничили, но соблюдают закон не всегда.

В японском обществе личные связи, стаж работы, слепая преданность своему делу и умение подстроиться под коллектив ценятся больше, чем талант, смелость в принятии решений и желание рискнуть. Что же делать человеку, который в рамки такого общества просто не вписывается? Либо менять себя, либо менять общество. Главный герой Persona 5, конечно, выбирает второе.

Персонажи: герои среди нас

Устроить революцию в закостенелом обществе — задача не из лёгких. Под силу она лишь по-настоящему великим людям. Найти таких в стране, где главная цель каждого — быть как все, совсем непросто.

Парадоксально, что японцы с восторгом отзываются о своих соотечественниках, внесших вклад в развитие страны. А эти великие реформаторы зачастую были самыми что ни на есть бунтарями и изгоями. При этом бытует мнение, что сегодня таких людей уже нет: ни я, ни ты не сможем ничего изменить. Лучше сидеть тихо и не высовываться.

Persona 5 блестяще подводит игрока к мысли о том, что на самом деле настоящие герои — великие люди, способные изменить мир и сделать его лучше — всё это время находятся среди нас.

Именно с ними и предстоит познакомиться протагонисту на его пути к реформации общества. Речь идет о второстепенных персонажах, так называемых «confidants» (приближённые), которые станут нашими союзниками.

Всего в игре их 21 и в большинстве своём они символизируют известных литературных персонажей или влиятельных личностей из истории Японии. Но это не единственное, что их объединяет. Все они — изгои и бунтари. По злой иронии этим людям нет места в стране, которую они могли бы изменить к лучшему.

Именно благодаря тому, что главный герой сам оказался изгнанником, он способен увидеть потенциал своих соратников и подтолкнуть их к действию.

Саэ Нидзима

Начать, пожалуй, стоит с Саэ Нидзимы, ведь она первый важный персонаж, которого встречает протагонист Persona 5.

Прообраз прокурора Саэ Нидзимы — Яэ Нидзима, полевая медсестра и жена основателя Университета Досиса и женского колледжа либеральных искусств. В историю она вошла как первая женщина неблагородного происхождения, удостоившаяся награды за службу стране.

Яэ Нидзима

Яэ родилась в позднюю эпоху Эдо (середина XIX века), когда о правах женщин ещё мало кто говорил. Её супруг, однако, верил в равенство полов, для него жена была надёжной спутницей и верным другом. К сожалению, другие соотечественники видели Яэ лишь плохой женой и дерзкой бунтаркой. Несмотря на это, она смогла оставить свой след в истории, сохранив жизни многим японским солдатам.

Концепт-арт Саэ

Саэ разделяет с Яэ множество качеств, которые раньше считались негативными в японских женщинах: амбициозность, самостоятельность и решительность. На протяжении всего повествования игры Саэ сталкивается с пренебрежительным отношением на работе, где большая часть коллег-мужчин отпускают шутки о её внешности, возрасте и незамужнем статусе.

«Если я правильно помню, вы всё ещё не замужем, не так ли?»

Конечно же, сама прокурор не поддаётся на провокации и продолжает упорно идти к своей цели — повышению в должности. Возможно даже слишком упорно.

В какой-то момент для Саэ работа превращается в игру, в которой ей нужно всё время выигрывать ради продвижения по службе. Это хорошо резонирует с тем фактом, что судебная система в Японии работает невероятно «эффективно».

99% приговоров в стране — обвинительные. Причины этому самые разные: отказ от системы присяжных, условия работы прокуроров, которые из-за низких бюджетов вынуждены вести в суд только тех обвиняемых, у которых нет шансов выиграть дело.

Для Саэ здание суда выглядит как казино

Именно поэтому Саэ Нидзима видит себя не прокурором, а менеджером казино, где она сама устанавливает правила, а выиграть дело против неё невозможно. Ближе к концу игры мы узнаём, что Саэ не настолько ослеплена мечтами об успехе, чтобы полностью отбросить своё чувство справедливости.

Она уходит из прокуратуры и выбирает для себя карьеру адвоката. Это означает, что Саэ намерена лично бороться против прогнившей судебной системы Японии.

«Бывшие прокуроры очень надёжны [в качестве адвокатов]. Позвони мне, если что-то случится»

Содзиро Сакура

Как и в четвёртой части серии Persona, носитель арканы Верховного жреца — персонаж, заменяющий протагонисту отца. В Persona 5 эта роль отводится Содзиро Сакуре.

Имя Содзиро напоминает японским игрокам о Сакуре Согоро, обычном крестьянине XVII века, чья история стала настоящей легендой. Будучи старостой одной из деревень, он обратился к самому сёгуну с просьбой понизить налоги для жителей деревни и был казнён за свою дерзость. Примечательно, что Согоро знал, что идёт на преступление, поскольку в те времена обращаться с жалобами к сёгуну было запрещено законом.

Для главного героя Содзиро — опекун, ответственный за него перед родителями и государством. Изначально создается впечатление, что Содзиро старается дистанцировать себя от главного героя и от проблем общества в целом. Из-за этого его мотивация приютить подростка с криминальным прошлым кажется не совсем понятной.

«Последнее, что нам надо, — это больше идиотов, вроде тебя, слоняющихся по улицам»

Однако далее по сюжету мы узнаём, что Содзиро винит себя за то, что побоялся вступиться за своих близких: главного героя, свою приёмную дочь Футабу и её погибшую мать.

«Я был таким идиотом… Всю мою жизнь я искал лёгкие пути, чтобы избежать конфликтов»

Благодаря поддержке Phantom Thieves («Призрачных Похитителей Сердец», команды главных героев) Содзиро понимает: важно не стоять в стороне в надежде, что беда обойдёт, а действовать. Даже если это может стоить ему жизни. Именно так он, подобно Сакуре Согоро, становится смелым героем, готовым пойти наперекор закону ради справедливости.

Phantom Thieves of Hearts: команда по спасению Японии

Моргана

Говорящий чёрный кот с загадочным прошлым по имени Моргана — не просто милый маскот игры, но часть команды Phantom Thieves и наш навигатор в первой половине игры.

