Как все-таки быстро меняется цивилизация! Не прошло и тысячи лет, а витязей на лошадях заменяют прогеймеры на дронах. Интересно все-таки жить, зная, что твой город теоретически может стереть с лица Земли толстый школьник, параллельно уплетающий бутерброд и успевающий чатиться с друзьями.
Джон Хорган, специалист по дронам, в статье «Беспилотный полет» для National Geographic называет сумму, которую Вооруженные силы США планируют в ближайшее время потратить на закупку дронов — беспилотных самолетов. Три миллиарда долларов. В общем, копейки. Во всяком случае, на фоне опубликованного Центром новой американской безопасности (Center for a New American Security) в 2014 году доклада «Робототехника в боевых условиях», который признает «робореволюцию» свершившимся фактом и убедительно сообщает, что в войнах ближайшего будущего участие человека будет ограничено практически двумя ролями — оператора дронов и жертвы, которая не успела или не захотела убраться из района, объявленного полем сражения.
А все остальное — уничтожать технику, взрывать шахты, доставлять грузы, перерезать коммуникации и истреблять друг друга — будут делать бегающие и летающие роботы, которые уже сегодня, согласно докладу CNAS, вполне способны на такие подвиги. Стоимость дронов, которых уже изготавливают на 3D-принтерах, снижается с каждым месяцем, самые простые модели стоят всего несколько десятков долларов, аппараты за пару сотен уже способны идти на приличной высоте, нести боевые заряды и осуществлять весьма сложные операции. И только неповоротливость армейских и государственных структур еще поддерживает существование армий в том виде, в каком мы их знаем: пушки, танки, самолеты, «Рота, подъем!» и портянки под кирзу.
Считается, что именно военные любят новые виды вооружения и что по их заказу человечество изобретает все более совершенные дубинки и рогатки. На самом же деле нет людей, больше ненавидящих любые военные инновации, чем старые вояки. Как кавалеристы былого с грустным отвращением взирали на танки и пулеметы, раздраженно сжимая эфесы своих славных сабель, так и современные генералы и полковники с омерзением глядят на то, чем их собираются вооружать все эти яйцеголовые гады и представители креативного класса. А меньше всего им нравятся даже не эти безмозглые птички и собачки с моторчиками, а те, кто ими будет управлять.
Финал чемпионата 2013 года по StarCraft в Сеуле. Матч, ставший одним из самых знаменитых в среде прогеймеров и фанатов. В схватке сходятся Ли Шин Хьюн (ник INnoVation) и Чо Сунг Чу (ник Maru). Мару 16 лет, он похож на прыщавую колбаску, Инновейшену — двадцать с небольшим, он смахивает на высохшую макаронину в очках. Любого уважающего себя сержанта стошнило бы при взгляде на эту парочку. Трибуны орут, девушки визжат. Оба игрока играют за антропоидную расу терранов. Средняя скорость нажатия клавиши мышки у них — 140 раз в минуту. Если кто не понял — это не просто нажатие клавиши, а осмысленное нажатие клавиши. Это работа с немаленькой картой и одновременное управление сотнями объектов. Сто сорок единственно верных и безукоризненно точных щелчков в минуту! Морпехи, медики и мародеры — юниты для наземного пуша — сменяются валькириями, викингами и батлкрузерами. Игрок должен мгновенно реагировать на смену стратегии партнера.
Всем известно, что у корейцев расовая абилка +10 к «Старкрафту», они быстрее и сосредоточеннее европейцев, а вот с «Дотой» или «Каунтерстрайком» у них не все так шоколадно: одной скоростью мысли и реакции тут не возьмешь, нужна еще нестандартность мышления, а с этим у ребят хуже.
