На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 987 подписчиков

Свежие комментарии

Mass Effect, которую мы потеряли

https://games.mail.ru/pre_1000x515_crop/pic/pc/article/2017/3/bc6e67b.jpeg

На фоне слабого старта Mass Effect: Andromeda мы вспоминаем, за что полюбили оригинальную трилогию – от использования научных теорий и до потрясающих врагов

Mass Effect: Andromeda оправдала худшие ожидания фанатов — игра, которую ждали пять лет, оказалась заметно слабее оригинальной трилогии. Скучные персонажи, полное отсутствие азарта первооткрывателя (и это в игре про исследование другой галактики!), плохо проработанная вселенная, а также грубые технические просчеты, вроде убогой анимации — далеко не полный список претензий к разработчикам. Судя по всему, уход руководства BioWare, а также придумавшего Mass Effect Кейси Хадсона не пошел на пользу студии.

На этом фоне самое время вспомнить оригинальную трилогию — и рассказать, насколько шикарную вселенную для нее придумали в BioWare. Разумеется, не обойдется без спойлеров — о ключевых событиях мы умолчим, но если вы по какому-то невероятному стечению обстоятельств пропустили оригинальные Mass Effect, то читайте текст с некоторой осторожностью. Впрочем, прелесть серии в том, что даже зная основной сюжет, продолжаешь подмечать сотни подробностей — именно поэтому многие проходят Mass Effect по несколько раз.

Великий фильтр

Сценаристы Mass Effect обыгрывают сразу две теории, актуальные в современной науке. Первая — великий фильтр — возникла после того, как физик Энрико Ферми задал свой знаменитый вопрос: если во вселенной существует множество разумных цивилизаций, то почему мы до сих пор не заметили следов их существования? Одним из объяснений парадокса Ферми стало то, что на определенном этапе все цивилизации упираются в некий «фильтр», который уничтожает их.

Левиафаны — самая древняя из известных в Mass Effect рас

Во вселенной Mass Effect разумные цивилизации все-таки успели не только «заметить» друг друга, но и наладить тесные контакты, и лишь потом столкнулись с «фильтром» — жнецами, загадочной расой разумных космических кораблей, которые обитают за пределами нашей галактики, и раз в 50 тысяч лет проводят «жатву», уничтожая все расы, которые посчитают достаточно развитыми. Признак «развитости» один: обладание технологиями, достаточными для производства разумных машин.

Убить создателя

Вторая проблема — взаимоотношение людей (в случае с Mass Effect — органических разумных существ вообще) и созданных ими роботов. Ученые вполне разумно опасаются, что машины могут убить своих создателей — в Mass Effect так и получилось. Одной из первых разумных цивилизаций в галактике были левиафаны — похожие на моллюсков гиганты, которые технологически развились настолько, что научились самостоятельно перемещаться по космосу. Левиафаны покорили все встреченные расы, но об уничтожении речи все-таки не шло — им позволили развиваться далее, хоть и под строгим контролем своих хозяев.

Катализатор

В какой-то момент левиафаны столкнулись с тем, что «подшефные» расы очень любят создавать разумных роботов, а затем — воевать с ними. Для решения проблемы создали очень мощный искусственный интеллект под названием Катализатор, который пришел к невероятно логичному выводу: чтобы не появлялись воинственные роботы, нужно уничтожить расы, их разрабатывающие. Получив разрешение на уничтожение подобных рас, Катализатор ликвидировал их всех — в том числе и левиафанов, как способных создавать наиболее мощные машины. Последним, впрочем, удалось выжить — как выясняется в одном из DLC к Mass Effect 3, левиафаны, лишившись почти всех технологий, укрылись на одной из планет, где находятся в относительной безопасности.

Идеальная ловушка

Завершив свое дело, Катализатор пришел к выводу, что процесс жатвы неплохо бы повторять каждые 50 тысяч лет, отфильтровывая «неправильные» расы в надежде, что рано или поздно одна из них выберет путь развития, не требующий создания разумных роботов.

Убийство органической жизни быстро было поставлено на поток. Левиафаны стали прообразом для первых жнецов — разумных космических кораблей, которые по мощности превосходили любой флот, созданный органическими расами. По всей галактике Катализатор разместил сеть ретрансляторов массы — эдаких звездных врат, позволявших перемещать целые флоты на огромное расстояние. Центром сети стала Цитадель — огромная космическая крепость, пригодная для проживания миллионов существ.

Во всех трех Mass Effect игроку придется провести немало времени на Цитадели

Выходя в космос, разумная раса быстро обнаруживала один из ретрансляторов, начинала использовать его для путешествий, а следом натыкалась на Цитадель, которая из-за своих характеристик обычно использовалась как столица очередной цивилизации. Ловушка захлопывалась — Катализатор получал с Цитадели сигнал о том, что пора начинать очередную жатву, затем проводилась разведка, и если расы признавались опасными, то все обитатели Цитадели уничтожались, сеть ретрансляторов отключалась, а затем Жнецы одну за другой зачищали разрозненные планеты.

Нулевой элемент

Одним из рабочих названий Mass Effect было «Нулевой элемент» — хоть его и отклонили боссы BioWare, но словосочетание использовали в сценарии. Нулевой элемент — ключевой ресурс во вселенной игры, который используется в разных сферах: от медицины и до перемещения на сверхсветовой скорости. Воздействием нулевого элемента объясняется наличие в Mass Effect собственных магов — биотиков, способных на расстоянии перемещать предметы, устанавливать силовые щиты и творить прочие сверхъестественные вещи.