В японской озвучке Моргана обращается к себе с помощью устаревшего местоимения «вагахай», которым раньше пользовались почтенные мужчины высокого социального статуса. В 1906 году Нацуми Сосэки написал роман под названием «Вагахай ва нэко дэ ару», что значит «Ваш покорный слуга кот» или же просто «Я — кот». Учитывая то, как часто Моргана любит произносить свою практически крылатую фразу «Я не кот, я — Моргана!», это вполне можно расценить как отсылку на знаменитый сатирический роман.

«Ваш покорный слуга кот» Нацуми Сосэки

В книге Сосэки иронично рассматривает японское общество периода Мэйдзи (середина XIX — начало XX века), неумело подражающее западным традициям. Повествование ведётся от лица обычного домашнего кота, обращающегося к себе как к почтенному старцу, что только добавляет абсурда всему происходящему.

Persona 5 — тоже своего рода критика современного японского общества, а Моргана — как и кошка из романа Сосэки — смотрит на всё со стороны. Тот факт, что только главные герои могут слышать речь Морганы, служит метафорой: только они видят всю сущность прогнившего общества и все его проблемы.

Персона Морганы, Зорро, борец со справедливостью в маске, отражает хитрую натуру, но при этом благородные намерения говорящего кота.

Персона Морганы — Зорро, знаменитый герой в маске

Во время второго пробуждения Моргана получает новую персону, Меркурия, древнеримского бога, покровителя торговли, удачи, финансового благополучия, а ещё воров и мошенников.

Концепт-арт Меркурия

Пройдя через все трудности борьбы с самим собой и своими страхами, Моргана наконец обретает полное понимание своей миссии в мире людей. Развитие персонажа отражает и трансформация его персоны.

Рюдзи Сакамото

Рюдзи Сакамото — мальчик с репутацией хулигана и первый союзник главного героя Persona 5. У него яркий внешний вид и взрывной характер.

Несправедливо обвиненный в агрессивном поведении своим учителем, а затем и учениками, Рюдзи не пытается исправить ситуацию — вместо этого он осветляет волосы, чтобы дополнить свой новый образ школьного хулигана.

Для нас сложно представить, как обычная краска для волос может так сильно повлиять на репутацию человека, но во многих японских школах учащимся запрещено не просто красить волосы, но и вообще любым образом менять свою природную внешность. Например, носить украшения, серьги и пирсинг.

Помимо осветлённых волос Рюдзи обладает и другими атрибутами бунтаря. Он небрежно носит свою школьную форму: под пиджаком обычная футболка, подтяжки спущены, а вместо школьной обуви — кеды.

Так Рюдзи предпочитает носить свою школьную форму

Костюм Рюдзи в Metaverse (так называемый параллельный мир, «метавселенная») вдохновлён образом пирата и прекрасно сочетается с его персоной — капитаном Уильямом Киддом, шотландским флибустьером XVII века.

Персона Рюдзи — Капитан Кидд

Во время «пробуждения» он говорит Рюдзи: «Если на тебя уже повесили ярлык бунтаря и хулигана, то почему бы не сыграть эту роль до конца?» Не удивительно, что Рюдзи слышит это от капитана Кидда, ведь их истории так похожи.

Уильям Кидд был капитаном одного из кораблей английского флота, а в его обязанности входило захватывать французские и пиратские суда в Индийском океане.

Капитан Уильям Кидд

Именно для этой миссии Кидд в 1696 году набрал на свой корабль «Приключение» новую команду, состоявшую по странному стечению обстоятельств почти целиком из бывших пиратов. В этом же году его судно впервые и совершило пиратское нападение.

Никто точно не знает, планировал ли сам Уильям Кидд это ограбление, или же его команда действовала без ведома капитана, но в итоге Кидда самого нарекли пиратом. Не предприняв никаких попыток снять с себя обвинения, капитан по-настоящему занялся морским грабежом и провёл так ещё несколько лет, пока не был арестован и казнён в 1701 году.

Вторая персона Рюдзи — Сейтен Тайсей или Сунь Укун — царь обезьян из романа китайского писателя У Чэнъэня «Путешествие на Запад». Чтобы стать сильнее и обрести бессмертие, Сунь Укун учился летать на облаке и творить 72 магических заклинания. Так же он добыл у Морского Дракона оружие Цзиньгубан весом больше восьми тонн. Это отражено в дизайне персоны Рюдзи, на посохе которой написано «8000K».

Концепт-арт Сунь Укуна. Разработчики специально выбрали Сунь Укуна второй персоной Рюдзи, потому что он стоит на облаке, как Капитан Кидд — на корабле

После смерти Сунь Укун попал в ад, чем оказался возмущён. Решив, что его имя по ошибке вписали в книгу мёртвых, он вычеркнул оттуда себя и своих подданных-обезьян. Тогда его взяли в небесное царство работать конюхом, но и тут Сунь Укун устроил скандал из-за слишком низкой для него должности и вернулся на землю.

Для Рюдзи такое развитие его персоны значит примирение с собственной бунтарской натурой и осознание своих настоящих талантов и возможностей.

«Я чувствую её… Мою новую силу!»

Немаловажную роль в образе Рюдзи Сакамото играет и его имя, напоминающее игроку о Рёме Сакамото, самурае XIX века. Тот тоже не был силён в науках, однако отлично преуспел в фехтовании. Как и Рёма, Рюдзи хорош в спорте, особенно в беге.

Рёма Сакамото

Между историей Рюдзи о его борьбе за восстановление школьной команды по бегу и одним из событий в жизни Рёмы Сакамото тоже есть нечто общее. Рёма ушел из своего клана в знак протеста против неравенства между самураями разных рангов.

Рюдзи тоже борется за справедливое отношение ко всем членам команды и хочет, чтобы учителя перестали видеть в детях лишь богатство и связи их родителей, а сфокусировались на развитии их таланта. Сам Рюдзи отказывается возвращаться в команду и планирует заниматься бегом самостоятельно.

Анн Такамаки

По словам дизайнера персонажей Persona 5 Сигэнори Соэдзимы, его работа над игрой началась с создания образа эффектной красавицы с иностранным происхождением Анн Такамаки. Внешний вид Анн, её повседневный костюм и «воровской» наряд стали ключевыми образами, которые легли в основу визуального дизайна игры.

Имя Анн должно было отразить её иностранное происхождение. Девушка упоминает, что долго жила с родителями в Финляндии. Может поэтому ей дали фамилию «Такамаки»: она встречается, как в японском, так и в финском языках.

