На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 987 подписчиков

Свежие комментарии

Общество будущего. Первые среди равных

Разбираемся в футуристических концепциях на примере Mass Effect

Элемент фантастики делает рассказ ярче. История засияет, если дать героям способности стрелять лазером из глаз и пускать ракеты из задницы. Это не значит, что вычурная, перенасыщенная фантастика — самая лучшая.

Ёжики плакали, но продолжали читать Стерлинга

Это видно на примере «Схизматрицы». Роман Брюса Стерлинга читает не одно поколение. Книга, изданная в середине восьмидесятых, перенесла «Холодную войну» в космическую эпоху. Повествование начинается противостоянием Механистов и Шейперов. Одни пичкают себя металлическими имплантами, другие экспериментируют с геномом.

Писатель мастерски чертит модель общества будущего. Яркие типажи людей, неоднозначные конфликты между ними берут за основу научные теории. Проблема в том, что «Схизматрица» не лучшее и даже в чём-то посредственное художественное произведение.

Стерлингу мешает желание создать яркую, насыщенную вселенную. Он напихал столько учёной фигни, что замысел рушится под собственным весом. «Схизматрица» будто разом вобрала сюжеты пары-тройки романов — настолько масштабен её замысел.

И без того перенасыщенную «Схизматрицу» Стерлинг дополнил серией рассказов. Дай ему волю, его вселенная будет такой же бесконечной, как реальная.
И без того перенасыщенную «Схизматрицу» Стерлинг дополнил серией рассказов. Дай ему волю, его вселенная будет такой же бесконечной, как реальная.

Поэтому и без того невыразительный язык автор губит описаниями окружения и форм жизней, которые поймут лишь заядлые поклонники жанра или обладатели научной степени.

«Схизматрице» всё прощают, ведь она стала классикой. Выйди она сейчас, вся её фан-база бы уместилась в крохотный конференц-зал регионального гик-конвента. С современных авторов спрос больше.

Генеральная Ассамблея Млечного Пути

Mass Effect так же важна для видеоигр, как и «Схизматрица» для сай-фай литературы. BioWare показывает более будничный образ человека и общества. В результате получается более лёгкое, сфокусированное произведение, которое тоже несёт важную идею о нас как о виде.

Мы привыкли называть пришельцами любую иноземную форму жизни. Забавно, что мы так же именуем Турианцев, Азари и прочих Кроганов. Хотя у разработчиков из Канады пришлые именно люди. Наши потомки отправились к звёздам, чтобы занять статус аутсайдеров на политической арене Млечного Пути.

Люди помнят Knights of Old Republic как первую фантастику от BioWare. Хотя сиквел MDK был первее.
Люди помнят Knights of Old Republic как первую фантастику от BioWare. Хотя сиквел MDK был первее.

Недоумение растёт, когда мы понимаем: Mass Effect отражает повестку международной политики Земли. В инопланетных расах каждый увидит знакомые ему стереотипы наций. Все разумные виды имеют представительства в Цитадели, где сосредоточилась официальная власть галактики. Президиум играет роль трибуны для высказываний и выступает пространством диалога. В общем, космическая ООН.

Пересечений с Организацией Объединённых Наций не счесть. Политики Цитадели тоже ограничили использование оружия массового поражения. Их так же беспокоит боевое применение ИИ. Несмотря на присутствие всех рас, власть сосредоточена у Совета Цитадели. В него входят три председателя: от Азари, Саларианцев и Турианцев. В Совете безопасности ООН так же заседают граждане России, Китая, США, Франции, Великобритании. Иные страны считаются лишь временными членами.

Mass Effect — хороший тест на расизм. Многие пользователи видят в обитателях Млечного пути оскорбительные стереотипы.
Mass Effect — хороший тест на расизм. Многие пользователи видят в обитателях Млечного пути оскорбительные стереотипы.