Даже с использованием нулевого элемента путешествие до Андромеды заняло более 600 лет

Собственно, с открытием нулевого элемента расы в Mass Effect практически прекращают самостоятельное развитие — начав путешествовать на сверхсветовой скорости, они быстро находят ретрансляторы и артефакты, оставшиеся от рас предыдущего цикла, и совершают рывок благодаря этим технологиям (которые на самом деле являются технологиями Левиафанов). Этим объясняется, почему люди, вышедшие в космос одними из последних, быстро наверстали более зрелые расы своего цикла.

Матриархат против милитаризма

Про расы игры легко можно написать отдельную большую статью — настолько они разные и интересные. В предшествовавшем событиям Mass Effect цикле доминировали милитаристы протеане, которые, как и левиафаны, поработили остальные расы, но позволили им развиваться. Предтечами протеан были явно скопированные с Ктулху инусаннон, о более древних расах в Mass Effect есть лишь единичные сведения, вроде уцелевших руин или звезд, выстроенных в форме, повторяющий облик некого существа.

Основные расы Mass Effect (источник)

Во времена Mass Effect в космосе установилось нечто вроде демократии — главную роль играет расположенный на Цитадели совет из трех самых могущественных рас. Синекожие девушки азари живут по тысяче лет, не имеют собственных самцов, и поэтому спариваются с представителями почти любой расы, ради обмена генетическим материалом. Азари делят совет с произошедшими от птиц милитаристами турианцами, а также саларианцами — типичными межпланетными «ботаниками».

За пределами совета можно отметить кроганов — расу великих воинов, медленно вымирающую из-за заражения вирусом, который практически лишил кроганских женщин способности размножаться. И, конечно, кварианцев — расу, создавшую себе разумных роботов-помощников гетов (пресловутый конфликт органической расы и машин), которые затем изгнали бывших хозяев с их планеты. Кварианцы живут на космических кораблях, гигантский флот которых кочует по космосу, а история их конфликта с гетами — одна из самых интересных побочных линеек в трилогии. Люди в космическом сообществе — раса молодая, но очень напористая и даже наглая, что и позволило ей быстро начать играть важную роль в событиях.

Идеальный враг

С не меньшим старанием разработчики отнеслись и к главному врагу — «общество» жнецов в Mass Effect не менее сложное, чем у тех же людей. Это прирожденные рабовладельцы, которые используют побежденные расы как ресурс для дальнейшего развития — часть существ идет как материал для создания новых жнецов, другим уготована роль рабочей силы или пушечного мяса. Сюжет Mass Effect 2 почти полностью посвящен коллекционерам — созданной жнецами из протеан расе, которая похищает разумных существ по всей галактике, чтобы обеспечить своих хозяев дополнительными «ресурсами».

Каждый жнец повторяет облик расы, из которой был создан. Основой для этого послужили люди

Жнецы отличные телепаты — их армия состоит из зомбированных представителей вполне знакомых рас, плюс они стараются подчинить высокопоставленных политиков и офицеров врага. Именно так им удалось окончательно разбить протеан, а в Mass Effect жнецы подчиняют себе верхушку «Цербера» — полутеррористической организации, которая выступает за свой собственный путь развития людей.

Медленная эволюция

За миллиард лет, прошедших с победы над Левиафанами, Катализатор уничтожил тысячи рас, но так и не добился своей цели — каждое новое поколение упорно создавало роботов, подписав себе смертный приговор. Тем не менее, во вселенной Mass Effect происходила собственная «эволюция» — сначала расы научились передавать наследникам предупреждение о жнецах, давая им больше времени на подготовку. Затем началась разработка Горна — чертежи секретного оружия, способного уничтожить жнецов, передавались из цикла в цикл, но до событий Mass Effect оно так ни разу не было завершено.

В Mass Effect 3 единственного уцелевшего протеанина можно взять в команды

Хоть протеане и не смогли построить Горн (его уничтожила группа предателей, контролируемых жнецами), они сыграли важную роль в следующей войне — небольшая группа ученых этого вида смогла пережить уничтожение, провела долгое время в криосне, а затем ценой своих жизней организовала диверсию, задержав прибытие жнецов. Возможно, именно эти действия помогли одержать победу в финальной битве, показанной в Mass Effect 3.

Конец цикла

У Mass Effect 3 четыре варианта финала, и это, пожалуй, элемент игры, который удался BioWare хуже всего. Изначально сценаристы прописали концовки очень схематично, предложив игрокам возможность додумать самим, что же все-таки случилось. После волны критики пришлось выпустить дополнение с более проработанным финалом. Раскрывать концовки слишком нагло даже для этой статьи, отметим лишь, что разумная жизнь в том или ином виде продолжит существовать при любом выборе игрока.

Mass Effect: Andromeda достаточно мало заимствует у оригинальной трилогии — проект колонизации другой галактики стартует во время событий самой первой Mass Effect, когда еще не до конца было ясно, кто такие жнецы и насколько серьезная угроза от них исходит. Помимо знакомых рас и небольшого количества отсылок, для Andromeda создали практически новую вселенную — и она пока на голову уступает своей предшественнице. Впрочем, у нас остается слабая надежда, что новая серия (напомним, Andromeda является лишь первой из трех игр) «раскачается» в следующих частях — все-таки и в прошлый раз вся глубина придуманного BioWare мира стала понятна только в Mass Effect 2.

Картина дня

наверх