То, как Анн носит школьную форму, показывает, что она давно не пытается вписаться в японское общество: оно всегда будет видеть в ней в первую очередь иностранку из-за её светлых волос и голубых глаз. Поверх школьной рубашки и мини-юбки девушка носит худи. На ногах — красные колготки и высокие ботинки вместо школьной обуви. Также Анн всегда носит в ушах серьги, хотя украшения в школе запрещены.

Анн совсем не заботит, как она выглядит со стороны

Латексный костюм Анн в Metaverse, дополненный «кошачьей» маской, хвостом и плетью, создаёт ей образ доминатрикс. Он отражает желание Анн перестать казаться всем глупой красавицей, чувства которой никто не принимает в расчёт.

«Знаешь что? Я не какая-то дешёвка, с которой можно поиграть, а потом выбросить...ты, ублюдок»

Анн видит себя в доминирующей роли: девушка прекрасно знает, насколько она привлекательна и умеет этим пользоваться. Персона Анн — роковая женщина Кармен — также отражает её истинное видение себя.

Персона Анн, Кармен. Красный и черный цвета символизируют ее страсть и импульсивность

Эффектная и уверенная в себе Кармен изображена в окружении двух мужчин, головы которых выглядят, как две подарочные упаковки в виде сердец и символизируют намерения поклонников Кармен: их не интересует ничего, кроме её внимания.

Пренебрежительность, с которой Кармен держит обоих мужчин на привязи, показывает отношение самой Анн к тем, кто добивается её. Для девушки они — всего лишь назойливые поклонники, иногда полезные для достижения её личных целей, но не интересующие Анн по-настоящему.

Одним словом, Анн, как и Кармен, не видит ничего постыдного в использовании людей, которые сами считают её дешевой красивой куклой. История самой Кармен в игре — метафора отношения Анн к её учителю Камосиде, который шантажом склонял её к близости.

Беззащитная перед учителем, она всё равно решает противостоять ему. Так же Кармен, зная, что ей судьбой уготовано быть убитой своим бывшим любовником, предпочитает умереть свободной, лишь бы не подчиняться воли мужчины.

Второе пробуждение Анн Такамаки символизирует её рост как человека и осознание ею своих истинных желаний. Новая персона девушки — древнегреческая богиня Геката, покровительница ночи и тьмы.

Концепт-арты Кармен и Гекаты. Вместо двух поклонников на привязи теперь адские псы, охраняющие богиню

Во время одной из встреч с протагонистом Анн говорит ему, что в детстве восхищалась злодейками из поп-культуры. Они казались девочке сильными, умными, решительными и сексуальными. Именно такой хотела стать и Анн.

Геката, которая воплощает в себе всё тёмное, таинственное и запретное, отлично показывает обновлённую сторону личности девушки. Её усилия по работе над собой явно не прошли даром.

Юсукэ Китагава

Начинающий художник и член команды Phantom Thieves, Юсукэ Китагава пылает той же страстью к искусству, что и его прообраз — Утамаро Китагава, мастер рисунка в жанре укиё-э XVIII века.

Утамаро Китагава был известен в первую очередь благодаря своим портретам красивых женщин. Также он рисовал много сюжетов эротического содержания. Возможно именно поэтому Юсуке, по словам разработчиков, создавался как «симпатичный мальчик, но немного извращенец». А ещё в качестве отсылки на творчество Утамаро Юсукэ пытается уговорить Анн нарисовать её в обнажённом виде.

Помимо прочего, история Утамаро интересна ещё и тем, что его картины стали объектом цензуры, а сам художник попал в тюрьму. Произошло это из-за изображения на одной из его работ японского военачальника XVI века Хидэёси Тоётоми в окружении проституток.

Картина, ставшая причиной ареста Утамаро Китагавы

К сожалению, тюремное заключение сильно ударило по здоровью Утамаро, и вскоре после освобождения он скончался.

Дизайн Юсукэ должен был отражать его любовь к традиционному японскому искусству. Именно поэтому он носит маску кицунэ (лисицы), сражается с помощью катаны, а его персона Гоэмон выглядит как актёр театра кабуки.

Персона Юсукэ — вор-джентельмен Гоэмон. Надпись «Ixicava» на его одежде — отсылка на написание имени Исикавы Гоэмона в одном из исторических источников

И такое представление Гоэмона не случайно: Исикава Гоэмон является полулегендарным персонажем и ассоциируется больше с образом японского Робин Гуда из театральных постановок, нежели с реальной исторической личностью. В одном из актов пьесы с его участием — «Золотые ворота и герб Павловнии» — Гоэмон появляется c огромной курительной трубкой (кисеру), которую мы видим в дизайне персоны Юсукэ.

Примечательно, что главный враг Гоэмона — тот самый японский военачальник XVI века Хидэёси Тоётоми, из-за изображений которого был отправлен в тюрьму Утамаро Китагава. После неудачного покушения на Хидэёси Гоэмон был схвачен и казнен.

Вторая персона Юсукэ, Сусаноо — бог бури и ветра из японской мифологии.

Концепт-арты персоны Сусаноо

Забавно, что Юсукэ ассоциируется у других персонажей Persona 5 с дождём и штормом, и они часто шутят о том, как появление Юсукэ портит погоду. Даже летом, в дни, когда художник навещает протагониста в кафе «Лебланк», на улице всегда идёт дождь.

Макото Нидзима

Макото Нидзима — сестра прокурора Саэ Нидзимы — совмещает роль отличницы и президента школьного совета с деятельностью в составе Phantom Thieves.

Пожалуй, Макото одна из немногих школьниц в Persona 5, кто носит свою форму как положено и имеет отличные оценки по всем предметам. Но это не помогает ей вписаться в общество: зацикленная на учёбе и подготовке к поступлению, Макото ни с кем не дружит и позволяет взрослым манипулировать ей ради хорошего рекомендательного письма в колледж.

Но все её скрытые эмоции становятся очевидны, когда Макото облачается в свой наряд в Metaverse.

Макото одета строго по форме

Облегающий кожаный костюм, украшенный металлическими шипами, и кастеты в качестве оружия без слов дают понять: за образом покорной и прилежной ученицы скрывается яростный борец. Наряд Макото напоминает одежду байкеров. Неудивительно, ведь Иоанна, персона девушки, принимает форму байка.

