На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 987 подписчиков

Свежие комментарии

Человек, который уничтожил мафию. Обзор Mafia 3

Шестидесятые. Время рок-н-рола и маслкаров. Из приемников звучат The Animals, The Rolling Stones и Creedence Clearwater Revival. По дорогам разъезжают рокочущие монстры силой под четыре сотни «лошадей». По Америке проходит вторая волна феминистских протестов, а расизм в стране то и дело становится причиной преступлений и массовых беспорядков. В то же время вымышленный американский город Нью-Бордо, где происходят события Mafia 3, лишается по очереди всех своих капореджиме и их подручных.

Это вершит правосудие Линкольн Клей.

 

Мафия африкано

Когда Линкольн возвращался из Вьетнама, он вряд ли подозревал, что все так обернется. Первый день на гражданке ознаменовался вечеринкой, организованной в его честь друзьями и родными. Казалось бы, для него вновь началась жизнь в мире, свободном от ужасов войны. Однако и в этом мире есть свои ужасы...

Вскоре выясняется, что приемный отец Линкольна ведет дела при местной мафии. Сам герой и его друзья тоже не прочь провернуть выгодную авантюру и просто не могут отказаться от заманчивого предложения ограбить федеральное хранилище. Они и не отказались, но Сэл Маркано обвел их вокруг пальца и забрал деньги себе, а его люди убили всех близких Линкольна.

Досталось и Клэю, однако ему «повезло». Из пожара его вытащил, а затем и выходил священник отец Джеймс, который воспитывал Линкольна в детском приюте. Придя в сознание, герой клянется расквитаться не только с Сэлом Маркано, но и со всей городской мафией.

Коварство мафиозных семей — центральная тема «Мафии» с самой первой части. Вспомните, как легко пошел против Тома и Полли дон Сальери, прознав об их «халтурке». И как Вито Скалетту использовал каждый капо, на которого тот работал. Герои и их напарники рано или поздно становились неугодны кому-то «свыше» из-за какой-то мелочи, противоречащей омерте, и на них спускали всех собак.

Разработчики Mafia 3 решили раскрыть эту тему в самом начале игры. Они сразу показали мафию жестокой организацией, а ее дона — последней скотиной, идущим по головам ради богатства и власти.

Но лучше ли как человек сам Линкольн? Казалось бы, он руководствуется благой целью: отомстить за семью и избавить город от «раковой опухоли». Однако его метод — это метод типичного мафиозо, борющегося с конкурентами: уничтожить и прибрать к рукам чужой бизнес. Со временем Линкольн сам становится главой крупной преступной группы и встает в один ряд со своими врагами. Герой этого и не отрицает, но утверждает, что лучше он, чем кто-либо другой.

► В игре очень удобная навигация — в виде таких вот виртуальных дорожных знаков.
► Замки тут взламываются иначе, чем во второй части, — монтировкой.

Такой герой не подходит для той самой «Мафии», да и не каждый игрок примет его. В прошлых частях нас тоже «кидали», и приходилось мстить клану, на который мы некогда работали. Но прежде история успевала познакомить с традициями семьи и давала вкусить немного специфической романтики.

В новой игре совсем нет мафиозного духа. И дело даже не в отсутствии фетровых шляп или костюма — Вито тоже половину игры ходил в кожаной куртке. Дело в том, что Линкольн — обыкновенный преступник. Ему ничего не стоит вломиться в чей-то дом, чтобы урвать следующий выпуск журнала Playboy. Равно как и убить свидетелей своих преступлений, будь то бабушка, ковыляющая к автомату сообщить об угоне, или парень, спешащий вызвать полицию, чтобы та разогнала схлестнувшихся отморозков. Характер и повадки Клэя не изменятся, даже когда он соберет подельников и выстроит внушительную криминальную империю.

PC-проблемы Mafia 3
 

Релиз PC-версии Mafia 3 вызвал скандал. Игру выпустили недоделанной как в техническом, так и в геймплейном плане. То, что можно было увидеть на экране, в лучшем случае тянуло на 2007 год. И черт бы с ограничением частоты кадров — проблема в другом. На максимальных настройках игра попросту растягивает картинку до 1080р. Прием, конечно, не новый, но ужасно грязный и некрасивый: изображение получается замыленным, теряет краски и контраст. Ни чистого глубокого черного, ни белого цвета при таком раскладе не встретишь. Все остальные цвета, разумеется, тоже блекнут.

