На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 986 подписчиков

Свежие комментарии

Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?

Российские политики вновь заговорили о ужесточении распространения игр. Мы попытались разобраться, как регулируются игры сегодня, и что может случиться в будущем

14 ноября в Псковской области произошел трагический случай — 15-летние парень и девушка забаррикадировались в доме с оружием, обстреляли прибывших полицейских, а после, как утверждается, совершили самоубийство. Предварительной причиной называется ссора девушки с матерью, но следствию предстоит немало работы — надо понять, насколько серьезным был конфликт подростков с родителями, а также выяснить, каким образом они смогли получить доступ к оружию.

Почти все время «псковские Бонни и Клайд» вели прямую трансляцию в интернете

Несмотря на то, что расследование еще толком не началось, уже прозвучали привычные обвинения в сторону компьютерных игр и интернета — заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая связала произошедшее с призывающими к суициду пабликами в социальных, а зампред комитета Совета Федераций по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина заявила, что в произошедшем виноваты игры-стрелялки, распространение которых нужно срочно ограничить. По словам Мизулиной, еще несколько лет назад она предлагала документ, ограничивающий продажу видеоигр и вводящий строгие возрастные рейтинги, однако тогда он не был реализован. Сейчас планируется подготовить и внести новый законопроект, в котором будут учитываться все современные реалии рынка.

На данный момент нет даже свидетельств увлечения погибших подростков видеоиграми (впрочем, мы практически уверены, что увлекались, как и большинство их сверстников), тем не менее, затронутая проблема действительно существует — современное законодательство регулирует компьютерные и видеоигры очень слабо, что может создать проблемы для всех: государства, игроков и их родителей, и компаний, которые занимаются разработкой и распространением игр.

Как рейтинги устроены сейчас?

Сейчас основным законом, регулирующим возрастное рейтингование видеоигр, является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В свое время закон вызвал множество обсуждений в прессе и социальных сетях, вплоть до высказываний в духе «нам всем конец», но в итоге не привел к каким-то серьезным потрясениям на рынке. Игры действительно стали намного чаще снабжать возрастными рейтингами — например, теперь так поступают почти все крупные издательства — тем не менее, за несколько минут удалось найти в интернете пару крупных сайтов, которые торгуют играми без возрастной маркировки. Есть и случаи, когда вместо российских рейтингов используются другие — например, в App Store и Google Play маркировки несколько отличаются.

Обязанность рейтингования сейчас полностью лежит на плечах производителей игр. «Возрастные рейтинги присваиваются информационной продукции издателем совместно с локальным партнером-распространителем на основании положений 436-ФЗ, в котором указан перечень «особенностей», на которые правообладатели должны обратить внимание и которыми обязаны руководствоваться во время присвоения возрастного рейтинга. Подробных руководств на этот счет не существует, но у многих компаний есть свои наработки, внутренние инструкции» — рассказал нам Никита Путилин, PR-менеджер компании «СофтКлаб». Адекватность проставления рейтинга сегодня полностью зависит от издателя и того, насколько хорошо его сотрудники смогут разобраться в достаточно расплывчатых рекомендациях.

Несмотря на громкую риторику, в России достаточно редко запрещают или цензурируют игры. Один из самых известных случаев — Company of Heroes 2. Издательство «1С-СофтКлаб» отказалось от продаж под давлением игроков, расстроенных антирусским сюжетом

На этом проблемы не заканчиваются. Например, сегодня российское законодательство вообще не содержит такого определения, как игры для компьютеров, консолей, портативных устройств и прочих платформ — некоторые юристы сравнивают видеоигры с азартными играми, ну а в законе N 436-ФЗ используется очень расплывчатое понятие информационной продукции, в которое входят и программы для ЭВМ. Плохо ясно, что должно происходить с игрой, получившей тот или иной рейтинг — если для кинопродукции, например, расписано разрешенное время выхода в эфир, то «программы для ЭВМ» практически не упоминаются.