Иоанна, персона Макото

Иоанна — переодетая в мужской наряд женщина, по легенде занимавшая в IX веке пост Папы римского. Хотя её существование было опровергнуто, персонаж Иоанны вошел в историю как символ жажды знаний вопреки обстоятельствам.

Папесса Иоанна

По легенде она переоделась в мужчину, чтобы обучаться наукам. В результате Иоанна добилась таких успехов, что начала преподавать сама, а позже за свои заслуги была избрана Папой. Тайна Иоанны была раскрыта, когда во время одной из процессий у неё начались роды.

Второе пробуждение Макото превращает её персону в богиню войны Анат из семитской мифологии.

Дизайн Анат напоминает робота-трансформера

Для Макото это в первую очередь означает, что она готова принять ту сторону себя, которую всегда стремилась подавлять. Макото отказывается впредь скрываться за образом скромной и исполнительной девочки, готовой подчиняться старшим. Она учится принимать собственные решения и отказывать тем, кто раньше имел на неё влияние. Также перевоплощение Иоанны в Анат свидетельствует о том, что для Макото даже справедливости важнее тяге к знаниям.

Футаба Сакура

Приёмная дочь Содзиро Сакуры и всемирно известный хакер, Футаба стала прекрасным дополнение для команды Phantom Thieves, взяв на себя роль навигатора во второй половине игры.

Имя Футаба — отсылка на Futaba channel или просто 2ch, популярную в Японии имиджборду. А имя матери героини — Вакаба — отсылка на движок, обычно использующийся на подобных вебсайтах.

Футаба не ходит в школу, так что увидеть её можно только в повседневном наряде

Это забавно сочетается с тем фактом, что в начале игры девушка отказывается выходить из своей комнаты и ни с кем не разговаривает, ведь образ хиккикомори обычно ассоциируется с посетителями имиджборд. Кроме того, Футаба активно использует интернет слэнг. Даже её первый хакерский ник Medjed — не просто отсылка на древнеегипетского бога, но и один из самых известных японских мемов.

Medjed: бог и мем

Персона Футабы — Некрономикон, магический том из рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта, символ запретного знания. Всё это подходит к истории героини, которая завязана на поиске истины вокруг загадочной смерти её матери. Пробуждая свою персону, девочка заявляет, что отказывается верить в иллюзии, призванные обмануть её. Она готова открыть запретную правду любой ценой.

В дизайне Некрономикона сочетаются футуристичность и загадочность: на летающей тарелке изображены древние символы и замысловатые узоры

Но даже после появления у девушки новых способностей, она не находит в себе сил моментально изменить свой затворнический образ жизни. Только с помощью своих друзей она учится самостоятельно выбираться из дома.

Результат усилий по работе над собой отражён в пробуждении финальной персоны Футабы, Прометея.

Концепт-арт Прометея

Прометей известен нам из древнегреческой мифологии: титан, отправленный вместе со своим братом, Эпиметеем, на землю, чтобы заселить её людьми. Однако когда брат закончил работу, оказалось, что Прометею уже нечего предложить земным творениям. Тогда он украл с Олимпа огонь, чтобы наделить людей силой и знаниями и позволить им противостоять произволу богов.

Превращение Некрономикона в Прометея символизирует для Футабы конец её собственной миссии по поиску истины ради самой себя. Теперь девочка понимает, что хочет сражаться ради всеобщего блага. Огонь видится как истина, которую Футаба распространяет, благодаря своим навыкам хакера.

Хару Окумура

Хару Окумура — девушка из богатой семьи и последняя, кто присоединился к группе Phantom Thieves. Дизайн Хару сочетается с её мягким характером. Она утончённая и начитанная девушка, которой, однако, с самого детства пришлось привыкать к суровым законам жизни.

Будучи дочерью главы большой корпорации, Хару всегда была в окружении коллег и подчинённых отца. С детства девушка смирилась с тем, что люди добиваются её расположения только ради связей её папы. Хару стремится казаться приветливой и дружелюбной, но за внешней мягкостью её образа скрывается стойкая и коварная натура.

Даже дизайн школьной формы Хару показывает её по-детски наивный и мягкий характер

Хару выпускает наружу внутреннюю бунтарку, когда пробуждает свою персону Миледи.

Персона Хару, Миледи. Вместо лица — лишь маска, ведь Хару всё время скрывает свои истинные чувства от окружающих, надевая маску прилежной и исполнительной девочки

Миледи Винтер, известная нам по роману Александра Дюма «Три Мушкетёра», — манипулятивная и коварная обольстительница. В романе она готова предать любого ради собственной выгоды. На подобное способна и сама Хару.

«А теперь скажи мне... Кого ты собираешься предать?»

Отец Хару говорит ей, что предательство в крови у семьи Окумура. Иронично, но в итоге он сам оказывается предан собственной дочерью.

Когда отец узнаёт, что Хару связалась с Phantom Thieves, он немедленно отказывается от неё. Так же и Миледи, отмеченная клеймом воровки, оказывается брошена обществом на произвол судьбы. Как и Хару, она может рассчитывать только на саму себя.

Но девушку совсем не пугает одиночество, она вполне способна позаботиться о себе сама. Хару выбирает свой путь и отказывается становится пешкой в игре своего отца.

«Прощай, мой дорогой отец»

Вторая персона Хару — богиня Астарта, греческий вариант богини Иштар из шумерской мифологии.

Концепт-арты Астарты. Вместо женщины в маске — многоликая богиня: Хару научилась подстраиваться под ситуацию, а не просто играть положенную ей роль

Астарта покровительствует одновременно любви и войне, что прекрасно отражает двойную натуру Хару. С одной стороны она нежная и хрупкая девушка, а с другой — упорный и стойкий боец.

Имя Хару тоже отлично подходит ей: это отсылка на известную японскую журналистку и феминистку начала XX века — Хару Хирацуку. А фамилия «Окумура» взята от любовника активистки, Хироси Окумуры.

Хару Хирацука

Хару Хирацука боролась за равноправие женщин. В частности, она считала, что навязанный японкам образ «примерной жены и мудрой матери» заставлял их выходить замуж ради социального статуса, но не по любви. Хару Окумура в Persona 5 оказывается перед выбором: заключить брак с нелюбимым человеком ради выгоды или ковать свою судьбу самостоятельно.

«Я предпочту пойти по собственному пути»

Хару Хирацука предпочла прожить жизнь с любимым мужчиной вне брака, а не слепо соблюдать социальные нормы. Учитывая это, совсем не трудно догадаться, какой выбор сделала Хару в игре.

