Рассматриваем более чем сомнительные выводы масштабного исследования University of Buffalo.
Попробуйте ответить себе на простой и честный вопрос: что вы будете делать, когда наступит (зомби или ядерный - не суть важно) апокалипсис? Огораживать территорию, растить капусту и пытаться очищать воду? Или всё же мародёрствовать по округе, сколотив банду таких же беспринципных негодяев, и вооружившись дробовиками и бензопилами?
На ум сразу приходят сцены из Mad Max и Walking Dead, вспоминается игровой опыт Fallout и Wasteland. Особо мрачные личности вспомнят роман “Дорога” - ну или его экранизацию с гениальным Вигго Мортенсеном в главной роли (для тех, кто не в курсе: Мортенсен - это ранний аналог людоеда и музы Кодзимы, то есть Миккельсена).
Но, оказывается, столь мрачную картину будущего этого мира рисуют себе далеко не все. Учёные Университета Буффало (США) провели психо-социологическое исследование конца света… на примере MMO ArcheAge. В качестве подопытных кроликов выступило свыше 80 тыс. игроков бета-сервера этой известной онлайн-RPG. ArcheAge - это классический фэнтезийный мир в корейском прочтении: можно не только сражаться, но и строить, торговать, развивать сельское хозяйство, исследовать и так далее.
Цель научных изысканий была достаточно простая: понять, что будет делать крупный коллектив людей, точно знающих, что грядёт конец света. Это чисто гипотетическая ситуация, которую невозможно смоделировать в реальной жизни. Но на помощь американским учёным пришла игра.
Игроков отдельного бета-сервера ArcheAge изначально предупредили, что их хрупкий виртуальный мирок будет безжалостно уничтожен через 11 недель: никаких переносов или сохранений данных - только ваше любимое ничего. Существует такая особенность человеческой психологии: любое действие, лишённое далеко идущих последствий (в том числе и в виде наказания) становится в той или иной мере бессмысленным. Неудивительно, что в подобной ситуации моральный компас отходит на второй - если не на третий - план.
По крайней мере, научные сотрудники Университета Буффало признали: результаты их исследования нельзя целиком и полностью экстраполировать на реальный мир. Всё-таки получены они в игре. Тем не менее, доктор Арим Канг, возглавляющая группу учёных, с гордостью заявляет: их данные - это нечто максимально приближенное к объективной реальности. Результаты исследования даже будут представлены этим летом на Всемирной интернет-конференции в Австралии (в той самой Австралии, в которой происходят события Mad Max. Совпадение? Не думаем).
Учёные разделили действия игроков на 11 категорий - сражения, строительство, вечеринки и т.д. - и проанализировали свыше 275 млн таких действий. Доктор Канг и коллеги констатировали: перед лицом грядущего армагеддона (то есть за одну-две недели до вайпа сервера ArcheAge) процент убийств действительно подрос, но незначительно.
Группа учёных хотела подчеркнуть другой факт: количество случаев про-социального поведения выросло многократно. Игроки стали намного чаще писать друг другу в чате (причём не про “твою мамку”, а в благожелательном ключе) и заводить новых друзей. В результате Арим Канг со своими коллегами пришла к ряду выводов, среди которых - следующий: в реальной экстремальной ситуации люди, в основном, будут пытаться сформировать коллективы для совместного противостояния тяготам сурового нового мира.
А теперь Gmbox позволит себе неслыханное: усомниться в адекватности исследования Университета Буффало. Нет, даже не так. Раскритиковать его, втоптать в грязь, не оставить и камня на камне.
Во-первых, выбор игры. Мы не собираемся критиковать ArcheAge как таковой. Но подходящий ли это вариант для анализа постапокалипсиса? Конечно же нет! Открываем официальный сайт игры, и что мы там видим? Милые медвежата. Остроухая няшная японская девочка посылает воздушный поцелуй кавайному гигантскому плюшевому кролику. Изящные эльфы и гномы всех цветов и размеров мирно тусуются на зелёном лужке.
Уже одним своим визуальным стилем игра настраивает если не на мирный, то на некий романтический и даже одухотворённый лад. Тем временем, когда экскременты реально попадут на вентилятор, никакого романтицизма и высокой духовности в помине не останется. Подумайте о 80 тыс. игроков, участвовавших в эксперименте.
Наверняка это люди совершенно разного достатка. Но раз человек играет в ММО, значит, базовые вопросы - как то крыша над головой, одежда и ежедневная пища - в его жизни решены. Все эти блага, которые 99% из нас кажутся чем-то само собой разумеющимся, уже не будут гарантированы после глобального ядерного конфликта или пандемии нового неведомого вируса.
На заре истории человечества было только два занятия - собирательство и охота. На закате социум вернётся ровно к этому же. Вы задумывались о том, что абсолютное большинство современных профессий не создаёт пищу как таковую? Адвокат, оператор фрезерного станка, банкир, продавец смартфонов, журналист, водитель - всё это практически бесполезно с точки зрения библейского “хлеб наш насущный даждь нам днесь”.
