Обзор The End Is Nigh. Прыжки, полные боли и страданий

Обзор The End Is Nigh. Прыжки, полные боли и страданий
Близкие по духу
Super Meat Boy
Gish
Sundered
Shovel Knight
I Wanna Be The Guy: Gaiden
Эдмунд Макмиллен — талантливый геймдизайнер, давно сделавший себе имя в мире инди-игр. Он известен по хитам Super Meat Boy, The Binding of Isaac, Fingered и другим, менее именитым, но не менее странным проектам. И вот в июле внезапно, без каких бы то ни было прелюдий, появляется его новая игра — невыносимо хардкорный платформер The End Is Nigh.
С The End Is Nigh приключилась занятная история — Эдмунд и его напарник Тайлер Глейел решили обойтись без маркетинговой кампании, возложив надежду на пользовательские обзоры в Steam, сарафанное радио и былые заслуги. Игру выпустили «втихую», буквально на партизанский манер, и только для аудитории PC-игроков. К слову, сейчас проект — временный эксклюзив PC, но в будущем заглянет на PlayStation 4 и Switch.
По сюжету игры главный герой Эш так заигрался на любимой консоли, что пропустил апокалипсис. Окружающий мир разрушен, конец света произошел некоторое время назад, а у Эша сломался картридж с любимой игрой. Персонаж решает найти себе друга, чтобы поиграть во что-нибудь еще уже с живым напарником. Но вокруг все мертвы, и Эшу придется собрать себе друга из опухолей, язв и останков существ, населявших его мир. Мир в TEIN неприветливый, дикий и по-своему безумный, а узнаём о нем мы из монологов призраков и странных существ, тоже каким-то чудом переживших светопреставление.
Официальный геймплейный ролик The End Is Nigh.