Освещение лихорадило: стоило солнышку скрыться за тучами, как сгущалась предгрозовая тьма, небо затягивал смог. Вскоре же светило снова показывалось из-за туч и начинало бить в глаза так, что без солнечных очков на монитор больно смотреть. Тени порой выдавали лесенку из пикселей такого размера, что Minecraft позавидует. Брызги грязи, летящие из-под колес автомобилей, размером и формой напоминали детские кубики.

Не все ладно было и с отражениями — кузова машин блестели как дешевый пластик, боковые зеркала смотрели на игрока неотполированными кусками железа. С зеркалами в ванных и вовсе чертовщина — то они не отражают героя вовсе, то отражают лишь отдельные его части, то показывают слайд-шоу.

Проблема выявилась и с управлением. С одной стороны, оно содержало кучу не совсем понятных элементов, вроде перекладывания винтовки с плеча на плечо, с другой — активно использовало правую сторону клавиатуры, игнорируя при этом ряд F. При подключении контроллера я обнаружил, что играть с него не выходит. В раскладке управления под геймпад подписана всего пара кнопок, и это не глюк перевода — активные подсказки в игре тоже пустели, перебор кнопок не давал результата. При этом в отзывах в Steam я читал, что у других игроков контроллеры работали.

Многие игровые элементы вызывали вопросы. Враги и по сей день страдают задержкой в развитии: шагов Клэя они не слышат, а фигуру здоровенного детины могут не заметить, даже подойдя к нему вплотную. Физика разрушения транспорта примитивна. Легкие вмятины, выбитые фары и стекла, оторванная крышка капота, шатающиеся бампера, лопнувшие шины — вот и все, чем мне удалось измучить авто.

В итоге создается впечатление, что разработчики пытаются передать сложность жизни чернокожего в Америке 1960-х не через историю, а через насилие над игроком. На старте в PC-версии почти все было плохо или неудобно, каждая мелочь мешала получать удовольствие от игры. На следующий день авторы выпустили патч на 1,2 ГБ, и он подправил ситуацию. Блокировку в 30 FPS сняли, свет перестал меняться как на дискотеке, а управление перебрали. Игра стала красочнее и вылетает вроде бы не так часто. Исправили, конечно, далеко не все, но начало положено. Может, еще через пару «заплаток» мы получим современную игру, которой можно наслаждаться свободно.

Автор: Евгений Пекло

Уличное правосудие

Но до того предстоит пережить часы пыльной, нудной и достаточно однообразной работы.

Власть в Нью-Бордо Сэл Маркано разделил между своими подручными. До него невозможно добраться, пока не уберешь его лейтенантов и капо. Чтобы выйти на любого из них, Линкольну нужно бегать по информаторам, знающим, как прижать того или иного гада. Какой-нибудь газетчик пожалуется ему, что гангстеры мешают изданию развиваться, а боксер расскажет, что не может выиграть бой из-за одного ублюдка и кучки бандитов.

В другом месте проблемы с наркотиками, в ином — с проституцией. А прежде чем удастся прихлопнуть даже самого мелкого подручного, придется расшевелить весь муравейник: нанести бизнесу изрядный ущерб и проредить шайку подручных головорезов.

Переключаются районы, торговцы оружием сменяются наркобаронами, но задачи остаются прежними и чаще всего сводятся к убийству очередного негодяя, краже денег, нападению на заведение и уничтожению ценного товара.

Да, студия Hangar 13 создала город, где вроде бы есть чем заняться, где не найти покоя и некогда отдыхать. Проблема лишь в том, что те занятия, что в ином Assassin’s Creed были бы побочными, здесь обязательны к выполнению, иначе не выманить очередного босса.

► Хоть действие обычно происходит в рамках одного района, вас не раз и не два пошлют через всю карту на очередное «важное задание».