Горо Акэти

В отличие от других героев, у Горо неоднозначная роль в сюжете. В начале он просто второстепенный персонаж, потом — временный член команды, а в конце выступает в качестве антагониста.

Повседневная одежда Горо. Черные перчатки отлично дополняют как его образ детектива, так и наёмного убийцы

О Горо Акэти можно написать отдельную статью, поскольку его история в игре сложна, запутана и не раскрыта до конца (наверняка в будущем в серии Persona про него ещё появится новый контент). Но то, что он задумывался как соперник главного героя, понятно уже по его имени.

Горо в своем наряде из Metaverse. По его мнению, именно так выглядит герой, сражающийся за справедливость

Горо Акэти — это отсылка к Когоро Акэти, частному детективу из книг Эдогавы Рампо. Когоро Акэти — первый протагонист-детектив, которому посвящена целая серия книг в Японии.

Один из романов Рампо о Когоро Акэти

Романы о знаменитом детективе стали фактически японским аналогом серии о приключениях Шерлока Холмса. Эдогава Рампо и сам не скрывал, что был вдохновлён работой Артура Конан Дойля. Подобно знаменитому британскому детективу, у Когоро Акэти есть свой постоянный соперник — некий Призрак с 20 лицами. Однако Призрак, вор-джентельмен и мастер перевоплощения, больше напоминает Арсена Люпена, чем Мориарти.

Персона протагониста Persona 5 — Арсен Люпен

Учитывая, что Арсен является вторым «я» протагониста Persona 5, не трудно догадаться, что детектив неминуемо станет его соперником. Однако, в отличие от своего героического прообраза, Горо окажется вовсе не на стороне справедливости.

Интересно, что одна из персон Горо Акэти — Робин Гуд — пожалуй, самый известный в мире вор-джентельмен. Его дизайн, напоминающий о супергероях из западных комиксов, отражает то, как Горо видит борцов за справедливость.

Персона Горо Акэти, Робин Гуд

Как относиться игроку к этому аспекту личности Горо, не совсем понятно: мы же видели и другую его сторону. Когда Горо раскрывает главному герою свою истинную сущность мстительного и жестокого убийцы, он показывает свою персону — Локи.

Локи известен нам как скандинавский бог хитрости и обмана.

Концепт-арт Локи

Возможно, так видит себя Горо Акэти. Для всех вокруг он герой-детектив, но на деле — обманщик-убийца, скрывающийся у всех на виду. Поэтому Акэти считает, что хорош в обмане так же как Локи. Придумать себе образ детектива, чтобы избежать обвинений самому — это изощрённая хитрость в глазах самого Горо.

Второстепенные персонажи

Садайо Каваками

Учительница в старшей школе днём, горничная ночью, Садайо Каваками — один из самых ярких второстепенных персонажей Persona 5. Её имя напоминает нам о знаменитой гейше, актрисе и преподавательнице актерского мастерства Садаякко Каваками.

Садаякко была воспитана, чтобы стать гейшей, но с удовольствием училась всему, чему позволяла ей эпоха: от дзюдо до скачек на лошадях. В раннем возрасте она увлеклась актёрским мастерством. Поскольку на момент жизни Садаякко Каваками (1871-1946) женщинам было запрещено играть в театре, она устраивала небольшие частные представления, чтобы развлечь своих гостей.

Садаякко Каваками

Из-за проблем с кредиторами мужа Садаякко уехала в США, где стала знаменитой актрисой. Позже, прославившись на весь мир, она вернулась в Японию, чтобы открыть там женскую школу актёрского мастерства. В то время это было смелым решением: учебные заведения для женщин стали появляться лишь в 1870 году. На этот шаг Садаякка подтолкнуло знакомство с американским обществом, где женщины были образованы и начитаны, а карьера актрисы считалась престижной. Сама Садаякко Каваками говорила, что хочет помочь актрисам-соотечественницами стать Сарами Бернар Японии.

При первом знакомстве с Садайо Каваками в Persona 5 она производит впечатление безответственной учительницы, подрабатывающей в около-эскорт услугах по ночам. Её работа в школе кажется прикрытием для двойной жизни. Но чем ближе мы узнаём Садайо, тем отчетливее понимаем: всё совсем наоборот. Садайо готова даже на работу горничной, лишь бы продолжить учить детей.

Концепт-арт Садайо Каваками

Как и знаменитая гейша, Садайо борется с несправедливыми претензиями кредиторов, что не даёт ей заниматься главным делом её жизни. И пусть для Садаякко это был в первую очередь театр, обе женщины сходятся в своей страсти к образованию. Стремление заниматься благородным делом даже в ущерб собственной репутации, которая так ценится в японской культуре, заставляет по-настоящему уважать героиню.

Юки Мисима

Персонаж Юки Мисимы без всяких сомнений был вдохновлён личностью известного драматурга XX века Юкио Мисимы, трижды номинированного на Нобелевскую премию в области литературы.

Юкио Мисима прославился после публикации в 1949 году его автобиографического романа «Исповедь маски», в котором он рассказывает историю мальчика, с раннего детства обнаружившего у себя гомосексуальные наклонности. Конечно, главный герой книги хочет быть как все, а потому надевает на себя «маску», но в конечном итоге оказывается не в состоянии перебороть свои желания.

Юкио Мисима с кошечкой

Персонаж Юки Мисимы погружен в мета-контекст японской культуры гораздо больше прочих героев Persona 5. Зная о наличии параллели между ним и главным героем романа «Исповедь маски», его историю можно понять гораздо лучше.

На глазах протагониста Persona 5 Юки — неуверенный в себе, немного трусливый и не способный постоять за себя подросток — сталкивается со своим бывшим одноклассником. Можно предположить, что Юки питал к нему неоднозначные чувства: герой романа «Исповедь маски» тоже испытывает влечение к своему однокласснику-хулигану.

Концепт-арт Юки Мисимы

Благодаря поддержке главного героя, Юки обретает некую гармонию с самим собой и при последней встрече сообщает, что собирается написать роман о приключениях Phantom Thieves. Возможно, он даже будет называться «Исповедь маски».

Таэ Такеми

Имя эксцентричной и талантливой Таэ Такеми отсылает нас к выдающемуся врачу XX века Таро Такеми. На протяжении 25 лет он был президентом Японской медицинской ассоциации и даже один год находился на посту президента Всемирной медицинской ассоциации.

