Анонс второй Bloodlines порадовал тех, кому 15 лет назад сорвало крышу от вампирских разборок. Но культовой игры не было бы без целого мира, населённого не только упырями, но и другими видами волшебных существ. А создал этот пандемониум сын священника. В честь продолжения легендарной RPG вспоминаем историю «Мира Тьмы».
Слово «вампир» уже давно не ассоциируется с клыкастой знатью из Румынии. На смену аристократам пришли бледные упыри в тёмных очках, которые поджидают очередную жертву в грязных переулках мегаполиса. Мало кто знает, что эта трансформация была бы невозможна без скромного фаната настолок, создавшего одну из самых мрачных и жестоких вымышленных вселенных.
Дневник бывшего неудачника
Марк родился в семье священника. Невелика беда: страх божий порой воспитывает настоящих нехристей вроде Джи-Джи Аллина. Но Рейн•Хагену (именно так он требует себя величать) повезло больше: его отец был не просто проповедником, но и теологом. Он рисовал в голове сына захватывающие библейские сюжеты, прививал любовь к истории и мифологии.
Со временем подростковый интерес к древним легендам превратился в страстное увлечение фэнтезийной литературой, а позже — и настольными играми.
Будучи студентом, Марк понял, что не готов всю жизнь просидеть за партиями в D&D. Внутри него кипело желание творить, выдумывать, изобретать. В 23 года он создал настолку под названием Ars Magica и вместе с приятелем основал издательскую компанию Lion Rampant. Нельзя сказать, что первый блин вышел комом — пускай фэнтезийная игра была похожа на сотни других, она неплохо продалась и принесла авторам небольшую прибыль. Однако скромный успех не длился долго: через три года бизнес закрылся по самым прозаическим причинам — из-за финансовых сложностей и нехватки опыта у создателей.
Когда я только создавал Lion Rampant, отец сказал мне: «Марк, у тебя ничего не выйдет. Ты слишком молод, неопытен и беден. Но зато многому научишься на ошибках — и, может, в следующий раз всё получится». Тогда я ему не поверил, но он был прав. Я всегда вспоминал его слова — и не сдавался.
Марк Рейн•Хаген создатель Vampire: The Masquerade, в беседе с пользователями Reddit
Основатели Lion Rampant — Джонатан Твит и Марк Рейн•Хаген
Рейн•Хагена неудача не выбила из колеи — напротив, он перешёл к тщательной работе над ошибками. Перед геймдизайнером стояли такие задачи: а) разбогатеть, б) привлечь к себе внимание горячих студенток, в) избавиться от звания «вечного ботана». Если ты зарабатываешь на жизнь настольными играми, выполнить первый пункт плана очень сложно, а оставшиеся два — почти невозможно. Но вряд ли бы мы посвятили целую статью неудачнику, правда?
Путешествие на край ночи
Хочешь веселья — переходи на тёмную сторону. Такова одна из немногих истин в нашем шатком и переменчивом мире. Сын священника знал её с детства, и быстро сообразил, что со смазливыми рыцарями в блестящих латах нужно заканчивать.
Карта русскоязычной версии Ars Magica, выпущенной в начале нулевых под названием «Искусство волшебства»
Полумер парень не терпел, а потому без лишних прелюдий отправился прямиком в Ад. Его новая игра называлась Inferno и предлагала управлять душами, навечно застрявшими в Чистилище. Похоже, где-то на той стороне задумку не оценили — черновики сгорели в пожаре. Рейн•Хаген это послание считал и отложил концепт в сторону. Стоило начать с чего попроще — например, с нечисти на нашей грешной земле.
К тому же у автора вовремя созрела идея, как привлечь к настолкам противоположный пол.
Что любили девчонки тридцать лет назад? Правильно, парней в кожаных куртках, многозначительные фразочки и приглушённый свет. Решено: пусть следующая RPG будет про вампиров — существ, воплощающих женские слабости. А чтобы не растерять прежнюю аудиторию хардкорных ролевиков, Марк прописал серьёзный мир с политическими интригами и библейскими аллюзиями. Вместо вампирских шаек — кланы (каждый — со своими особенностями), а безродных упырей заменили потомки Каина. Папа мог бы гордиться.
В 1991-м году Рейн•Хаген вместе со своим новым приятелем Скоттом Виеком основал компанию White Wolf и начал работу над амбициозным проектом, параллельно пересматривая вампирскую киноклассику — от «Носферату. Симфония ужаса» до «Пропащих ребят». Через несколько месяцев вышла первая версия Vampire: The Masquerade. На обложке — алая роза и чёрный мрамор. Иллюстрация, которая отлично смотрелась бы на виниле готической рок-группы. Вместо сухих правил — художественные описания Хроник (игровых сессий) с участием Героев и Рассказчика (ведущего). На замену фэнтезийным клише пришёл жестокий, мрачный и невероятно атмосферный мир, где бессмертные тайно правят смертными. Конкуренты на фоне «Маскарада» выглядели безделушками для инфантильных школьников.
Большинство плейтестеров бросали мои игры и говорили, что я всё делаю не так… Говорили, что это — отстой. И они оказались неправы.