Но, глядя на стройный танец юнитов на экране турнирного зала, не можешь отделаться от мысли, что человеческое существо не в состоянии так виртуозно управляться с этими полыхающими узорами. Это асы, что-то из разряда полубогов. Потом переводишь взгляд на сопящих полубогов и берешь свои мысли обратно. Побеждает Мару. Ему, повторим, 16 лет, он круглощек, пухл и малоросл. Именно такие Мару будут гераклами и ахиллами ближайших войн, если верить докладу Center for a New American Security. За победу Мару получает 20 тысяч долларов — чрезвычайно скромный приз, но в Сеуле с призами всегда прижимисто.
Вот 8 августа этого года в Сиэтле на чемпионате The International по Dota 2 приз победителю составлял уже 6 миллионов долларов — его забрала, разгромив китайского конкурента, американская команда Evil Geniuses — «Злые гении». Впрочем, собственно американцев среди них не так уж много.
Питер «ppd» Дагер (США, капитан),
Саид Сумаил «SumaiL» Хассан (Пакистан),
Саахил «UNIVeRsE» Арора (США),
Клинтон «Fear» Лумис (США),
Кёртис «Aui_2000» Линг (Канада)
Обрати особое внимание на Сумаила. Человеку 15 лет, год назад его скромная пакистанская семья была вынуждена переехать в США из-за нечеловеческих успехов сыночка в компьютерных играх — с 12 лет парень является основным добытчиком в семье. Миллион, принесенный им с чемпионата, вероятно, укрепил уверенность родителей в правильности такого решения.
Кстати, на том же чемпионате The International по Counter-Strike российская команда Virtus.pro заняла шестое место с призом 1,2 миллиона долларов. Правда, все пять игроков, выступающих под логотипом русского медведя, — поляки. Но не потому, что хозяева команды не верят в возможности русских игроков, а потому, что они не верят в русских провайдеров. Увы, часть турниров проводится не на арене, а в Интернете, и наши игроки изначально проигрывают своим европейским и американским коллегам, как говорится, «не по скиллу, а по пингу»: их подводит плохое качество соединения.
Этим объясняется и крайне жалкое присутствие российских игроков в топах лучших прогеймеров (в топ-50 нет ни одного россиянина) — там в основном американцы, корейцы, китайцы, есть украинцы и даже эстонцы. А наши киберзвезды могли бы с успехом выступить на чемпионате «Самый качественный обрыв связи в самый неподходящий момент».
От тех, кто в танке
Людям в погонах стоит понять, что время управления массами уходит в прошлое. Мир идет к удаленному взаимодействию с объектами инфраструктуры и, самое главное, с минимальными людскими ресурсами — то, чего все военные хотят: побеждать без людских потерь. Это значит, рано или поздно армии будут воевать за компьютерами.
Сейчас наступила эра беспилотников, в будущем нас ждут дистанционно управляемые танки, артиллерийские установки. На первый план выйдут те самые парни, имеющие серьезный опыт управления техникой в World of Tanks, или виртуальные капитаны World of Warships. Пятилетняя история «Танков» показала, что военные очень живо интересуются игрой и тратят на нее все больше свободного времени.
Андрей Шубадеров,
менеджер специальных проектов
компании Wargaming
Возвращаясь к теме статьи, скажем, что, к счастью, большинство армий мира пока еще не готовы пойти на полное переориентирование и перестройку. Даже Пентагон, который серьезно занимается компьютерными технологиями, отстает в понимании вопроса лет на десять. Как в начале 2000-х военные выпустили свой унылый шутер с целью «популяризовать среди молодежи службу в армии», так до сих пор чувствуется определенное нежелание армейцев вступать в этот дивный новый мир и даже понимать его. Вояки готовы признать, что компьютерная реальность может помочь научить бойца искать цели, ориентироваться по рации и смотреть под ноги, пересекая растяжки, но войну, в которой само наличие бойца является анахронизмом, они пока себе не представляют. Три миллиарда долларов — цифра, убедительно свидетельствующая об этом нежелании.