Хотя BioWare воспроизвела ООН схематично, с условностями. Совет Цитадели и поддерживает мир, безопасность в галактике, и судит нарушителей пактов, и разрешает споры между государствами. В реальном мире эти обязанности выполняют разные подразделения Организации Объединённых Наций. Тем не менее, как и последняя, Совет Цитадели не решает все вопросы в галактике, но определяет её политику. При необходимости Цитадель попросит Спектров решить вопрос силой. Но в отличие от миротворцев ООН, Спектры больше специализируются на разведке.

Одни из них

Качественная фантастика позволяет легко выудить реальность из вымысла. Уже упоминалось, что в «Схизматрице» без труда узнаёшь реалии Холодной войны, несмотря на нагромождения научных концепций. BioWare показывает близкое современному пользователю устройство мира. Но сценаристы рвут шаблон, водрузив людей в позицию аутсайдеров. Мы — тёмная лошадка, на которую поставит деньги либо безумец, либо провидец.

Цитадель — центр официальной власти Млечного пути. На деле многое решают неформальные, нелегальные группировки наподобие «Цербера».
Цитадель — центр официальной власти Млечного пути. На деле многое решают неформальные, нелегальные группировки наподобие «Цербера».

Такая установка нетипична для разработчиков из Канады, которая считает себя страной Первого мира. Mass Effect ставит всё человечество на место, говоря: «Вы — главный вид лишь в своих мечтах».

В начале космооперы люди чуть ли не страна Третьего мира. Не потому что мы отсталые или ленивые: земляне новички на политической арене галактики. Цитадель и сопряжённая с ней политика существует чуть больше двух тысяч лет. Люди варятся в этом котле меньше века. Тем не менее мы станем участниками Совета Цитадели. Если будем вести себя правильно, даже возглавим его.

Выдуманные народы галактики так же не рассчитывают на этот поворот событий, как мы — на возвышение и доминирование КНДР. Последняя тоже состоит в ООН всего лишь с 1991 года. Корейцев считают агрессивными, упрямыми и независимыми, как и людей в Mass Effect. Однако аутсайдеры всё-таки прорвались к верхам.

Заседать в Совете Цитадели — большая честь для людей. Расслабляться не следует, иначе можно лишиться этой привилегии как Кварианцы.
Заседать в Совете Цитадели — большая честь для людей. Расслабляться не следует, иначе можно лишиться этой привилегии как Кварианцы.

Голливуд пичкает нас «историями успеха» много лет — эка невидаль! Но мы говорим об истории человечества как вида, а не обаятельного неудачника в облике Адама Сендлера. Хотя не это делает задумку BioWare грандиозной: ней правильно сложилась мозаика штампов научной фантастики.

«Вавилон-эффект»

Центр повествования — люди. Мы это видели в «Звёздных Войнах», «Звёздном Пути» и тысячах произведений. Но люди не центр вселенной Mass Effect. Её пёстрая картина напоминает сериал «Вавилон-5». Находясь на этой станции, капитан Шеридан решает дипломатические распри инопланетных рас.

Эта история так же сводится к конфликту древних цивилизаций: Ворлонцев и Теней. Хотя у BioWare из старичков живы лишь Жнецы, Протеане присутствуют как технологии — в виде врагов-Коллекционеров и союзника из DLC. Используя ту же палитру красок, канадцы создают новую и более интересную картину.

«Вавилон-5» первее показала человека, поддавшегося влиянию древнего зла. Хотя «Призрак» у BioWare до заражения обладал харизмой и властью.

В телевизионном шоу «Вавилон-5» — сердце вселенной, что ставит людей у руля. Они одновременно построили станцию, оперируют и руководят ей. Ту же роль в Mass Effect играет звездолёт «Нормандия». Здесь Шепард тоже познаёт иные культуры, налаживает контакты, решает споры.

«Нормандия» — обитель игрока. Осью мироздания Mass Effect остаётся Цитадель. Её построили Протеане, а их рабы, Хранители, берут на себя обслуживание станции. Поэтому в Цитадели, в отличие от «Вавилон-5», люди изначально никто.