Марк Рейн•Хагенсоздатель Vampire: The Masquerade, в интервью RPG-News.ru
Прокляты, но не забыты
90-е — период культурного бунта и революций. Марк стал очередным героем, который устремился против течения и сорвал куш. Самобытный сеттинг, запоминающийся дизайн и интрига под стать хорошей жанровой литературе — вампирская настолка стала не просто хитом, а поводом пересмотреть отношение к ролевым играм. Помог ли «Маскарад» личной жизни Рейн•Хагена — история умалчивает. Но что у него точно получилось, так это заткнуть снобов, которые ещё вчера посмеивались над ролевиками, а теперь сами проводили ночи в компании «Вампира» и бутылочки органического мерло.
Пока вампиры сосали (извините) из обывателей денежки, Марк и его коллеги работали над продолжением. Они нащупали идею на миллион: взять архетипное чудище и перенести в современные реалии — скажем, в развитый мегаполис. Так «Мир Тьмы» пополнялся новыми обитателями. Упырей потеснили оборотни-неоязычники, а следом ворвались маги — городские сумасшедшие, способные менять реальность. Вскоре к ним присоединились призраки и подменыши — люди, внутри которых живут духи эльфов и прочих сказочных существ. Затем — демоны, падшие ангелы, вселяющиеся в тела уличного сброда, мумии (бессмертные египтяне, возродившиеся в двадцатом веке) и охотники на разные виды сверхъестественных существ.
Сейчас на создание новых миров тратят миллионы долларов и нанимают сотни специалистов.
А тридцать лет назад скромный студент создал вселенную, которую невозможно было уместить и в десятке настольных игр. После них последовали книги, комиксы и даже сериал. Последний, правда, получился халтурным и не протянул дольше сезона.
Отдельно о видеоиграх. Если думали, что по «Миру Тьмы» существует лишь Bloodlines, — открывайте блокнот. У культовой RPG был достойный приквел под заголовком Redemption, вышедший в 2000-м году на ПК. А владельцам консолей шестого поколения (PS2, Xbox, GameCube) досталась трилогия Hunter: The Reckoning. Кроме того, ещё два проекта зачахли на стадии разработки: безымянная ММО от Crowd Control Productions и Werewolf: The Apocalypse Heart of Gaia — судя по сохранившемуся видео-отрывку, печалиться об этой утрате не стоит.
Что мертво — умереть не может
«Мир Тьмы» стал культурным феноменом, вышедшим за границы гик-сообщества. Та же вражда вампиров и оборотней — излюбленный приём нынешних авторов, начиная от «Досье Дрездена» и заканчивая «Сумерками» — впервые появилась именно в работах White Wolf. Авторы «Маскарада» просто не могли не встрять в какой-нибудь скандал — с этим традиционно помог Голливуд. Помните второсортный боевик «Другой мир» про вампиров и оборотней? Что-то напоминает, правда? Юристам White Wolf тоже так показалось — они нашли 17 совпадений, которые нельзя назвать случайными. До суда, правда, дело не дошло — в Sony решили проблему тихо и мирно.
Но не все скандалы можно уладить за закрытыми дверями.
В 1996-м году 17-летний Род Феррелл зверски забил пожилую пару ломом. По словам преступника, жестокое убийство совершил не он, а безжалостный вампир Вессаго, действовавший с одобрения своего клана. Но реальность оказалась куда приземлённее: кучка подростков настолько увлеклась игрой Марка, что перестала различать жизнь и фантазию. Угадайте, кого сделали крайним.
Вот этот добродушный парень
В те времена политики и общественные активисты очень переживали за молодое поколение, которое проявляло нездоровый интерес к насилию. Козлами отпущения становились почти все важные культурные персоны, чьё творчество было слишком мрачным для нежных глаз и ушей борцов за нравственность. Марк гордо вошёл в клуб «развратителей молодёжи» и уселся где-то между Джоном Кармаком и Мэрилином Мэнсоном.
Если ты настоящий художник, настоящий творец — ты, так или иначе, будешь говорить о современности. Искусство — оно всегда о том, что происходит сейчас, прямо сейчас. Поэтому я должен и буду говорить о современных проблемах, которые меня волнуют.
Марк Рейн•Хагенсоздатель Vampire: The Masquerade, в интервью RPG-News.ru
«Мир Тьмы» не резиновый — к середине двухтысячных авторы предсказуемо начали испытывать нехватку свежих идей. Нужно отдать им должное: вместо доения прибыльной франшизы они устроили натуральный армагеддон, выпустив серию книг Time of Judgement, где нечисть возвращается в естественную среду обитания.
Марк на одной из карт своей настолки I Am Zombie
Но настоящие вампиры, как известно, не умирают. Благодаря финансовой помощи Paradox Interactive, в 2011-м вышла юбилейная редакция настолки. Реакция игроков была однозначной — народ истосковался по кровососам. Последовали новые версии, которые выпускаются до сих пор. Пишет их, правда, давно уже не Марк Рейн•Хаген. Он живёт уединённо, посвящая время семье, самообразованию и путешествиям (до 2008-го даже жил в Тбилиси).
Но главное — его детище по-прежнему здравствует и продолжает радовать всех тех, кто знает, что самые страшные монстры живут в человеческих сердцах.
Свежие комментарии