В итоге уже через несколько часов становится наплевать на имя того или иного злодея. В голове проносятся итальянские фамилии — не то Боттичелли, не то Морриконе, не то Пеллегрини, — и мы, будто на автомате, несемся пачкать руки новой кровью. И так до тех пор, пока на пути не окажется сам Сэл Маркано.

По большей части Линкольн вершит правосудие лично, но он не один в своем деле. Управлять отобранным у местных гангстеров бизнесом помогают подельники: Кассандра, Вито Скалетта (тот самый, из второй «Мафии») и Томас Берк. Помогают они в обмен на помощь Линкольна. Кассандру и Вито герой вытащил из лап у разных группировок, а Берку помог управиться с делами на свалке автомобилей.

Их содействие избавляет игру от части рутины. По рации, которую мы получаем в определенный момент, можно попросить помощников Кассандры подогнать фургончик с оружием и боеприпасами. Парни Вито за отдельную плату рады помочь в зачистке очередного крысятника. Знакомые Берка по запросу готовы пригнать быструю или бронированную машину или подкупить копов.

► Наши подельники: Кассандра...
► Вито Скалетта...
► И Томас Берк.

 Любопытно устроено и распределение территории между напарниками. Получая больше земли, они расширяют ассортимент услуг: предлагают новое оружие, улучшения для него, модификации для автомобилей и прочее. Но, если распределять территорию неравномерно, кто-то из обделенных начнет возмущаться, а в какой-то момент его терпение лопнет: подельник перестанет помогать, начнет вставлять нам палки в колеса и подсылать своих людей для «решения проблемы».

► Берк негодует, что очередной кусок территории прошел мимо него.

Системой захвата чужого бизнеса и территорий игра напоминает The Godfather 2. Однако, в отличие от нее, из Mafia 3 вышел неплохой боевик. Перестрелки с врагами не лишены накала и проходят в очень быстром темпе. Укрытия используются только для того, чтобы перевести дух, ведь враги очень скоро выкуривают из засады зажигательными смесями и гранатами или бесцеремонно заявляются, чтобы расстрелять в упор.

Нередко бывает, что Линкольн врывается на вражескую базу, подстреливает встретившего его врага, смачно и эффектно добивает жертву ножом, затем достает дробовик и кладет еще парочку верзил, схватывает пулю в плечо, присаживается подлечиться за укрытием, параллельно раздавая несколько хэдшотов подряд, — и в таком темпе зачищает всю локацию.

► Ощущения от оружия, скажем так, правильные: пистолет ощущается пистолетом, револьвер — револьвером, винтовка — винтовкой, а дробовик — дробовиком. Не больше и не меньше.
► Проходить многие ситуации по-тихому зачастую эффективнее и быстрее.

Сага о гангстере

Следить за развитием сюжета тем не менее интересно. Конечно, развязка очевидна сразу, но за душу берет подача истории. Частично это нарезка из документального фильма, где разные люди рассказывают о Линкольне Клэе.

И каждый рисует персонажа с новой стороны. Детектив Магуайр, всю жизнь шедший по его следу, говорит о Линкольне как о чудовище, о киллере, который, очищая город от мрази и бандитов, сам превратился в их подобие. Истории отца Джеймса раскрывают Линкольна как человека и проясняют события, произошедшие с ним во Вьетнаме. Наконец, агент ЦРУ Джон Донован, который и выводит героя на большинство гангстеров, растолковывает, как именно они с Линкольном все провернули.

► Рассказчики: детектив Магуайр...
► Агент ЦРУ Джон Донован...
► И Отец Джеймс....

Из этих рассказов делаешь вывод, что Линкольн Клей — спорный герой. Иногда попросту неприятно ассоциировать себя с ним, и в этот момент вспоминается Мартин Уокер из Spec Ops: The Line. Возможно, многим Линкольн будет так же отвратителен. Хотя уверенный в своих действиях герой в любом случае лучше индифферентного Вито, который только и умел, что выполнять чужие поручения.

► Может показаться, что это просто хорошая фотография парка развлечений в ночи...
► ...если бы не одна маленькая деталь.