Точность или смерть

Тела усопших выполняют сразу две задачи: рассказывают о новых препятствиях или игровых механиках, а заодно произносят монологи, полные чернейшего юмора.
Перед нами — духовная наследница Super Meat Boy, а по совместительству самый жестокий платформер со времен Shovel Knight и I Wanna Be The Guy: Gaiden. Игра, где тяжело и неуютно будет даже тем, у кого есть опыт получения рекордов в SMB и других играх Эдмунда. Потому что правила стали еще жестче.
В отличие от «Мясного мальчика» из самой популярной игры Макмиллена, Эш не способен отпрыгивать от стен и полагается на торчащие зацепки и уступы. Персонаж намеренно неуклюж, как желеобразный монстр из Gish, еще одной игры разработчика, а арсенал его трюков заметно ограничен. Придется выжимать максимум из того скупого набора, что доступен одноглазому герою с первой же минуты игры.
Особенность уровней TEIN в шаткости и хрупкости. Все постоянно разваливается, осыпается и норовит отправить Эша в тар-тарары.
The End Is Nigh состоит из прыжков, нырков и полетов, в которых от игрока и доверенного ему Эша требуется ювелирная точность, филигранность каждого движения и бюргерская педантичность. Там, где Super Meat Boy делала ставку на высокую динамику и бешеный ритм, TEIN советует запастись стрессоустойчивостью и грамотным расчетом. Без соблюдения тайминга и точных до пикселя прыжков будет сложно. Даже очень. Лучше сразу накопить успокоительных таблеточек и приготовиться к сотням смертей и перезагрузок уровня.
Важный нюанс — лишив героя возможности совершать прыжки от стены к стене, Макмиллен потерял тот ритм, так называемый «flow», с которым у Super Meat Boy все было в полном порядке. Автор игры превратил сложность в самоцель, в хардкор ради хардкора и очередного сломанного геймпада. Мы забыли сказать, но играть на клавиатуре в The End Is Nigh почему-то особенно больно. Так что если у вас нет удобного контроллера, можете смело готовиться к худшему.
Над нашим героем пролетает так называемая «опухоль» — один из предметов, ради которых придётся расшибаться в лепёшку раз за разом.
Главный недостаток заключается вовсе не в оглушительной сложности, по которой с новинкой не сравнятся предыдущие игры Макмиллена. Основная проблема тут скорее в том, что геймдизайнер слишком увлекся самокопированием и фактически создал «младшего братика» для Super Meat Boy 2010 года, не предложив ничего нового. Некоторые пользователи Steam негодуют и называют проект запоздалым DLC к SMB, другие просто сдержанно указывают на вторичность материала.
Учитывая предыдущее наследие автора, для него такое «топтание на месте» кажется скорее попыткой взять паузу и выпустить промежуточный, необязательный проект. Вероятно, именно с этим и связано нежелание разработчиков тратиться на продвижение игры и выбранная дата релиза — в июле, когда в индустрии полное безрыбье и «безыгорье». В таких условиях TEIN поневоле становится куда более привлекательной покупкой.
Пример частично разведанной карты мира. Эти иллюстрации
Жаловаться на дефицит контента в The End Is Nigh не приходится. Макмиллен и Глейел сделали огромную игру — свыше шестисот экранов-локаций, двенадцать разных глав-миров, двадцать мини-игр в виде спрятанных с особой тщательностью картриджей. И каждый мир предлагает свой ключевой элемент страданий, делая ставку то на недостаток освещения, то на ядовитую воду, то на самонаводящиеся пушки, то на ломающиеся платформы. Везде торчат шипы и колючки, а любое прикосновение карается смертью. Сопротивляйся или умри — третьего не дано.
Ретроуровни вызывают сильное дежавю, а заодно и ностальгию по настоящим, в отличие от TEIN, восьмибитным платформерам.
Для тех, кому такого хардкора мало, есть мини-игры, переосмысливающие классические хиты аркадных залов (Ash Climber вместо Ice Climber или Rubble Bobble вместо Bubble Bobble). В этих играх, спрятанных на предметах-картриджах, есть собственные достижения, трофеи, а также, в лучших традициях старой школы, ограничения по жизням и количеству продолжений после «Game Over». Райские условия для ретроградов и хардкорщиков... и мука для всех остальных.
В мире The End Is Nigh старина Pac-Man мутировал и превратился в плотоядного Pus-Man.
Похоже, автор Super Meat Boy пытался повторить формулу успеха предыдущей игры, но для надежности решил ее многократно усложнить. То есть взял SMB и сделал ее очень трудной и мрачной. Несмотря на практичный подход, создать бестселлер по лекалам игры семилетней давности не получилось — по данным SteamSpy, продажи еще не достигли даже 40 000 экземпляров. По сравнению с предыдущими проектами этого автора, результат более чем скромный.
Да и не в продажах даже дело, а в том, что TEIN ощущается как обычный, крепко сбитый инди-платформер — жалкая тень того, на что способен талант Макмиллена. А от талантливого человека ждешь игр соответствующего уровня.
Порадовало
  • удобное управление;
  • забавные монологи;
  • мрачный юмор, свойственный всем играм Эдмунда;
  • большое количество контента.
Огорчило
  • вторичность;
  • отсутствие настроек сложности;
  • излишнее самоцитирование;
  • однообразная и надоедающая музыка.
Как мы играли
Во что: игра куплена автором
На чем: PC
Сколько: около тринадцати часов
Ачивка редакции
«Возьми себя в руки, Эдмунд!»
И разморозь уже, пожалуйста, Mew-Genics.
О локализации
Игра на английском языке. Русского перевода в планах у авторов пока нет.
ХОРОШО
7,5
Оценка
Игромании
Вердикт
Извините, но все это мы где-то уже видели — перед нами первый за долгие годы проект Эдмунда Макмиллена, лишенный свежих идей и дерзких игровых механик. Спасает его лишь то, что это все же хороший в целом платформер, где порой проглядывает фирменный стиль любимого геймдизайнера.