Когда речь зайдёт о действительно серьёзных вопросах - собственное выживание, или ещё того хлеще: выживание потомства - другая цитата из упомянутого источника (“возлюби ближнего своего как самого себя”) как-то сразу позабудется. У вас неким чудом есть дробовик - за пару недель до Дня Х нутром почувствовали: что-то не так, и привезли его из деревни. А у соседа (который до апокалипсиса доставал то шумными пьянками, то дрелью) - 40 пакетов гречки и всего лишь монтировка для их защиты. Исход в данном случае очевиден, и не надо здесь прикидываться святым.
На наш взгляд, учёные Университета Буффало бессовестно подогнали игру под своё исследование, заранее желая получить позитивные, социально значимые и, можно даже так выразиться, политкорректные результаты. А выбирать-то надо было Day Z: вот где пугающий реализм, вот где социум homo sapiens предстаёт во всей своей красе.
Вы приходите в себя, мокрый, дрожащий и практически голый, на пляже, где даже самый сумасшедший девелопер не построил бы и однозвёздочный отель. В карманах - одинокий энергетический батончик, да банка тушёнки. Один из патчей убрал изначальный пистолет, а затем и топор - чтобы вам было “веселее”.
Вы прокрадываетесь в ближайшую деревню, и вдруг видите хорошо вооружённый патруль. Тёплые ботинки, кепки, спасающие от вечного дождя, бронежилеты, винтовки М-16. Думаете, вас подберут, обогреют, обучат, и вы вместе будете противостоять общей беде - кошмарным ордам зомби? Как бы ни так! Помните, как там у Салтыкова-Щедрина: “Туру-ту ту! Туру-ту ту! Хлеб везут!”. Конечно же это никакой не хлеб, а карательный отряд мародёров.
В опасном центре Чернаруси вся тушёнка давно уже кончилась: рейды на склады могут закончиться стычкой со столь же профессиональными стервятниками и смертью. Ну а на сравнительно спокойных пляжах “тушняк” респавнится практически бесконечно - с потоком несчастных нубов. Вот вам и вся человеческая природа, и никаких американо-азиатских докторов психологии не требуется, чтобы её понять.
В общем, fuck you, University of Buffalo. Будущее человечества после возможного армагеддона - это практически любая сцена из Mad Max в лучшем случае, или из совсем безнадёжной “Дороги” - в худшем. Бесценная человеческая жизнь дешевле старой жестянки мясных консервов? В виртуальных пространствах это уже встречается сплошь и рядом.
На ум сразу приходят сцены из Mad Max и Walking Dead, вспоминается игровой опыт Fallout и Wasteland. Особо мрачные личности вспомнят роман “Дорога” - ну или его экранизацию с гениальным Вигго Мортенсеном в главной роли (для тех, кто не в курсе: Мортенсен - это ранний аналог людоеда и музы Кодзимы, то есть Миккельсена).
Но, оказывается, столь мрачную картину будущего этого мира рисуют себе далеко не все. Учёные Университета Буффало (США) провели психо-социологическое исследование конца света… на примере MMO ArcheAge. В качестве подопытных кроликов выступило свыше 80 тыс. игроков бета-сервера этой известной онлайн-RPG. ArcheAge - это классический фэнтезийный мир в корейском прочтении: можно не только сражаться, но и строить, торговать, развивать сельское хозяйство, исследовать и так далее.
Цель научных изысканий была достаточно простая: понять, что будет делать крупный коллектив людей, точно знающих, что грядёт конец света. Это чисто гипотетическая ситуация, которую невозможно смоделировать в реальной жизни. Но на помощь американским учёным пришла игра.
Игроков отдельного бета-сервера ArcheAge изначально предупредили, что их хрупкий виртуальный мирок будет безжалостно уничтожен через 11 недель: никаких переносов или сохранений данных - только ваше любимое ничего. Существует такая особенность человеческой психологии: любое действие, лишённое далеко идущих последствий (в том числе и в виде наказания) становится в той или иной мере бессмысленным. Неудивительно, что в подобной ситуации моральный компас отходит на второй - если не на третий - план.
По крайней мере, научные сотрудники Университета Буффало признали: результаты их исследования нельзя целиком и полностью экстраполировать на реальный мир. Всё-таки получены они в игре. Тем не менее, доктор Арим Канг, возглавляющая группу учёных, с гордостью заявляет: их данные - это нечто максимально приближенное к объективной реальности. Результаты исследования даже будут представлены этим летом на Всемирной интернет-конференции в Австралии (в той самой Австралии, в которой происходят события Mad Max. Совпадение? Не думаем).