Что же касается второстепенных персонажей, то они оказались яркими и запоминающимися, не в пример героям Mafia 2, откуда кроме Вито и Джо с ходу сложно кого-то вспомнить. Тот же агент Донован показывает себя веселым и чудаковатым парнем, коего легко можно застать за стрижкой ногтей. Вито предстает возмужавшим хладнокровным гангстером. Глава гаитянской банды Кассандра очень недоверчива и со всеми расходится во взглядах. Берк —  типичный грубый ирландец, вечно навеселе и редко расстается с бутылкой.

Увы, повествование в Mafia 3 резко контрастирует с миром игры. В общих чертах Нью-Бордо напоминает о своем прообразе (Новом Орлеане), но сам город безлик. О времени действия говорят только рекламные плакаты на зданиях, неоновые вывески баров, девушки в цветастых платьях и с пышными прическами да еще автомобили.

Презрительное отношение к темнокожим заметно только в сюжетных роликах и репликах врагов. В какой-нибудь GTA геймдизайнеры придумали бы кучу сценок, где полиция без причины избивает черного, а темнокожие бандиты устраивают перестрелки с итальяшками, или иным образом показали массовые беспорядки, участившиеся после смерти Мартина Лютера Кинга.

► Единственное место в игре, где проявляется расовая ненависть, — магазинчики. Продавец сразу намекнет, что вам тут не рады, и попытается выгнать. Правда, ничего не сможет поделать против пистолета.
► Стоит на глазах у полицейских задеть чужое авто, и копы открывают огонь без предупреждения.

Но в Mafia 3 ровным счетом ничего не происходит. Люди и автомобили куда-то двигаются, но это все декорации, призванные лишь имитировать живой город во время погони за очередным мафиозо.

Миссии в большинстве своем не блещут изобретательностью, хотя встречаются и задания ручной выделки, вроде погони за капореджиме на тонущем пароме. На палубе все рушится, ходит ходуном, судно кренится, и в этих условиях нужно как-то отстреливать врагов. Такие миссии, к сожалению, можно по пальцам пересчитать. И если бы их было чуть больше, а всю ту рутину, которой приходится заниматься добрых два десятка часов, превратили в необязательные побочные задания, игра от этого только похорошела бы.

Как ни печально, но просто исследовать город тоже не хочется. К тому же и ездить на машинах в Mafia 3 не так интересно, как в прошлых частях. В первой Mafia я подключал руль, чтобы покататься по городу на медлительных довоенных автомобилях (и именно то, что они никуда не торопились, особенно грузовичок, доводило чуть ли не до экстаза). То же самое в Mafia 2, а вот в третьей части развлекаться подобным образом нет никакого желания.

► После ослепительных закатов в Forza Horizon 3 размытые серые облака в пасмурном Нью-Бордо нагоняют грусть и напоминают размазанную по тарелке овсянку.

Что касается местных маслкаров, то они ведут себя подобающим столь мощным и агрессивным машинам образом: срываются с места с пробуксовкой, входят в повороты со свистом шин. И при этом управляются комфортно. Даже в режиме «симуляции», когда автомобили показывают характер, их легко удержать на дороге и так же легко остановить, ударив по тормозам.

► Машины взрываются так же легко, как в трейлерах, но таких ситуаций в игре почти нет, если их не провоцировать.

* * *

Самая серьезная проблема Mafia 3 в том, что из нее напрочь исчезло все, за что мы любили первую часть. Здесь не вдохнуть романтики криминального мира. Линкольн очень неоднозначный персонаж, которому сложно сопереживать. А просто кататься по миру, любоваться им и слушать рок-н-ролл наскучивает быстро.

Впрочем, все это не делает Mafia 3 плохой игрой. Для многих она станет недурным боевиком, действие которого происходит в 1960-х годах. Именно за это ее и стоит ценить.

ВЕРДИКТ

Не совсем та «Мафия», которую ждали фанаты, но крепкий боевик про человека, ради мести пошедшего против целого преступного клана. В немалой степени рутинный и однообразный экшен, скучный в открытом мире, но рассказанный чертовски здорово. Ни в коем разе не продолжение культовой в наших краях первой «Мафии», и это нужно понимать, чтобы не разочароваться с первых минут.
 

Картина дня

наверх