Доктор Таро Такеми

Таро Такеми был не только талантливым врачом, благодаря изобретениям которого здравоохранение в Японии вышло на новый уровень, но и социальным деятелем. Он считал необходимым объединить усилия экспертов из различных областей (включая медицину, экономику, и политику), чтобы сделать здравоохранение доступным каждому.

Молодая Таэ Такеми — блестящий врач с новаторскими идеями и острым умом, для которой благополучие её пациентов важнее карьеры в медицине. Её преданность своему делу и безразличие к атрибутам успеха невольно вызывает уважение. Однако она оказывается отвергнута медицинским сообществом Японии: оно не понимает её пренебрежительное отношение к карьере. Таэ совершает настоящий прорыв в фармацевтике и изобретает собственное лекарство, но вовсе не ради признания и уважения коллег, а чтобы вылечить больную девочку.

Протагонист Persona 5 восстанавливает справедливость и позволяет Таэ продолжить свою работу. Параллель, проведённая между ней и Таро Такеми, намекает: в будущем Таэ обязательно внесёт свой вклад в развитие здравоохранения.

Тораносуке Ёcида

Политик со скандальным прошлым и бывший член парламента Тораносуке Ёсида кажется довольно непримечательным для западных игроков. В Японии при этом он стал одним из самых популярных приближённых (герой занял пятую строчку в рейтинге популярности второстепенных персонажей).

Это говорит в первую очередь о том, что политический месседж Тораносуке, отражающий, по сути, взгляды самих разработчиков, пришёлся игрокам по душе. В частности, немаловажную роль в этом сыграло и то, что прототипом персонажа выступили сразу два известных политика из истории Японии: Торадзиро (Сёин) Ёсида и Сигэру Ёсида.

Торадзиро Ёсида

Торадзиро Ёсида — видный социальный и политический деятель XIX века, бывший одним из главных теоретиков реставрации Мэйдзи, комплекса реформ, обеспечивших переход политической системы Японии от сёгуната к императорскому правлению. Процесс реставрации Мэйдзи затронул все сферы жизни в стране и помог сформировать японскую национальную идентичность.

Сигэру Ёсида

Имя Сигэру Ёсиды, находившимся на посту премьер-министра Японии в общей сложности 7 лет, ассоциируется в первую очередь с экономическим подъёмом страны в период после Второй мировой войны. Он кардинально изменил политический климат Японии, превратив её в передовую державу. Внутренняя политика Сигэру Ёсиды была направлена на восстановление экономики страны, а внешняя — на сохранение мира. Также при нём была принята Конституция, отразившая ценности и потребности нового государства.

Концепт-арт Тораносуке Ёсиды

Тораносуке Ёсида, как и его прообразы — невероятно прогрессивный политик, стремящийся к полной реформации современного общества. Но из-за его испорченной репутации он не находит себе последователей. Тораносуке был ложно обвинен в хищении государственных средств, и его карьера пошла под откос. Она официально заканчивается, когда Тораносуке выкрикивает «идиот» на одном из заседаний парламента. Примечательно, что точно такая же история постигла и Сигэру Ёсиду: он лишился своего поста премьер-министра из-за оскорбления в адрес другого члена парламента.

История Тораносуке интересна и тем, что он, в отличие от большинства персонажей, отказывается от помощи Phantom Thieves: политик считает, что любое сердце можно изменить словом.

«Я призываю всех вас. Пожалуйста, найдите то, чем ВЫ стремитесь заниматься»

Он не пытается доказать свою невиновность и очистить своё имя. Вместо этого Тораносуке произносит речи о том, как обвинение в преступлении помогло ему понять, каково это: быть слабым, изгнанным из общества человеком, чей голос не имеет значения. Именно этот опыт он использовал для восстановления своей карьеры политика: теперь Тораносуке хочет работать на благо своей стране.

Когда настоящий виновник в хищениях всё же находится, люди обретают новую веру в Тораносуке. Всё потому, что на протяжении 20 лет он продолжал свою работу и стойко терпел все насмешки в свой адрес.

Итико Оя

Имя любительницы выпить после работы Итико Оя напоминает нам о журналисте и социальном деятеле Соити Оя: он был известен своими радиальными социалистическими взглядами и интересом к поп-культуре.

Соити Оя

Сегодня его помнят в первую очередь как основателя библиотеки, в которой хранятся различные публикаций о поп-культуре: такие материалы большая часть архивов предпочитает игнорировать. Также его имя носит премия для выдающихся молодых журналистов.

Концепт-арт Итико Оя

Талантливая и трудолюбивая Ичико Оя стремится раскрыть правду о пропаже своей коллеги и близкой подруги, с которой они вместе работали над громкими делами. К сожалению, оказывается, что её подруга поплатилась за излишнее любопытство. Узнав страшную правду, Итико не бросает опасное расследование. Готовая на всё ради раскрытия истины, она воплощает в себе все качества, которыми, по мнению создателей Persona 5, должен обладать журналист.

Тихайя Мифунэ

Образ молодой девушки-медиума Тихайи Мифунэ был вдохновлён другой самопровозглашённой предсказательницей, Тидзуко Мифунэ. Будучи известной ясновидящей, она покончила с собой вскоре после публичного заявления о наличие у неё сверхъестественных способностей в 1911 году.

Тидзуко Мифунэ

Тихайя Мифунэ приехала в Токио из маленького городка в надежде сбежать от прозвища «монстр», которым её окрестили ещё в детстве. Из-за способности видеть будущее, Тихайя не могла найти себе места в обществе и в итоге оказалась в секте, где её талант использовали для вымогательства денег.

Концепт-арт Тихайи Мифунэ

Пессимистично настроенная и уверенная в том, что судьбу невозможно изменить, она покорно продавала для секты «камни судьбы». Камни сулили клиентам секты лёгкое спасение от всех проблем, но на деле, конечно, не работали.

Когда Тихайя прекращает заниматься шарлатанством и заявляет о том, что «камни судьбы» бесполезны, многие члены секты отказываются ей верить. Они умоляют её решить все их проблемы с помощью магии камней. Разъярённая Тихайя стыдит их за бесхребетность и нежелание самостоятельно менять свою жизнь к лучшему. Всё потому, что благодаря протагонисту она сама понимает: каждый может изменить свою судьбу, стоит только захотеть.

