На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 987 подписчиков

Свежие комментарии

Т-34: Главный танк Великой Отечественной

В день начала Великой Отечественной мы рассказываем о Т-34 – танке, без которого немыслима победа в той войне

«Тридцатьчетверка» в представлении не нуждается. Этот танк вступил во Вторую мировую одновременно с СССР, дав свой первый бой уже 22 июня 1941 года, и закончил на берегах Тихого океана в сентябре 1945 года, а затем успел повоевать в десятках более мелких конфликтов. В играх про Вторую мировую этот танк появляется почти всегда, когда есть кампания или хотя бы миссия за СССР. В знаменитой World of Tanks «тридцатьчетверка» — один из самых популярных танков на своем уровне, который ценят за отличные скорость и маневренность в сочетании с неплохой пушкой.

Т-34 часто называют танком победы, супероружием, обеспечившим СССР превосходство над Германией. На деле же история этого знаменитого танка куда более сложна, и в ней есть как темные полосы, так и свои часы славы.

Рождение

Осенью 1937 года конструкторское бюро в Харькове получило заказ на разработку легкого колесно-гусеничного танка. С такими танками СССР экспериментировал все 30-е годы, но в этот раз все пошло по-другому. В страну возвращались офицеры, командированные в Испанию сражаться на стороне республиканцев. Оттуда они принесли совершенно новый опыт. Использовавшиеся танки серии БТ почти все время проводили на гусеницах — колесный вариант для быстрого перемещения по шоссе был не востребован. Проблемой стало и слабое бронирование — тонкую противопульную броню легко пробивали даже противотанковые орудия небольшого калибра. Да и устанавливаемой на БТ 45-миллиметровой пушки уже не хватало для борьбы с танками врага.

Слева направо: старичок БТ-7, А-20, Т-34 с пушками Л-11 и Ф-34

После дебатов с участием ветеранов Испании харьковчанам во главе с конструктором Михаилом Кошкиным велели спроектировать чисто гусеничный танк с более толстой броней. В качестве базы взяли опытный А-20 — развитие БТ-7. Когда новую машину под индексом А-32 впервые испытали под Москвой, то приемная комиссия пришла в восхищение: танк получился быстрым, маневренным и с хорошей проходимостью, а отказ от колесного варианта позволил усилить броню и установить 76-мм пушку. Доработанный танк получил индекс А-34, а в декабре 1939 года пошел в серию под серийным индексом Т-34.

В танке было немало интересных конструкторских решений. Установленная под наклоном броня, заставлявшая снаряды рикошетить — куда более удачная идея, чем грубое наращивание толщины. Дизельный двигатель мощностью в 500 «лошадей» — предмет восторга, более мощный и менее пожароопасный, чем все, что было раньше. Приличный калибр орудия, широкие гусеницы, дающие отличную проходимость — теоретически, Т-34 был идеальным танком грядущей мировой войны.

Практически сразу начались работы над модернизацией танка — в 1940 году испытывалась модель с более мощной 57-миллиметровой пушкой, которая, однако, не пошла в серию

Действительность оказалась куда менее радужной. Из танка был плохой обзор, а командир отвечал еще и за наведение орудия, что сильно усложняло работу всего экипажа. Система вентиляции оказалась настолько скверной, что нередки были обмороки заряжающих, надышавшихся пороховыми газами. Рычаги механика-водителя поддавались лишь при огромном усилии, что усложняло управление танком.

Но главной проблемой была низкая надежность. Из-за частых поломок Т-34 даже не успел намотать предусмотренный испытаниями километраж до показа правительству — поэтому Кошкин решил гнать новые танки из Харькова своим ходом прямо по дорогам. Следом ехал набитый запчастями тягач, к «услугам» которого прибегали очень часто. В результате марша на две тысячи километров Т-34 все-таки прибыл на показ, где произвел хорошее впечатление, несмотря на все недостатки. Сталин велел оказать всю необходимую помощь в устранении проблем. Увы, Кошкин уже не смог участвовать в доводке — он тяжело заболел во время пробега и вскоре умер. Дальнейшую работу вел его преемник, Алексей Морозов.

Война

К началу войны в войска удалось поставить 1200 Т-34, а первый бой машины приняли уже 22 июня. Вот только особого впечатления на врага новый советский танк поначалу не произвел. Да, первые опыты оказались для немцев обескураживающими: снаряды штатной 37-миллиметровой противотанковой пушки просто отскакивали от брони. Вот только немцы, уже получившие большой опыт войны против танков во Франции, быстро нашли управу на Т-34. Для борьбы с танками стали привлекаться тяжелые орудия, в том числе и легендарные 88-миллиметровые зенитки FlaK, и даже авиация. 37-миллиметровки тоже не остались без дела: наводчики старались бить в слабые места вроде гусениц и люков, а немецкие командиры умело заманивали советских танкистов в засады, где орудия стреляли в менее бронированные борта. Увы, но Красной армии поначалу мало чего удавалось противопоставить врагу в плане тактики и организации: пехота не успевала за танками, разведка и взаимодействие были налажены плохо, а неопытные экипажи часто гробили технику и без участия противника — в 1941 году из-за поломок и ошибок войска теряли больше танков, чем в боях.

