
Написав статью «Почему я боюсь за «Варкрафт», я был готов к тому, что фильм опровергнет мои опасения. Даже заготовил на этот случай картинку с Торином и фразой «Я никогда так не ошибался».
Нет, я не ошибался. Чуда не произошло, почти все перечисленные недостатки в фильме есть. Но важно то, что они картину не убивают.
«Варкрафт» — не лучший фильм года и не шедевр, готовый перевернуть жанр кинофэнтези. Это просто крепкий фэнтезийный блокбастер, которому есть чем искупить свои минусы.Жанр: эпическое фэнтези
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Тревис Фиммел, Тоби Кеббелл, Бен Шнецер, Пола Паттон
Премьера в России: 26 мая 2016 года
Возрастной рейтинг: 12+
Орки как люди
Фильм основан на первой части Warcraft и мог оказаться простой историей войны орков и людей. Но нет, в ней будут и предательства, и внутренние конфликты для каждой из сторон, и пара неожиданных, хоть и не очень логичных сюжетных поворотов. Благородные вожди одного из орочьих кланов Дуротан и Оргрим сомневаются в правоте Гул’дана.
Люди подозревают, что среди них есть предатель. А меж двух огней мечется полукровка Гарона, которая никак не может выбрать сторону. И все это в первом фильме не закончится — финал явно намекает, что создатели рассчитывают на продолжение.
Много лет назад, когда о фильме еще и речи не шло, фанаты Warcraft представляли себе экранизацию в духе роликов-заставок из игр. И, похоже, режиссер Дункан Джонс был одним из таких фанатов. Мир Азерота воссоздан с помощью компьютерной графики очень детально и красочно, но при этом похож именно на ролик из игры. При всем уважении к труду художников, компьютерные декорации и пейзажи мы видали и получше. Графика в «Варкрафте» не пытается убедить нас в реальности происходящего. Сразу видно, какие сцены сняты на фоне зеленого экрана, — а таковых тут большинство.
В мир киношного Азерота, в отличие от того же Средиземья, трудно погрузиться. Но его невозможно не узнать. Атмосфера Warcraft передана не тоннами графики, а мелкими деталями, отсылками к оригиналу, греющими сердце любого ценителя. Вот в реке мелькнул мурлок, а вот в башне Медива ждет голем. Вот узнаваемая таверна «Гордость льва». Вот фирменное превращение противника в овцу. А уж когда орк Чернорук произносит: «Моя жизнь принадлежит Орде!» тем самым голосом, с той самой интонацией, что и в русской озвучке Warcraft 3, — на этом месте должно растаять сердце любого, кто проводил ночи за этой игрой.

Орки, что бы ни говорил в интервью Дункан Джонс, не в равном положении с людьми — не считая Дуротана и его клана, они тут все-таки зло. Но это враги благородные, храбрые, помешанные на чести и имеющие реальные причины для войны. Готовые выйти на честный поединок с героем и получить от него по морде. Да и просто роскошно выглядящие: с этими их клыками, косичками, варварскими украшениями и огромными лапами, пальцы на которых — толщиной с человеческую руку. Они получились даже реалистичнее, чем на’ви из «Аватара». Видно, что все силы мастеров по спецэффектам были брошены не на декорации и пейзажи, а именно на орков, сыгранных актерами через захват движения.
Орки в «Варкрафте» гораздо ярче и интереснее людей. У этих компьютерных тварей даже актерская игра лучше. Невозможно не полюбить Дуротана, благородного воина и добродушного папашу, его жену Дреку, готовую всех порвать за свое дитя, и неожиданно умного и рассудительного громилу Оргрима. Даже фанатик Чернорук, жестокий, но честный, вызывает симпатию. В этом фильме хочется болеть за орков не потому, что они правы, а потому что они гораздо эмоциональнее и обаятельнее. Они крутые.

А люди и вообще живые актеры в этом царстве графики и зеленого экрана кажутся чужими. Картонный благородный король Ллейн, чей неожиданный поступок сделал еще более странным финал картины, и без того не очень удачный (нет, в оригинале все было немного не так). Его совсем уж неправдоподобно добрая королева. Шаблонный смешной чародей-недоучка Кадгар и шаблонный загадочный советник-чародей Медив. Никто из них не вызывает подлинного сопереживания. Многие еще и разговаривают штампами фэнтезийного кино. Диалоги явно не самая сильная сторона «Варкрафта».
На общем фоне немного выделяется Тревис Фиммел, играющий Андуина Лотара, — он прекрасен, когда иронично усмехается по любому поводу и подначивает своих товарищей. Но, когда дело доходит до трагической сцены, меркнет и он. Наверное, трудно сыграть настоящие эмоции, видя перед собой только зеленый экран.

Пожалуй, идеальным вариантом для «Варкрафта» было бы убрать живых актеров и сделать компьютерный мультфильм. Так исчезла бы немалая часть недостатков фильма, а все достоинства остались бы на месте. Бережное обращение со вселенной. Детальный и узнаваемый мир. Пафос настоящего героического эпоса о долге и чести. Битвы, в которых, несмотря на «подростковый» рейтинг, создатели не боятся пускать кровь. И, конечно, орки. Орки — это хорошо.

«Варкрафт», безусловно, есть за что ругать, и при желании его можно разгромить. А вот стоит ли? Многие западные критики решили, что да, и сейчас у фильма шокирующе низкие оценки на Rotten Tomatoes. Часть претензий критиков вгоняет в недоумение: к примеру, обвинения в излишней серьезности, хотя тот же Андуин Лотар часто шутит. Да и с каких пор серьезность — это недостаток?
Кто-то из критиков просто плохо знает вселенную и многого не понял. Дункан Джонс все-таки пошел на огромный риск, взявшись снимать историю Warcraft со вторжения орков, а не с самой известной ее части, где фигурируют Артас и компания. В фильме, правда, появляется младенец Тралл, но его пока не называют этим именем, и узнают его только знатоки вселенной.

Многие из претензий к «Варкрафту» справедливы. Но мы считаем, что недостатки не убивают фильм. Да, это не шедевр на все времена, но достойная экранизация игры. Фильм, снятый именно для тех, кто ценит подобное. Для фанатов фэнтези и самого Warcraft. Для читателей «Мира фантастики» и «Игромании». Для нас с вами.
Сходите на «Варкрафт». Это далеко не шедевр, но он того стоит.
Свежие комментарии