На момент выхода Catherine, в 2011 году, в мире больших и дорогих игр с нами редко говорили о сложностях отношений между полами. В некоторых проектах, вроде Mass Effect, можно было затащить в койку какую-нибудь инопланетянку, но на этом всё заканчивалось. Там галактика в опасности, извините, как-то не до бытовых проблем (Почему ты боишься обязательств? Бардак в квартире кто убирать будет? Ты хочешь встречаться с другими? Хватит тратить деньги на игры, нам детей не на что растить!).
Catherine, напротив, вместо спасения вселенной концентрируется как раз на бытовухе и том самом «жили долго и счастливо». Как долго? Насколько счастливо? А бывает ли так? И главное, счастливо друг с другом или по отдельности?
Тридцатидвухлетний Винсент всё никак не повзрослеет. Его девушка Катерина (пишется «К») нервничает, потому что биологические часы бьют в огромный колокол. Свадьба-то когда? А деточку когда рожать? Стереотипные мужчины не слишком любят задаваться подобными вопросами, вот и Винсент предпочитает искать ответ на дне стакана «Кубы либре», избегая серьёзных бесед с возлюбленной. Вдобавок совсем не вовремя на голову сваливается обворожительная красотка Кэтрин (пишется с «С», и это важно!). Ну, как на голову… Прямо в постель. Вот и думай теперь, что важнее: обязательства или безудержное веселье? Секс, пицца и рок-н-ролл или свадьба, дети и рутина?
Правильного ответа, разумеется, нет. Catherine — это не только не самая типичная для игровой индустрии история, но и удобный способ со стороны взглянуть на собственные проблемы. И, возможно, даже найти какие-то ответы.
При этом, как и Portal, Catherine тоже сложно «продать» игроку простым описанием геймплея. Головоломки никогда не были особо популярным жанром, но в Catherine они не только хорошо работают, но и тесно связаны с историей. В конце концов, кошмарная башня, на которую пытается взобраться Винсент, — лишь очередная метафора происходящего. Но метафора, надо сказать, увлекательная — настолько, что по ней существуют соревновательные турниры.
Да, турниры по игре про рогатого мужика в трусах, таскающего тяжелые блоки. Не смейтесь.
Прошу, поиграйте в Catherine, даже если аниме — совсем не ваша тема. Дело не в форме, а во впечатлениях, которые (надеюсь) подарит вам её содержание.
Ах, Catherine. Каждый раз, когда поблизости затевается очередная дискуссия на тему «считать ли игры искусством», я привожу Catherine как пример. Но вот незадача: «продать» её несведущему человеку — до комичного непростая задача. Представьте себе подобный диалог:
— Эта игра ощутимо поменяла мои взгляды на отношения и помогла справиться с некоторыми психологическими проблемами, годами не дававшими мне покоя.
— Правда? А что в ней надо делать?
— Ну, вся игра разделена на дни. Вечером главный герой тусуется в баре, обильно выпивает, жалуется друзьям на жизнь и украдкой пишет SMS-ки своим девушкам…
— Так, а дальше?
— …А по ночам попадает в кошмарный мир, населённый антропоморфными баранами, где, в одних трусах и стискивая подушку, должен карабкаться по бесконечной башне из блоков, периодически спасаясь от гротескных монстров, олицетворяющих его худшие страхи.
— Гм… О какой игре мы до этого говорили? Что-то на «Ф»… Ф-фортнайт?
Catherine выглядит как сущая нелепица, шизофренический союз «С широко закрытыми глазами»Кубрика и Q*bert. Она дурачит игрока и нарочно обманывает крайне вызывающей обёрткой, намекающей на фестиваль безвкусного фансервиса… Но при этом остаётся, пожалуй, одним из самых искренних и смелых высказываний, какие ААА-индустрия когда-либо себе позволяла. Комбинация визуальной новеллы, дейт-сима и на удивление сложного паззла — не более чем фон для одной большой дискуссии о «трудностях перевода» в романтических отношениях. О верности, измене, ответственности, мечтах, сексуальном насилии и токсичности.
Catherine вышла задолго до эпохи расцвета социального правосудия, но продюсер проекта Кацура Хасино (помимо прочего подаривший миру Persona 3, 4 и 5) во многом предвосхитил её. Просто потому, что Catherine, очевидно, нацелена на взрослую аудиторию и воспринимает её как взрослых людей, способных делать собственные выводы. Нет ни ханжеского чтения морали, ни библейского «не прелюбодействуй», ни однозначно правых и виноватых. Вместо этого игра, устами двух Катерин, задаёт вопросы. Что ты, игрок, думаешь об этом? Как бы ты поступил на месте Винсента?
Catherine удаётся быть остроумной, меланхоличной, смешной и до замирания сердца жуткой — словом, похожей на реальные человеческие отношения.
Но, пожалуй, главный успех Хасино-сана кроется в том, что, даже если вам плевать на посыл и подтекст игры, вы всё равно наверняка получите море удовольствия. Всё-таки автор современной «Персоны» своё дело знает: за лихо закрученным сюжетом и живыми персонажами интересно наблюдать в любом случае, а над некоторыми головоломками придётся порой сидеть часами (если не подглядывать на YouTube), но, в конце концов, оно того стоит.
Я не могу не присоединиться к словам Александра: прошу, поиграйте в Catherine. Всё хорошее, что вы слышали о ней, — правда. Да, она настолько хороша. Как бы наивно и избито это ни звучало, она не похожа ни на что другое, и вы надолго её запомните.
Да начнётся вторая вайфу-война!
Свежие комментарии