Танк Т-34 протаранивший немецкую пушку в ходе контратаки под Калининым (Тверью)

Но при правильном использовании эти машины творили чудеса. Танкисты ценили маневренность и подвижность Т-34, а также его уникальную проходимость — осенью и зимой танк пробирался там, где вязли другие машины. Настоящим же подарком стало 76-миллиметровое орудие — в 1941 году в дуэльных ситуациях у Т-34 не было конкурентов из числа немецких танков. Впрочем, техника не стояла на месте, и уже к следующему году в бой пошли модернизированные немецкие Pz-4 и StuG III, ставшие серьезными противниками.

Именно на 1942 год пришлось самое мрачное время для советских танкистов. Заводы эвакуировались, выпуск техники упал, и на поле боя вышли откровенно убогие «мобилизационные» Т-60 из автомобильных агрегатов. А у Т-34 достигли апогея технические проблемы. Танк производился на нескольких заводах, и на каждом инженеры вносили свои изменения в конструкцию — обычно не в лучшую сторону. Бронекорпуса делались по упрощенным технологиям, из башен убирали кормовой люк, а дизель нередко заменяли авиационным мотором, прошедшим капитальный ремонт. Больше всего качество страдало на Сталинградском тракторном заводе, который производил танки до момента, пока бои не начались у его стен. Машины шли в бой прямо из цехов, и ожидалось, что они погибнут в одной из первых атак — поэтому некоторые Т-34 ломались уже после 30-40 километров пробега.

Но даже такие «тридцатьчетверки» помогли спасти город. Сталинград обычно ассоциируется с уличными боями пехоты, но летом именно град контрударов танковых бригад застопорил немецкое наступление и позволил советской 62-й армии отойти в город и подготовиться к обороне города.

Т-34 на улицах Сталинграда

А уже осенью 1942 года Т-34 сыграли одну из своих лучших партий. Промышленность восстанавливалась, танки шли в войска в больших количествах, а качество росло с каждым днем. Но важнее то, что Советы сделали выводы из первого этапа войны. После поражений 41-го на короткий момент было решено, что нет смысла использовать инструмент, которым армия не умеет пользоваться, и крупные танковые соединения просто расформировали. В 1942 году танковые корпуса и армии вновь стали применяться, а уровень их подготовки разительно отличался от того, что был годом ранее. Именно 5-я танковая армия прорвалась в тыл Паулюса в ноябре 1942 года, позволив освободить Сталинград и изменив ход войны. А всего через пару месяцев ее успех повторила 3-я танковая, которая устроила менее известный, но почти столь же масштабный «котел» под Россошью, и окончательно разрушила планы Гитлера по завоеванию мирового господства.

В 1943 году «тридцатьчетверку» уже трудно было назвать передовым танком. С осени 42-го в бой начали вступать тяжелые «Тигры», а под Курском состоялся дебют «Пантеры» — среднего танка, который во многом задумывался как конкурент и «убийца» Т-34. Новая техника постоянно капризничала, смертоносные машины часто вставали на полпути, но когда они добирались до места сражения, то Т-34 несли тяжелейшие потери. Танковые армии Советов всего за полгода с начала Курской битвы потеряли по несколько сот процентов бронетехники: машины выходили из строя, горели, экипаж получал новые и опять шел в бой.

Т-43 (слева) и Т-34 с экспериментальной башней

Становилось ясно, что без радикального «апгрейда» заслуженный танк и дальше ждут катастрофические потери. КБ Морозова предложило совершенно новый проект: Т-43. Было произведено три машины, причем две даже успели пройти испытания в боях на фронте — но затем командование решило не рисковать, осваивая посреди войны новый танк. Тем не менее, задел по Т-43 не пропал полностью — башню этого танка основательно модернизировали, установили в нее мощное 85-миллиметровое орудие, водрузили эту конструкцию на слегка доработанный корпус «тридцатьчетверки», и получили Т-34-85, танк, на котором советская армия вошла в Берлин.