Учёные разделили действия игроков на 11 категорий - сражения, строительство, вечеринки и т.д. - и проанализировали свыше 275 млн таких действий. Доктор Канг и коллеги констатировали: перед лицом грядущего армагеддона (то есть за одну-две недели до вайпа сервера ArcheAge) процент убийств действительно подрос, но незначительно.
Группа учёных хотела подчеркнуть другой факт: количество случаев про-социального поведения выросло многократно. Игроки стали намного чаще писать друг другу в чате (причём не про “твою мамку”, а в благожелательном ключе) и заводить новых друзей. В результате Арим Канг со своими коллегами пришла к ряду выводов, среди которых - следующий: в реальной экстремальной ситуации люди, в основном, будут пытаться сформировать коллективы для совместного противостояния тяготам сурового нового мира.
А теперь Gmbox позволит себе неслыханное: усомниться в адекватности исследования Университета Буффало. Нет, даже не так. Раскритиковать его, втоптать в грязь, не оставить и камня на камне.
Во-первых, выбор игры. Мы не собираемся критиковать ArcheAge как таковой. Но подходящий ли это вариант для анализа постапокалипсиса? Конечно же нет! Открываем официальный сайт игры, и что мы там видим? Милые медвежата. Остроухая няшная японская девочка посылает воздушный поцелуй кавайному гигантскому плюшевому кролику. Изящные эльфы и гномы всех цветов и размеров мирно тусуются на зелёном лужке.
Уже одним своим визуальным стилем игра настраивает если не на мирный, то на некий романтический и даже одухотворённый лад. Тем временем, когда экскременты реально попадут на вентилятор, никакого романтицизма и высокой духовности в помине не останется. Подумайте о 80 тыс. игроков, участвовавших в эксперименте.
Наверняка это люди совершенно разного достатка. Но раз человек играет в ММО, значит, базовые вопросы - как то крыша над головой, одежда и ежедневная пища - в его жизни решены. Все эти блага, которые 99% из нас кажутся чем-то само собой разумеющимся, уже не будут гарантированы после глобального ядерного конфликта или пандемии нового неведомого вируса.
На заре истории человечества было только два занятия - собирательство и охота. На закате социум вернётся ровно к этому же. Вы задумывались о том, что абсолютное большинство современных профессий не создаёт пищу как таковую? Адвокат, оператор фрезерного станка, банкир, продавец смартфонов, журналист, водитель - всё это практически бесполезно с точки зрения библейского “хлеб наш насущный даждь нам днесь”.
Когда речь зайдёт о действительно серьёзных вопросах - собственное выживание, или ещё того хлеще: выживание потомства - другая цитата из упомянутого источника (“возлюби ближнего своего как самого себя”) как-то сразу позабудется. У вас неким чудом есть дробовик - за пару недель до Дня Х нутром почувствовали: что-то не так, и привезли его из деревни. А у соседа (который до апокалипсиса доставал то шумными пьянками, то дрелью) - 40 пакетов гречки и всего лишь монтировка для их защиты. Исход в данном случае очевиден, и не надо здесь прикидываться святым.
На наш взгляд, учёные Университета Буффало бессовестно подогнали игру под своё исследование, заранее желая получить позитивные, социально значимые и, можно даже так выразиться, политкорректные результаты. А выбирать-то надо было Day Z: вот где пугающий реализм, вот где социум homo sapiens предстаёт во всей своей красе.
Вы приходите в себя, мокрый, дрожащий и практически голый, на пляже, где даже самый сумасшедший девелопер не построил бы и однозвёздочный отель. В карманах - одинокий энергетический батончик, да банка тушёнки. Один из патчей убрал изначальный пистолет, а затем и топор - чтобы вам было “веселее”.
Вы прокрадываетесь в ближайшую деревню, и вдруг видите хорошо вооружённый патруль. Тёплые ботинки, кепки, спасающие от вечного дождя, бронежилеты, винтовки М-16. Думаете, вас подберут, обогреют, обучат, и вы вместе будете противостоять общей беде - кошмарным ордам зомби? Как бы ни так! Помните, как там у Салтыкова-Щедрина: “Туру-ту ту! Туру-ту ту! Хлеб везут!”. Конечно же это никакой не хлеб, а карательный отряд мародёров.
В опасном центре Чернаруси вся тушёнка давно уже кончилась: рейды на склады могут закончиться стычкой со столь же профессиональными стервятниками и смертью. Ну а на сравнительно спокойных пляжах “тушняк” респавнится практически бесконечно - с потоком несчастных нубов. Вот вам и вся человеческая природа, и никаких американо-азиатских докторов психологии не требуется, чтобы её понять.
В общем, fuck you, University of Buffalo. Будущее человечества после возможного армагеддона - это практически любая сцена из Mad Max в лучшем случае, или из совсем безнадёжной “Дороги” - в худшем. Бесценная человеческая жизнь дешевле старой жестянки мясных консервов? В виртуальных пространствах это уже встречается сплошь и рядом.
Свежие комментарии