Шепард, как Шеридан, посещает разные планеты. Только «Вавилон-5», будучи телесериалом, не смог детально изобразить вселенную. Зрителям показали родные миры участников конфликта, но бюджет не позволил нарисовать галактику. Mass Effect демонстрирует, насколько игры глубже и эффективнее погружают нас в вымысел. В наших силах досконально исследовать Млечный Путь.

«Вавилон-5» задумывался как бюджетный ответ «Звёздному Пути». Отсюда — камерность происходящего и невыразительная графика на уровне Wing Commander 3.

Второстепенные задания и посещение планет вне сюжета будут для тв-шоу «филлером», пятым колесом. Зато в Mass Effect настоящий фанат обнюхает каждый угол, открывая статьи Кодекса. Столь подробная энциклопедия выглядит органично только в компьютерных играх.

Используя игровой формат, канадцы усиливают ощущение, что человечество — лишь одна из цивилизаций галактики. Что не мешает нашим сородичам быть ключевой расой.

Те же люди, иная мораль

Чтобы рассказать все пересечения между культовыми вселенными, придётся создать отдельный сайт. Важнее понять, чем отличаются их посылы.

Уничтожение «Вавилона-5» — логичная, ветхозаветная развязка. Этого ждут и тайно желают общества, взращённые христианством. Люди не справились со своей задачей: не установили диалог между враждующими цивилизациями. Несмотря на тщетность усилий, герои по ходу пьесы решают внутренние противоречия, обзаводятся семьями. Потерпев неудачу, они обрели счастье.

Финал «Вавилон-5» обладает большей недосказанностью, чем оригинальная концовка Mass Effect 3. Сценаристы шоу делали ставку на спин-офф «Крестовый поход». Но конфликт с телеканалом загубил идею.
Финал «Вавилон-5» обладает большей недосказанностью, чем оригинальная концовка Mass Effect 3. Сценаристы шоу делали ставку на спин-офф «Крестовый поход». Но конфликт с телеканалом загубил идею.

Образ человечества Mass Effect тоже базируется на аналогии. Но не библейской, а внутреигровой: человечество можно сравнить с Протеанами. Обе цивилизации стремительно росли, набирали влияние в галактике.

Протеане верили, что выживет сильнейший. Поэтому шли на всё, чтобы быть самыми могучими, подчиняя тех, кто превосходит их. Если соперник противился — его истребляли. Это и погубило древнюю цивилизацию: Жнецы уничтожили верхушку империи, оставив «рабов» без командования. Перебить разрозненную, испуганную толпу не составило труда.

Люди стремительно набирают влияние и тоже объединяют расы в борьбе с механической армадой. Но человечество в лице Шепарда ценит видовое разнообразие, не подавляет его. Спектр командует инопланетянами и в то же время поддерживает с ними неформальные отношения. Наша экспансия осуществляется не только огнём и мечом. Мы завоевываем доверие, устанавливаем дружбу.

Шепард может быть мужчиной или женщиной обеих сексуальных ориентаций. Быть сиротой или выходцем из семьи военных. Но он всегда лидер: просто крутой солдат не поведёт за собой всю галактику.
Шепард может быть мужчиной или женщиной обеих сексуальных ориентаций. Быть сиротой или выходцем из семьи военных. Но он всегда лидер: просто крутой солдат не поведёт за собой всю галактику.

Найдя союзников где только можно, Шепард попадает на Землю и справляется с миссией, предотвращая армагеддон. Но победа меняет галактику до неузнаваемости. Старый мир в любом случае гибнет: в виде искусственного разума, Гетов и прочей синтетики. Или появляются новые хозяева — Жнецы, управляемые Шепардом.

Людям остаётся мириться с последствиями победы, зато они находят своё место во вселенной Mass Effect. Они возведут на руинах новый мир, где изначально станут важными, почитаемыми, без нужды быть главными. Протеане и Вавилон-5 показали, что центр масштабного мира настолько хрупок, что разобьётся при первой встряске.