В Т-34-85 были учтены многие недостатки предшественника. В экипаж наконец-то добавили наводчика орудия, а командир получил собственную башенку, из которой мог эффективно наблюдать за полем боя. Резко увеличилась и надежность танка — Т-34-85 могли проходить сотни километров, не выходя из строя. Зимой 1945 года в Польше четыре танковых армии выдержали наступление на 500 километров в глубину, одним прыжком проскочив от Вислы до ворот Берлина. В 1941 году такой скачок вызвал бы массовый «падеж» техники по техническим причинам, а теперь же стаи «тридцатьчетверок» буквально висели у отступающего противника за спиной, не давая ни оторваться, ни опомниться.

Т-34 и Т-34-85 в одной колонне

Удивительно, но в конце войны немецкие и советские танкисты буквально поменялись местами. Новые танки вермахта хоть и обладали устрашающими характеристиками, но так и не стали надежны — например, легендарные «Тигры» чаще гибли не в боях, а от рук собственных экипажей, которым приходилось подрывать вышедшие из строя танки. Но главное — радикально выросло мастерство как советских танкистов, так и всех, кто воевал вместе с ними. Характерная история произошла зимой 1945 года у деревеньки Лисув в Польше. Бригада из 65 Т-34-85 попала под удар тяжелого танкового батальона вермахта. 52 обычных и «королевских» «Тигра», да в придачу 13 «Пантер» соседней дивизии — учитывая тяжелую броню и могучие орудия немецкой техники, все должно было кончиться трагедией. Но день 13 января оказался несчастливым как раз для немцев: к вечеру «Тигры» застыли обгорелыми монументами вокруг деревни, командир батальона погиб, от самого батальона остались штаб и название — и это ценой четырех сгоревших и 19 требующих ремонта «тридцатьчетверок». Советские танкисты преподали немцам настоящий мастер-класс оборонительного боя — Т-34-85 грамотно маскировались за зданиями, подпускали вражеские танки на близкое расстояние, и уничтожали их один за другим, обрушивая на каждый огонь сразу из нескольких стволов.

Уничтоженный под Лисувом «Королевский тигр»

Последний танковый бой Великой Отечественной произошел в Праге 9 мая 1945 года, где несколько Т-34-85 попали под обстрел «бронированных гробиков» — самоходок «Хетцер». Один из танков повредили, убив командира, но наводчик того же самого танка удачно выстрелил в ответ, буквально развалив «Хетцер» на части. Так погибли последние боевые машины на европейском театре Второй мировой.

Трудности баланса

Т-34 действительно стал одним из главных козырей СССР во Второй мировой. Вот только произошло это благодаря не каким-то выдающимся характеристикам танка, а их идеальному балансу. «Тридцатьчетверка» никогда не была танком с самой толстой броней, самой устрашающей огневой мощью или самой высокой скоростью. Зато она поражала большинство целей на нужной дистанции, могла держать высокий темп наступления, а ее броня обеспечивала машине неплохую защиту. Наконец, у Т-34 было самое важное качество для танка масштабной войны — массовость. В 1942 году, когда заводы массово эвакуировались за Урал, удалось выпустить более 12 тысяч таких танков — и этого оказалось достаточно, чтобы перевооружить уходившие в бой танковые армии.

В 1950 году в США прошли сравнительные испытания Т-34 и американских машин. Советский старичок произвел на командование неизгладимое впечатление

Поступавшая от офицеров вермахта информация о том, что советские танки превосходят немецкие, в итоге вынудила Германию сделать ставку на техническое превосходство — и проиграть. «Тигры» и «Пантеры» были отличными — а во многом даже гениальными — танками. Но массовыми они так и не стали: тех же «Пантер» за все время выпустили около шести тысяч — в разы меньше, чем СССР производил «тридцатьчетверок» за год! Советские танки превосходили немецкий кошачий питомник на более высоком уровне, как средство для победы в войне. Причем преимущество вовсе не значило, что врага заваливали количеством в прямом бою — во многих случаях Советы просто обходили немецкие танковые части, вынуждая их отступать или сдаваться. Так, например, был взят Минск — на подступах к городу «группа фон Заукена» на «Пантерах» и «Тиграх» долго удерживала целую танковую армию, но в это время другие части уже заняли сам город, заодно окружив и разгромив целую немецкую полевую армию.

«Тридцатьчетверка» продолжила воевать и после Второй мировой. В начале пятидесятых северокорейские танкисты преподнесли серьезный урок своим американским коллегам — поначалу их Т-34-85 казались вообще непобедимыми, и лишь прибытие новейших «Паттонов» и оснащение пехоты базуками позволило хоть как-то выровнять ситуацию. Затем были арабо-израильские войны, нападение Турции на Кипр, гражданские войны в Анголе, Афганистане и Югославии, и многие другие конфликты. Старичок не сдает своих позиций даже сегодня — некоторое количество Т-34-85 используется повстанцами в Йемене.

 

Источник

Картина дня

наверх