Впрочем, не все страны так старательно игнорируют происходящее. С прошлого года в Швеции, например, решением стокгольмского Совета образования в ряде школ вводятся в программу компьютерные игры Dota 2 и CS:GO. «Система образования должна воспитывать детей в современном обществе и соответствовать реалиям наших дней. Наша инициатива с киберспортом — хороший шаг в этом направлении», — заявил председатель Совета образования и занятости Стокгольма Ибрагим Халифа.
В Южной Корее профессиональные киберспортсмены имеют все шансы поступить в лучшие университеты страны вне конкурса. Китай, долго и безуспешно сражавшийся не только со свободным Интернетом, но и с онлайн-играми, внезапно очухался, и теперь Шанхай с его регулярными чемпионатами стал одним из мировых центров киберспорта.
Да, солдат будущего может быть тощ, жирен, непристойно юн, а мышцы его могут являть собой величину отрицательную. Но уже сейчас понятно: он будет способен управлять, сотрудничая с такими же, как сам, операторами, сотнями и тысячами мобильных, миниатюрных и виртуозных машинок, которые доберутся до любой базы, до любой тяжелой машины, сведут с ума ракету, раскурочат бомбардировщик и понаделают тысячи дырок в самом могучем авианосце (ну а потом еще выгуляют собаку и поменяют черепицу на крыше беседки).
Этот факт — а это уже факт, дело не далекого будущего, а вполне возможная и даже начинающая уже существовать реальность — превращает большинство армий мира со всеми их штабами, танками и министерствами в группу клоунов-самоубийц, которые в строгом согласии с рецептом старины Черчилля готовятся к прошлой войне, отчаянно закрывая портянками глаза на происходящее
Федеральные роботы Руси
Российское Министерство обороны оперативно отрапортовало на запрос MAXIM, заверив нас, что...
В российском военном ведомстве всегда держали руку на пульсе технического прогресса. Только за 2014 год в российские Вооруженные Силы было поставлено 179 беспилотных летательных аппаратов, а в войсках создано 14 подразделений «беспилотников». При этом столько же БПЛА было получено войсками за все предыдущие годы. Налет дронов в российской армии за 2014 год по сравнению с предыдущим годом увеличился в четыре раза. «Беспилотники» все чаще используются для проведения разведки и постановки радиопомех на учениях, корректировки артиллерийского огня и целеуказания другим системам оружия, визуального контроля боевой подготовки войск и состояния режимных и стратегически важных объектов, патрулирования береговой линии и разминирования полигонов.
В ходе недавно проведенного самого масштабного учения российских Вооруженных Сил «Центр-2015» активно применялись и роботы-саперы. В частности, робототехнические комплексы разминирования «Уран-6» на гусеничном шасси с легкобронированным корпусом проделывали проходы в миноопасной зоне, обеспечивая безопасное продвижение войск.
Для эффективного освоения компьютерных новинок используются в том числе различные симуляторы. Основная задача таких тренажеров — сберечь ресурс техники, подготавливая к реальным действиям личный состав.
С 2013 года выпускники гражданских вузов получили возможность проходить военную службу по призыву в сформированных по указанию главы российского военного ведомства Сергея Шойгу научных ротах. В настоящее время таких подразделений «интеллектуального спецназа» в войсках насчитывается уже восемь, а конкурс в них доходит до 25 человек на место. При этом из первых выпускников научных рот 60 процентов остались служить в армии.
В структуре военного ведомства созданы Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований), Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники, Главное управление развития информационных и телекоммуникационных технологий, Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов.
В 2015 году на базе Военной академии связи в Санкт-Петербурге была создана специализированная кадетская школа IT-технологий, конкурс в которую составил семь человек на место.
Иными словами, в подходах к этим ключевым вопросам, которые во многом определят облик «войн будущего», Минобороны России явно дает понять, что в окопах оно отсиживаться не собирается. И если уж впереди нас все-таки ожидают сражения роботов, дронов и компьютерных «спецназовцев», то армия России найдет, чем ответить на любые угрозы подобного плана.
Военный эксперт,
полковник запаса ВС РФ Вадим Коваль
Свежие комментарии