Примечательно, что главу секты, который «приютил» Тихайю, зовут Юити Фукураи. Почти как доктора Томокити Фукураи — психолога, который взялся исследовать способности ясновидящей Тидзуко Мифунэ. Он несколько раз устраивал публичные демонстрации, чтобы доказать наличие у Тидзуко таланта. После одной из них общественность объявила девушку шарлатанкой, и та вскоре покончила с собой. Возможно, та же судьба постигла бы и Тихайю, если бы вовремя не вмешался главный герой Persona 5.

Хифуми Того

Эффектная «принцесса сёги» Хифуми Того получила своё имя от Хифуми Като, известного игрока в сёги, ставшего профессионалом всего в 14 лет.

Хифуми Като

Судьба самой Хифуми, однако, больше напоминает о другой девушке-игроке в сёги — Манао Кагаве. В 15 лет та стала самой молодой женщиной-профессионалом в сёги. Но история её примечательна не только этим: отношение общественности к девушке менялось вместе с её внешностью.

Слева — Манао Кагава в подростковом возрасте, справа — её более позднее фото

В начале своей карьеры Манао Кагава предпочитала андрогинный стиль в одежде, носила короткую причёску и больше походила на мальчика. Однако по мере взросления девушка отрастила длинные волосы и начала одеваться и краситься более женственно. Из-за этого её чащи стали упоминать не просто как профессионала сёги, но как красавицу или даже «идола».

Хифуми подобно Манао ощутила на себе: японская общественность оценивает девушек в первую очередь за их внешность. Роль Хифуми как игрока в сёги вступает в конфликт с её ролью «идола». Девушка боится, что внешность — единственное, что люди замечают в ней. Она хочет, чтобы её воспринимали как профессионала, а не очередную красавицу.

Когда Хифуми узнаёт о том, что её мать проплачивала сёги матчи для своей дочери, она моментально решает рассказать обо всём прессе, хотя это только сильнее ударяет по её репутации. Но Хифуми начинает свою карьеру в сёги с начала и в этот раз самостоятельно. Ей важно добиться всего собственными силами, чтобы доказать: женщина может стать настоящим профессионалом сёги.

Мунэхиса Иваи

Торговец оружием и бывший якудза Мунэхиса Иваи — отсылка на Сокью Имаи (имя Сокью может также читаться, как Мунэхиса). Живший в XVI веке Сокью Имаи был купцом, мастером чайной церемонии и по совместительству продавцом огнестрельного оружия.

Имаи, унаследовавший чайный бизнес после свадьбы, быстро стал невероятно богатым и влиятельным человеком: он даже вошёл в совет своего города. Отличался он не только острым умом, но и умением убеждать людей. В 1568 году его город оказался на грани войны с захватническим кланом Ода. Сокью Имаи, будучи знакомым с военачальником клана, Нобунагой Одой, смог поспособствовать мирному урегулированию конфликта. В благодарность клан Ода купил у Имаи большую партию огнестрельного оружия.

Мунэхиса не расстаётся с леденцом на палочке, что добавляет его образу мягкости: за грубой внешностью скрывается добрая душа

История Мунэхисы Иваи проводит несколько параллелей с жизнью Сокью Имаи. Во первых, имя названного брата Иваи — Цуды — отсылка на друга Сокью Имаи, Согью Цуду.

Кроме того, оба Мунэхисы — отцы. Сына Иваи зовут Каору, а сына Имаи — Сокун (имя Сокун складывается из двух иероглифов: 宗薫, в котором 薫 образует имя Каору). Именно своему любимому сыну Сокью Имаи передал после смерти чайный бизнес и статус мастера чайной церемонии.

Несмотря на свой недружелюбный вид, Иваи — человек с добрыми намерениями. Превыше всего он ценит отношения со своим приёмным сыном Каору. Иваи боится, что его сын тоже пойдёт по неверному пути и свяжется с мафией. Из-за этого он тщательно скрывает от Каору своё прошлое. Этим пользуется бывший названный брат Иваи, Тсуда. Он шантажирует торговца, требуя отдать ему большую партию оружия.

Даже в подсобке магазина Иваи стоит целая упаковка леденцов

Благодаря своим навыкам убеждения и, конечно, с помощью главного героя Persona 5, Иваи разрешает конфликт без кровопролития. История бывшего якудзы, превратившегося в заботливого отца, талантливого бизнесмена и умелого дипломата подтверждает: даже человек с самым тёмным прошлым способен измениться в лучшую сторону. Нужно лишь дать ему шанс.

Cинья Ода

Синья Ода — геймер-вундеркинд и замкнутый ребенок. Но вот его имя отсылает к военачальнику периода Сэнгоку (XVI век), Оде Нобунага.

Да, это тот самый Ода, с которым дружил Сокью Имаи. Забавный факт, учитывая, что персонаж Синьи, как и Мунэхисы Иваи, ассоциируется в игре с огнестрельным оружием. И неспроста: Нобунага Ода был первым японским военачальником, обучавшим своих солдат владению ружьями.

Нобунага Ода

Но в историю он вошёл не просто как талантливый стратег, но и как политический лидер, сыгравший важнейшую роль в объединении японских земель. Подчинив себе сначала собственный клан, Нобунага Ода начал свою завоевательную кампанию, продолжая выигрывать одно сражение за другим.

Его военная стратегия была направлена на победу всеми средствами и любой ценой. Однажды, будучи застигнутым врасплох, Нобунага понял: он не в состоянии выиграть битву. Тогда, чтобы избежать позора поражения, он совершил сэппуку.

Концепт-арт Синьи Оды

Синья Ода в Persona 5 настолько хорош в шутере Gun About, что его прозвали «королём». Во время игры Синья крайне агрессивен: он, как и Нобунага Ода, ненавидит проигрывать. Даже его одежда с надписью «get smoked noobs» сразу бросает вызов всем его потенциальным противникам.

«Заткнись! Заткнись! Заткнись! Я самый сильный! Лучший! Король!»

Синья уверен: чтобы стать успешным, нужно быть сильным и всегда выигрывать. По его словам, поражение — это конец. Но, в отличие от Нобунаги, Синья приходит к выводу, что после поражения жизнь не заканчивается. Наоборот, проигрыш может изменить чью-то жизнь к лучшему. Ведь по-настоящему силён не тот, кто никогда не проигрывает, а тот, кто умеет признавать свои слабости.