Все описанное вовсе не отменяет ответственности. Судам не привыкать работать в условиях, когда законодательство не до конца учитывает реальность — например, летом 2012 в Рязани подали в суд на бизнесмена, который раздавал в торговом центре визитки с изображением женщины в нижнем белье. Эксперты признали это распространением информации, причиняющей вред детям, после чего был выписан штраф в 25 тысяч рублей (после апелляции его снизили до 5 тысяч рублей). Логично, что что-то подобное случится, если, например, разместить метку «6+» на упаковке с GTA 5 — но вот где находится грань дозволенного сейчас понять трудно.

Что планируется сделать?

В заявлении Елены Мизулиной говорится о планах взять не прошедший несколько лет назад законопроект, доработать его с учетом современных реалий и внести в Думу — возможно, уже до конца этого года. Проекта закона в публичном доступе нет, поэтому можно лишь делать некоторые прогнозы, опираясь на заявления пресс-службы Мизулиной и самого политика в твиттере.

Основных тезисов два. Во-первых, надо сделать обязательной возрастную маркировку на всех играх. Во-вторых, ограничить распространение игр с высокой возрастной маркировкой среди подростков — предлагается требовать удостоверение личности при продаже подобных игр и привлекать к административной ответственности продавцов, которые этого не делают — точно так же, как в торговле алкоголем и табачными изделиями.

Российские рейтинги не сильно отличаются от западных аналогов. Однако агентства вроде ESRB и PEGI куда лучше информируют пользователей о рейтингах — размещают информацию в магазинах, выпускают обучающие видео и даже специальные мобильные приложения

Теоретически это выглядит попыткой исправить хотя бы некоторые недостатки, существующие сейчас. На практике мы не уверены, что при новой попытке у государства получится все как надо. Закон N 436-ФЗ готовился буквально несколько лет назад, когда игровой рынок мало отличался от сегодняшнего — но в тексте, тем не менее, отсутствуют даже многие базовые вещи. В заявлении Елены Мизулиной говорится, что к подготовке законопроекта привлекут экспертов, но при этом его планируется внести в Думу до конца года — то есть остается менее полутора месяцев, за которые вряд ли реально провести качественную экспертизу и обсуждение законопроекта. В твиттере политик вообще говорит только об «играх-стрелялках» — хотя рынок видеоигр не ограничивается этим жанром.

Что за рубежом?

Россия — не единственная страна, сталкивающаяся с подобными проблемами. Обвинять видеоигры как причину очередного громкого преступления, совершенного подростком — любимое занятие политиков во всем мире. Есть проблемы и с несовершенством законов — например, когда недавно разгорелся скандал с организацией азартных игр с использованием предметов из Dota 2 и Counter-Strike, то в США некоторые юристы признавали, что вообще плохо понимают явление и как его толковать с точки зрения закона. Более того, по количеству запрещенных и отцензурированных игр мы чуть ли не позади планеты всей — жестокие игры вроде Manhunt, Mortal Kombat и GTA регулярно попадают под раздачу в Германии, Италии, Южной Корее, ну а общепризнанным лидером в этом деле считается вполне прогрессивная Австралия, где в некоторые годы выписывается по несколько запретов.

Интересно, что ситуация обычно выглядит намного хуже там, где возрастным регулированием занимаются власти — в той же Австралии, например, за это отвечает Австралийская аттестационная комиссия. Другим примером является Южная Корея — требования государственного Комитета по рейтингам и управлению игр настолько сложны, что разработчикам небольших проектов зачастую проще отказаться от продаж в этой стране.

Саморегулирование тоже иногда приводит к курьезам. В 2014 году под давлением общественности Apple запретила в App Store все игры с изображением флага Конфедерации — в том числе и вполне безобидные исторические стратегии

Лучше ситуация выглядит в странах, где инициатива исходит от индустрии. Американская ESRB в середине девяностых стала детищем крупных издательств, которые понимали, что из-за улучшающейся графики жестокие сцены в играх становятся все более и более реалистичными, и это рано или поздно привлечет внимание правительства. Идея отдельного агентства оказалась очень эффективной — ESRB рейтингует игры всех компаний по единой схеме и до релиза, постоянно совершенствует свои методы, и несет ответственность за ошибки в рейтингах.

