На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 989 подписчиков

Свежие комментарии

Почему рушатся галактические империи?

Мы попытались разобраться, почему пала Старая Республика, Палпатин не справился с управлением Империей, а Новая Республика так и не стала мощным государством

«Звездные войны» накрепко вписались в мировой культурный контекст. Лея Органа по узнаваемости легко затмит большинство реальных принцесс, планета Татуин куда популярнее, чем Тунис, где ее в действительности снимали, а Чубакка и Дарт Вейдер не так давно попытались принять участие в выборах на территории крупной восточноевропейской страны. Несмотря на почти сорокалетний возраст, вселенная остается суперпопулярной — вышедший только что седьмой эпизод «Пробуждение силы» в первый же уикенд установил абсолютный рекорд по кассовым сборам в США и России.

Но не менее любопытны «Звездные войны» с точки зрения политики и военного дела — у вселенной есть множество интересных особенностей, которые перекликаются с нашей историей. И именно анализ этих событий позволяет понять, почему все три крупнейших государства — Галактическая Империя, Старая и Новая Республики — так и не смогли достичь своих целей.

Республика с дырявым дном

Типичный сенатор Старой Республики

Старая Республика на излете своего существования — насквозь прогнившее государство без перспектив и представлений о том, как жить дальше. Сенат производит жалкое впечатление громоздкой и бессмысленной говорильни, а прямо под боком, не встречая особого сопротивления, вырастают серьезные конкуренты вроде Торговой Федерации, которая, кстати, начала конфликт с Республикой во многом из-за недовольства властью. Мир в далекой-далекой галактике спасают герои, но ведь герои не вечны и не могут оказываться везде и всюду.

Внутри республиканской бюрократии был лишь один чиновник, чьих организаторских талантов, воли и интеллекта хватало для того, чтобы встряхнуть старый порядок — Палпатин. Играя в саге роль центрального негодяя, он фактически становится если не спасителем галактики, то тем, кто попытался собрать расползающееся лоскутное одеяло государства. По сути, это был чуть ли не единственный человек, которого можно назвать настоящим политиком Старой Республики.

Сенатор Палпатин

Под конец своего существования Республика настолько разнежилась, что ею мог крутить как угодно практически любой интриган. Тайное создание армии клонов, не замеченное Сенатом, говорит об этом государстве сразу все. Широкомасштабный проект, требующий грандиозных ресурсов и финансовых вливаний, успешно реализуется вне поля зрения власти. Огромные средства расходуются в стороне от бдительного ока государства, и даже само производство войска долгое время оказывается не замечено никем — в том числе и могущественным орденом джедаев. Отсюда можно сделать вывод, что в Республике не существовало ни работающей финансовой отчетности, ни аудита, ни спецслужб.

Для спасения Республике требовалась настоящая оппозиция, не только честная и деятельная, но также наблюдательная и умеющая плести интриги. Многие из парламентариев и джедаев были полны высоких достоинств, но для борьбы с Палпатином этого оказалось мало. Падение Старой Республики доказывает одну простую истину: хороший человек — не профессия, а политика требует не только благородства помыслов, но и хитроумия.

Империя с червоточиной

Поначалу Галактическая Империя предстает перед нами могущественной диктатурой, которая готова решительно уничтожить любую угрозу. Но на самом деле она мало соответствует образу «нормального» государства. На ее просторах живут народы, похоже, вовсе и не догадывающиеся, что над ними существует чья-то власть, а своя личная армия здесь есть у любого кочевого вождя песков или джунглей. В качестве примера можно взять тот же самый Татуин, на котором представители Империи появляются только при крайней необходимости.

Криминальный король Джабба — типичный правитель имперской периферии

В этом Империя очень напоминает древнюю Персию или империю Османов. Земные султаны создали огромные, но очень рыхлые государства, на которые походит и суровая сверхдержава далекой-далекой галактики. На периферии постоянно идет какое-то брожение, мало касающееся государственных дел. Да, кто-то из лидеров Империи может прилететь с огромной армией на любую планету и раздавить теряющего связь с реальностью наместника, но таким образом нельзя управлять повседневными делами государства.

По сути, будучи когда-то единственным подлинным политиком Галактики, император Палпатин провалил самую фундаментальную задачу: создание слоя лояльных профессионалов. К концу существования Империи он мог положиться максимум на нескольких человек, а полностью доверял, возможно, только Дарту Вейдеру. Вероятно, старый бюрократ пошел на такой шаг сознательно: республиканские институты казались ему потенциальным источником угрозы и вольнодумия. Палпатина можно понять: придя к власти в результате заговора, он боялся встречного заговора не меньше, чем повстанцев.