Концовка: кто нас контролирует?

Собрав вокруг себя единомышленников, главный герой Persona 5 пытается во что бы то ни стало изменить страну, которой управляют негодяи.

Антагонистами в игре выступают взрослые: они пользуются своим статусом и богатством, чтобы паразитировать на молодом поколении. Каждый из них символизирует один из семи смертных грехов человечества. Об этом игра многократно сообщает нам: например, через названия достижений.

Подобный символизм встречается часто и всем понятен. Да и истории этих злодеев знакомы: политик-тиран, учитель-насильник, художник-плагиатор и тому подобные персонажи легко вписываются в контекст любой культуры. Однако главный антагонист в игре вовсе не человек.

Финальный босс Persona 5 — бог контроля, Иалдабаоф

Многих концовка Persona 5 озадачила таким несоответствием: после часов противостояния реальным людям герои сражаются с богом. На первый взгляд, это такой классический японский финальный босс: огромный, эпичный и бессмысленный. Но стоит уловить символизм, который за ним кроется, и понимаешь: концовка Persona 5 — идеальное завершение истории.

Концепт-арт Иалдабаофа

Чтобы понять, кто такой Иалдабаоф, нужно обратиться к сифианскому гностическому мифу (гностицизм — это одно из течений раннего христианства). По сюжету мифа, одна из дочерей истинного бога, София, позавидовала его могуществу. Плод её зависти принял форму ложного бога — слепого к истине Иалдабаофа. Он создал материальный мир: постоянно изменчивый и наполненный злобой, противоположный миру божественному. Цель гностиков — с помощью знаний разрушить оковы ложного бога Иалдабаофа и вернуться в мир вечного блаженства к истинному богу.

Тут же стоит вспомнить и финальную персону протагониста — Сатанаила. В гностическом мифе Сатанаил — бывший служитель Иалдабаофа. Когда Сатанаил понимает, что Иалдабаоф — ложный бог, он дарует людям знания для победы над ним.

Сатанаил побеждает Иалдабаофа

И тут становится понятно: metaverse — именно тот ложный мир, созданный ложным богом. А всю игру герои продирались сквозь этот мир навстречу истине, чтобы разбить оковы Иалдабаофа и вернуть себе свою страну.

Выходит, что к битве с Иалдабаофом игра готовила нас с самого начала. Протагонист служит ему, как Сатанаил, и лишь в конце осознаёт, что перед ним — ложный бог, паразитирующий на желаниях человечества.

Но изначально «бог контроля» Иалдабаоф прикидывается «Святым Граалем» — источником жизни и бессмертия. И это не случайно: в данном случае Грааль — это манифестация желаний всего японского общества.

По мнению создателей Persona 5, их соотечественники больше всего на свете хотят быть нормальными и спокойно жить, подчиняясь правилам общества. Этими желаниями и «питается» Святой Грааль.

Концепт-арт Святого Грааля

Но кто же контролирует само общество? Уж точно не кто-то конкретный: даже свергнуть премьер-министра Японии оказалось недостаточно, чтобы страна стала лучше.

Ответ разработчиков Persona 5 таков: единственные, кто контролирует общество — это сами люди. В таком случае вполне логично, что главным врагом Phantom Thieves в конечном счете выступает сама идея о необходимости контроля, воплощённая в виде Иалдабаофа.

Святой Грааль оказывается лишь бездонной чашей, а скрывается в ней «бог контроля». Это отлично показывает, как люди обычно предпочитают видеть саму сущность контроля. Внешне довольно привлекательная идея следовать правилам для достижения счастья зачастую оказыватся лишь уловкой, заманивающей людей в настоящее рабство.

«Именно так! Человечество само желает, чтобы Святой Грааль стал тем богом, который будет управлять им!»

С самого начала игра неумолимо вела нас к вопросу: как же всё-таки изменить современное общество? Истории антагонистов, символизирующих семь смертных грехов человечества, лишь доказывают: люди легко закрывают глаза на существование этих грехов. Общество готово принять всех грешников и праведников без разбора до тех пор, пока они согласны молча служить Святому Граалю и не сеять смуту.

Все злодеи вернулись в плен к богу контроля

Даже бывшие преступники, с которыми мы сражались всю игру — ранее такие дерзкие и готовые на всё ради своих эгоистичных желаний — в финале с радостью возвращаются в свою уютную тюрьму. Каждый согласен служить идее тотального контроля, чтобы общество от него не отказалось.

В конце концов героям Persona 5 остаётся только разбить оковы контроля и самим побороть желания общества, чтобы изменить свою страну к лучшему.

Что Persona 5 хотела рассказать нам

Безусловно, сюжет игры актуален практически для любой страны, но особенно для коллективистских культур: таких как японская, и таких как наша.

Через Metaverse (материализовавшееся коллективное бессознательное) Persona 5 наглядно показала: общество зациклено на стабильности и нормальности. Порой люди категорически отказываются признавать существование проблем. А тех, кто говорит об этих проблемах открыто, предпочитают не замечать. Даже когда они оказываются у всех на виду.

Лишь те, кто готов признать существование в обществе проблем, способны его изменить. Persona 5 рассказывает нам историю тех немногих бунтарей, дерзнувших бросить вызов застою.

Взгляд создателей Persona 5 на будущее Японии не наивен, но всё же оптимистичен. Близкий к жизни сеттинг дополнен нарочито реалистичным, а порой даже чересчур суровым нарративом. Тем не менее, разработчики верят: молодое поколение способно изменить прогнившее, уставшее и лишённое амбиций общество к лучшему.

«Это горькая правда, но негодяи, которых презирают Phantom Thieves… они повсюду»

В итоге Phantom Thieves не удаётся в одночасье реформировать общество, ведь это коллективная задача. Но герои надеются, что своими действиями они изменили взгляды людей на проблемы своей страны. А это — уже первый шаг навстречу переменам.

Знание исторических и культурных отсылок сильно углубляет понимание Persona 5. Все небольшие детали складываются в итоге в единую картину, а заложенные в игру мысли разработчиков считывается гораздо яснее.

В одном из интервью директор игры Кацура Хасино , что его мечта — оставлять след в душе игрока, менять людей к лучшему. Возможно, Persona 5 это удалось.

Картина дня

наверх