Интересно, что все попытки законодательно ограничить распространение игр в США провалились — Верховный суд США постановил, что игры находятся под защитой Первой поправки к Конституции США, которая гарантирует американским гражданам свободу слова. Все, чего удалось добиться в некоторых штатах — требований к продавцам разъяснять покупателям, как устроены рейтинги ESRB.

Из-за растущей популярности инди-игр, а также игр для социальных сетей и мобильных устройств, появилось множество мелких разработчиков, для которых невероятно сложно выпускать свои проекты, учитывая возрастные рейтинги сразу множества стран. Эту проблему должна решить Международная коалиция по возрастным рейтингам (IARC), в которую сейчас входят ESRB, ее европейский аналог PEGI, рейтинговые организации Австралии, Германии и Бразилии, а также онлайн-магазины Google Play, Nintendo eShop и Windows Store. IARC продвигает единую процедуру, которая позволяет получить рейтинги сразу у всех участвующих структур — даже в том случае, если они будут различаться.

Manhunt 2 — одна из самых «любимых» регуляторами игр.В разное время ее «банили» в Ирландии, Малайзии, Италии, Новой Зеландии, Австралии и многих других странах

В России принять участие в создании рейтинговой системы мог бы Экспертный совет игровой индустрии (ЭСИИ). Формирование совета началось буквально несколько дней назад, но в него уже вошли представители Wargaming, Gaijin Entertainment, Mail.Ru, Nival, Riot Games, Nekki и других компаний. В ЭСИИ нам рассказали, что российская игровая индустрия соблюдает все требования российского законодательства. «Действительно, есть закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Он требует вносить рейтинги и устанавливает четкие возрастные критерии и знаки. Закон принят в 2010, регулирует и ритейл, и интернет. Нет ни одного сколько-нибудь заметного игрока на рынке, который бы этот закон нарушал, так как система рейтингов очень похожа на европейскую PEGI» — отметил Антон Юдинцев из Gaijin Entertainment.

Представители совета отметили, что открыты к диалогу со всеми заинтересованными сторонами и готовы совершенствовать рейтинговую систему. «В настоящее время ЭСИИ также запускает ряд исследований по данной теме. Будет проанализирован как иностранный опыт, так и отечественная практика. Очевидно, что игры оказывают влияние на различные области социально-экономических отношений, и мы намерены выявить действительную картину происходящего и избавиться от устаревших стереотипов» — говорится в комментарии ЭСИИ. Также в совете напомнили и о позитивных чертах видеоигр: «многие используемые в играх технологии, в частности, дополненная и виртуальная реальность, могут быть использованы для изучения физики, химии, биологии, истории, географии и других предметов с совершенно иным уровнем вовлечения учеников в процесс. Яркий пример — проекты InCell и InMind от Nival».

В России долгое время возрастные рейтинги были неинтересны, похоже, ни государству, ни индустрии. Для властей игровой рынок до сих пор выглядит явлением малопонятным, да еще и меняющимся с огромной скоростью — поэтому обычно игры вспоминаются после очередного крупного происшествия, когда на них можно повесить всех собак. Некоторых представителей индустрии подобное состояние дел, похоже, тоже целиком устраивало — по принципу «нас не трогают, вот и хорошо».

Тем не менее, отсутствие вменяемой системы возрастных рейтингов, учитывающей интересы всех сторон — вещь крайне негативная. Причем, опять же, для всех — начиная от родителей, которые не понимают, как выбрать ребенку безопасную игру, и заканчивая издателями и разработчиками, которым совершенно неинтересно, чтобы их игра, рассчитанная на взрослых, оказалась в центре очередного скандала, связанно с несовершеннолетними. И если в ближайшее время индустрия — в лице ЭСИИ или какого-то другого объединения — не примет участия в создании рейтинговой системы, то не исключено, что рано или поздно ей все-таки навяжут правила сверху, а Россия начнет соревноваться с той же Австралией по уровню цензуры в компьютерных играх.

 

Источник

Картина дня

наверх