Свой путь: почему RDR 2 может не задать никаких новых трендов в жанре 

 

 

Ковбойский экшен уже называют «лучшей игрой в открытом мире» и «срезом жанра», но Rockstar намеренно идёт против достижений конкурентов, а не в ногу с ними.

После выхода Red Dead Redemption 2 в моей ленте почти каждые пять минут появлялся твит следующего содержания: «Она навсегда изменит жанр! Теперь все будут копировать Rockstar!

»

Чтобы понять, как же RDR 2 может повлиять на игры с открытым миром, я спросил у своих подписчиков, что другие студии могут позаимствовать у Rockstar. Ответы прозвучали следующие — «проработка лошади», «проработка взаимодействий с NPC», «проработка окружения», «внимание к деталям», «сайды на уровне сюжетки».

Никто не привёл в пример какую-то конкретную механику — все вспоминали то, на что нужно много денег и гигантский штат. И чем больше мысленно копаешься «под капотом» у Red Dead Redemption 2, тем становится яснее, что в ней нет какой-то глобальной новизны, которую могла бы перенять вся индустрия — нет подобия системы Nemesis, придуманной бедными Monolith как раз от финансовой безысходности. Напротив, игра Rockstar во многих отношениях пугающе старомодна.

 

Как на днях удачно отметил автор Kotaku, RDR 2 словно родилась в альтернативной реальности, где все разработчики почему-то начали копировать специфическую Far Cry 2, а не удобную и доступную Far Cry 3.

 

Я знаю, что многие игроки привыкли считать Rockstar инноваторами, но так ли много инноваций студия привнесла в индустрию за последние годы? По какой-то странной причине многие её находки — в том числе технические — так и не находят отклика среди конкурентов. Скажем, конкуренты не стали копировать движок Euphoria и довольствуются более простыми решениями, а переключение персонажей из GTA V не смогло породить даже временную моду. Механику стрельбы с притяжением прицела к центру противника, которую Rockstar использует много лет, игнорируют вообще все, хотя сама студия продолжает её использовать и развивать.

Если вы начнёте разбирать игры, вышедшие за пять лет между GTA V и RDR 2, вы заметите, что главным трендсеттером в это время была не Rockstar, а Ubisoft. Элементы игр французского издательства сейчас можно найти где угодно — от Horizon Zero Dawn до Shadow of War и «Ведьмака 3». Даже кампания Battlefield V по большей части напоминает уровни из Far Cry 3 с добавлением техники.

И вот на таком фоне Rockstar врывается на рынок с Red Dead Redemption 2 — полной противоположностью Assassin's Creed Odyssey, впитавшей в себя все актуальные тренды. В игре Rockstar такой же неудобный пользовательский интерфейс, как в первой RDR восемь лет назад, она так же плохо обучает игрока новым механикам, а дизайн её сюжетных миссий почти такой же заскриптованный и закрытый, каким был в GTA ещё со времён злосчастного вертолёта. Даже быстрые перемещения тут такие, что ими зачастую легче не пользоваться — то нужно вернуться в лагерь, то заплатить денег.

Последние игры Ubisoft приучили меня к тому, что я могу сделать что угодно и почти когда угодно. RDR 2 же, напротив, больно бьёт по рукам, когда ты хоть немного отклоняешься от сценария. В миссии, где вам нужно гнаться на лошади за неудавшимся культистом, игра без объяснений отключает сцепление лассо — потому что если вы поймаете парня раньше времени, вы не увидите кат-сцену. Порой доходит до абсурда, и игра запрещает приехать к месту драки на лошади, не предусмотренной сценарием.

 

Разработчики Far Cry 5 и Odyssey над такими условностями в 2018 году могут только посмеяться.

 

Пытаясь проходить RDR 2 как последние игры Ubisoft, я постоянно натыкаюсь на условности и невидимые стены. И чем дальше, тем чётче я понимаю, что Rockstar на самом деле выступает на поле Uncharted 4 с её подробной режиссурой каждой сцены, нежели игр с открытым миром.

Да, за пределами квестов вы можете охотиться, врываться в чужие стычки и неудачно падать с лошади, но стоит начать миссию, как RDR 2 вдруг превращается в интерактивное кино с жёсткой структурой. Братья Хаузеры не хотят, чтобы вы проходили миссии по-своему — большинство решений уже принято за вас.

Чтобы понять, какое место в индустрии на самом деле занимает Red Dead Redemption 2, которой многие поспешно выдали звание «лидера жанра», попробуйте приехать в лагерь банды и слезть с лошади. Что вы заметите первым делом? Кнопка бега отключается, а герой начинает очень медленно ходить. Это сделано в том числе для того, чтобы вы не носились по палаткам и не прокликивали все доступные активности как в хабе Destiny 2. Rockstar намеренно замедляет ритм, чтобы вы успели проникнуться атмосферой лагеря и подслушать пару блестяще написанных диалогов.

Все механики в RDR 2, включая то же быстрое перемещение, сделаны на грани неудобства, чтобы игрок не мог пронестись через историю сломя голову и пропустить лучшую часть игры — беспрецедентное количество и качество сделанного вручную контента. Это касается как окружения, так и сценария.

 

Red Dead Redemption 2 получилась именно такой медленной, потому что это единственный способ по-настоящему раскрыть самые сильные стороны Rockstar — те, в которых у неё нет и не может быть конкурентов.

 

Когда вы начинаете думать о RDR 2 таким образом, всё встаёт на свои места. Даже самая выносливая лошадь в игре начинает быстро задыхаться не потому, что Rockstar хочет доставить вам лишних неудобств или планировала сделать настоящий симулятор ковбоя, а для того, чтобы вы на пару минут остановились и насладились красивым закатом и оценили симуляцию облаков и погодные эффекты, над которыми трудились сотни человек. Я не раз замечал многие детали окружения, пока кормил своего питомца хлебцами.

И в таком подходе Rockstar — не столько лидер индустрии, сколько бунтарь, ломающий её правила ради своей выгоды. Это студия, которая оказалась в уникальном положении. Она обладает необходимыми ресурсами и талантом, чтобы создавать самые подробные виртуальные миры в истории — такие, в которых будет интересно даже носить навоз вилами.

 

Red Dead Redemption 2 не нужны никакие уникальные механики и шокирующие повороты сюжета, они ей только помешали бы. Игровая часть в ней намеренно немного сломана, чтобы сидящий перед экраном уделял максимум внимания окружению.

 

Если конкуренты внезапно начнут делать такие же нарочито медленные и неудобные игры, им придётся тщательно прорабатывать свои миры. И тут они зайдут в тупик. Ведь тысячи деталей в окружении — это не вопрос таланта, а вопрос усидчивости и денег.

Поэтому та же Monolith никогда не сможет позволить себе игру уровня RDR 2 — живой мир с болтливыми прохожими не создашь алгоритмом. А если мир будет пустоватым и полным условностей, получится нишевая Kingdom Come. По идее, против Rockstar могла бы выступить Ubisoft с её гигантскими ресурсами, но французская компания давно нашла для себя другой эффективный подход — она всё чаще жертвует реализмом ради повышения темпа и градуса веселья.

Именно поэтому Red Dead Redemption 2 — это не «срез жанра», не лидер и не трендсеттер. Это определённо главная игра года, но её величие заключается в том, что она ни на что не похожа и её практически невозможно скопировать. Это игра, в которой страшные миллионы долларов потрачены на то, чего все остальные разработчики боятся как огня — на то, что обычно принято считать скукой.

 

Источник