Первый среди равных

Возникает соблазн упрекнуть BioWare: они говорят, что люди не центр мироздания. Однако сообщают ли сценаристы что-то о самих людях?

Претензия, на первый взгляд, верная: разработчики показывают людей весьма приземлённо. Это не самый яркий образ в научной фантастике. Но во вселенной Mass Effect нам не нужны выкрутасы, чтобы быть ключевой цивилизацией.

Матрица показывает: не нужно гнаться за сложностью. Да, в ней есть потрясающие цитаты, но продолжения чересчур стараются быть утончёнными. Их персонажи часто несут ересь.
Матрица показывает: не нужно гнаться за сложностью. Да, в ней есть потрясающие цитаты, но продолжения чересчур стараются быть утончёнными. Их персонажи часто несут ересь.

Люди будущего крутые уже в прологе Mass Effect: своей биологией они не уступают другим обитателям Млечного пути. Человек в рукопашной схватке одолеет схожего по комплекции турианца. Побьёт саларианца, если догонит: лупоглазые умники быстрее из-за метаболизма. Ловкостью Азари превосходят нас, но даёт ли им это преимущество? Люди тоже покорили нулевой элемент.

Отдельные представители человечества могут превзойти пришельцев в их сильных сторонах. Сценаристы так хвалят людей, что выдвигают спорный концепт: мы имеем самое разнообразное строение генов во Млечном пути.

Да, например, Кроганы, сильнее как вид и племя. Но наши потомки уравняют шансы с помощью технологий. Существуют генно-модифицированные люди, есть Цербер, чьи исследования пугающе прорывные. Помимо этого в обществе будущего космический флот и армия занимают чуть ли не центральную роль. Вопрос в другом: обязательно ли людям пускать в ход все козыри? Это не Warhammer 40K: в мире BioWare намного выгоднее сосуществовать, сотрудничать, идти на компромисс.

Люди дорого платят за усиление себя как вида. Получаются особи боеспособные, но душевно изувеченные, как Джек и Миранда.
Люди дорого платят за усиление себя как вида. Получаются особи боеспособные, но душевно изувеченные, как Джек и Миранда.

Более того, статус новичков даёт людям преимущество. Мы смотрим на конфликты Млечного пути незамутнённым взглядом. Да, нас недооценивают, но врагам это выходит боком: Сарен, Коллекторы и остальные поздно осознают глубину своих заблуждений. Когда Шепард прикладом стучится к ним в дверь, поздно молить о пощаде.

BioWare не просто делает человека пусть и ключевой, но малой частью Млечного пути. Не ограничиваясь людьми, пользуясь сильной стороной игр, канадцы рисуют детально проработанную, масштабную вселенную. Через её схожесть с ООН и мировой политикой нам показывают мир шире, богаче нашего взгляда на него.

Людей в Mass Effect можно исчерпывающе описать как «центральных, но не в центре».
Людей в Mass Effect можно исчерпывающе описать как «центральных, но не в центре».

Мы смотрим на жизнь узко, увязли в трясине повседневных забот и не видим реальной угрозы. На появление Жнецов многое указывало, но Совет Цитадели в него не верил. Почему? Он слишком занят обязанностями политического центра и не видит опасность на периферии.

Появившиеся «из ниоткуда» люди воспользовались этим. Узнав о проблеме раньше, они подсуетились и забрали часть власти себе. Но преимущество не имело бы смысла без футуристической биологии человека, его разнообразного, сильного устройства общества будущего.

P.S.
С обществом будущего мы разобрались, но как быть с отдельным «человеком будущего»? Разработчики игр зачастую забывают, что растущий уровень технологий оказывает значительное влияние на наш внешний вид, повадки и поведение в целом. Этот вопрос мы рассмотрим в следующем спецматериале!

Картина дня

наверх