Похожесть Империи на нацистскую Германию видна невооруженным глазом

Но стремясь лично контролировать абсолютно все, император совершил свою главную ошибку — ручное управление огромным государством всегда принципиально неустойчиво. Поэтому и получилось, что имперские власти на местах не только занимаются администрированием, но и создают собственные частные армии, тюрьмы и неписаные законы. И помимо регулярных штурмовиков пыльные тропинки далеких планет топчет множество локальных воинств местных вождей, олигархов и криминальных авторитетов. Что и является самой питательной средой для всякого рода восстаний.

Проблем добавляет и то, что Империя была расистским государством — «инопланетян» нет как среди ее верхушки, так и среди рядовых солдат. Ситуация, когда одна раса становится доминирующей, обязательно приводит к недовольству всех остальных — вот вам еще один источник будущих бойцов сопротивления.

Очень много вопросов вызывает и военная сила Империи. Например, знаменитые штурмовики давно стали объектом насмешек из-за своей неспособности попасть по героям. Это неудивительно — ведь армия Империи почти все время занимается усмирением бандитов и полуформальных вооруженных отрядов провинциальных вождей. А для такой задачи подойдет и наспех подготовленное пушечное мясо. Другим интересным примером является атака шагоходов в пятом эпизоде: грозные AT-AT понесли огромные потери из-за отсутствия прикрытия пехоты и авиации — ситуация, которая в недавних войнах случалась множество раз. Поэтому нет ничего странного в том, что для поимки Хана Соло были привлечены охотники за головами — местные наемники, подготовленные на порядок лучше большинства имперских вояк.

Действительно мощным в Империи выглядел космический флот — но бороться с его помощью с сопротивлением на планетах достаточно затруднительно

Мог ли Палпатин спасти свою империю от разрушения? Вполне. Причем сделать ему надо было почти то же, что и лидерам Старой Республики — создать государство профессионалов, преданных, активных и не боящихся честной конкуренции. Но вместо этого Палпатин сделал ставку на нескольких соратников, и погиб в итоге от руки самого близкого них, Дарта Вейдера.

Поправка на чудо

Успехи повстанцев в войне с Империей объясняются вовсе не волей режиссера, а тем, что они вели партизанскую войну по всем правилам. Например, они понимали, что побеждать Империю надо не только на поле боя, поэтому при любой возможности пускали в ход дипломатические навыки — причем стоит отметить, что политики у повстанцев куда лучше, чем у их врагов. Они черпали кадры и поддержку отовсюду, не гнушаясь ни преступниками, ни даже ветеранами имперской армии. Неудивительно, что полагавшиеся на силу и страх имперцы вдрызг проиграли борьбу за души и умы.

Адмирал Акбар

Кульминацией такого подхода стала битва при Эндоре. Повстанцы к тому времени окрепли настолько, что смогли бросить в бой очень серьезные силы — в том числе космический флот расы мон-каламари под командованием талантливого адмирала Акбара. Несмотря на превосходство врага, он смог продержаться до момента, когда новая «Звезда смерти» лишилась щитов, а после бросил группу истребителей на ее уничтожение. Способности Акбара легко позволили бы ему занять место на мостике флагманского «Звездного разрушителя», но политика Империи, направленная на порабощение других рас, сама подтолкнула мон-каламари в ряды повстанцев.

Долгое время битва при Эндоре считалась переломной точкой в истории «Звездных войн», с которой начался распад Империи и восход Новой Республики. Тем не менее вышедший всего неделю назад седьмой эпизод киносаги внес серьезные коррективы в представления об истории далекой-далекой галактики. Дальше нам придется немного раскрыть завязку «Пробуждения силы», так что если вы еще не смотрели фильм, то читайте на свой страх и риск.

Судя по увиденному в «Пробуждении силы», Первый Орден почти не отличается от Империи в идеологии и методах

Несмотря на рекордные кассовые сборы, «Пробуждение силы» собрало немало претензий от поклонников — больше всего досталось сюжету и героям. Тем не менее этот фильм — лишь первый в новой трилогии. И будет очень интересно проследить за развитием сюжета и узнать, какие именно события привели к началу конфликта между Новой Республикой и Первым Орденом.

 

Источник

Картина дня

наверх