На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 989 подписчиков

Свежие комментарии

Империя киберспорта

 

 

Привет читатель. Это вторая статья из серии работ посвящённых самым значимым (на взгляд автора) компаниям, которые имеют отношение к слову киберспорт в СНГ. Представленный материал не является экспертной оценкой затронутых аспектов. Но! Субъективное мнение автора будет основано на максимально достоверной информации, взятой из открытых источников. Публикация источников будет намеренно опущена, чтобы избежать перегрузки обширного текста сторонней информацией.

ESFORCE HOLDING

ESforce Holding

Самый крупный представитель региона на киберспортивном рынке. На официальном сайте представлены следующие проекты холдинга:

  • Киберспортивные клубы Virtus.pro (100%) и SK Gaming (66%);
  • Медиаресурсы с более 100 млн. аудиторией. Выделяют Cybersport.ru и RuHub;
  • Международные турниры серии Epicenter;
  • Площадка для проведения киберспортивных турниров — Yota Arena.

Помимо официально представленных проектов стоит отметить и “прочие”:

  • Looch.tv — бесплатный рестриминговый сервис;
  • FragStore — магазин для геймеров и фанатов киберспорта;
  • Epic Esports Events — турнирный оператор;
  • Бонус.

Далее будут подробно рассмотрены все вышеперечисленные проекты. По каждому будет дана оценка текущего положения дел, а также рассмотрены возможные варианты развития. Вывод раскрывает главную проблему холдинга и способ её устранения.

Киберсопртивные клубы

logo

Текущее положение дел

Если с Virtus.pro всё предельно ясно (на основе клуба создан ESforce Holding), то сделка с SK Gaming может вызвать ряд вопросов. Покупка 66% акций клуба — это инвестиции “в долгую”. Направлены они на интеграцию различных проектов холдинга в более лакомые иностранные рынки. Необходимость данных инвестиций обусловлена низкой монетизацией на внутреннем рынке (СНГ) и расширением сфер влияния (во всех возможных проявлениях).

Вложение денег в организацию, требующую серьёзных финансовых вливаний (читай убыточную) — дело довольно рискованное. Если брать только спортивные достижения клуба, то с момента получения инвестиций на официальном сайте числиться лишь одна награда за 2 года. Результаты единственного популярного и успешного состава (за это время) по игре Counter-Strike: Global Offensive почему-то не учитываются.

Сама индустрия ещё очень молода, чтобы решаться на долгосрочное сотрудничество. Как следствие этих слов, с вышеупомянутым составом пришлось расстаться из-за правил киберспортивных регуляторов о запрете организациям с несколькими командами участвовать в одних турнирах. (P.S. Завись этот выбор от меня, я бы выбрал прекращение сотрудничества с составом Virtus.pro).

Как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения остальных ключевых показателей (ЦА, медиа и прочие), сложно выделить какие-то сделки. Все известные достигнутые соглашения кажутся вполне возможными и без полученных инвестиций. По крайней мере, опыт и примеры других киберспортивных клубов дают право так полагать.

В контексте этого сотрудничества стоит вспомнить и о другом, куда менее “тесном”. ESforce Holding обладал правами на рекламу и медиаконтент киберспортивного клуба Natus Vincere. Такое годовое сотрудничество выглядит более продуктивным (особенно финансово)и защищённым от внешних факторов.

В общем, целесообразность сделки между ESforce Holding и SK Gaming покажет только время. Пока что в глаза бросаются лишь неудачи. Хотя это может быть потому, что у нас не принято говорить о победах.

Возможные шаги развития

Клуб Virtus.pro имеет всё необходимое, для дальнейшего успеха и процветания: лояльность руководства, финансовую стабильность, моральные и технические условия, имидж. Единственное чего не хватает клубу — это спортивного директора высокого уровня. При тех возможностях, что даёт клуб, результаты во всех представленных дисциплинах должны быть выше средних.

По поводу клуба SK Gaming сложно говорить однозначно без полной картины происходящего. Учитывая нынешнее положение дел, которое доступно для оценки, видно только два варианта дальнейшего развития:

  1. Если всё плохо — продажа доли и возвращение какой-то части инвестиций;
  2. Если всё в пределах ожидаемого — дальнейшая реализация проекта.

Оба варианты возможны, но оба не оптимальны. Если насчёт первого даже объяснять не надо, то второй вариант требует серьёзных корректировок. Необходима срочная реакция на следующие события:

  • Клуб лишился своего самого успешного на данный момент состава, который к тому же был одним из лучших в мире. Чем обеспечивать прежний медиа трафик?
  • Клуб лишился возможности подписывать новый состав по исторически лучшей своей дисциплине. Как не потерять свой бренд-имидж?
  • Клуб неуспешен по остальным дисциплинам. За счёт чего исправлять ситуацию?

Возможно, что второй вариант потребует дополнительных денежных вливаний. Но самое главное, что в обоих случаях встаёт вопрос о целесообразности инвестиций. От ответа на него и будет зависеть дальнейшее развитие событий.

Медиаресурсы

media

Текущее положение дел

Аудитория — это именно то, благодаря чему холдинг и появился на свет. Проверить правдивость заявленных цифр о суммарном количестве пользователей всех ресурсов ESforce Holding — задачка не из лёгких. Поверим на слово и рассмотрим отмеченные проекты:

Cybersport.ru — информационно-новостной ресурс. Это личное детище одного из бывших владельцев холдинга, Антона Черепенникова. Долгое время проект был далёк от бизнеса и жил самостоятельной жизнью. Сейчас это безоговорочный лидер СНГ. У ресурса даже появился англоязычный брат близнец cybersport.com со своей редакцией. В общем, всё хорошо. Материалы пишутся, зарплаты выплачиваются, показатели выполняются. Если это не так, то проект был бы давно закрыт, да?

Ничего плохого и не скажешь о данном ресурсе, но говорят. Начиная от простых пользователей сайта, заканчивая медийными личностями, в том числе, работающими на другие медиаресурсы холдинга. Претензия многих состоит в том, что ресурс недостаточно профессионален. Довольно тонкая проблема. Одних, не сильно огорчают ключевые показатели. Другие, находятся в положении отсутствия сравнимых альтернатив. В любом случае работа над ресурсом ведётся. Как говорится, от твитов LiL’a до текстов Медведевой один шаг.

RuHub — студия освещения киберспортивных мероприятий. За два с половиной года работы под крылом ESforce Holding, был пройден путь от лучшего проекта в русскоязычном сегменте до заявления собственного работника: “Рухабу п**да”.

Можно долго спорить о том, что и во времена своего расцвета студия была далека от идеала. Но факт остается фактом. Если говорить совсем скромно, то RuHub удовлетворял потребности больше половины всех русскоязычных зрителей.

Что касается упадка, то его началом можно считать объявление о переезде из Киева в Москву. Казалось бы, причём здесь очередной шаг по улучшению качества производимого продукта? Ответ кроется в людях — тот самый пресловутый человеческий фактор. К переезду или постоянным командировкам были готовы далеко не все.

Следующим этапом стала продажа ESforce Holding. По условиям соглашения, новый владелец в лице Mail.ru Group, пообещал оставить холдинг самостоятельной структурной единицей. На деле, подобная сделка просто не могла пройти бесследно, причём для обоих участников. Новые правила, новая ответственность, новые люди — всё это сказалось на прежнем уровне комфорта действующих сотрудников.

Последним гвоздём (гвоздём ли?) стал уход идеологических лидеров и основателей студии. Возможно, что в этом проявляется их непрофессионализм. Ведь они поставили личные интересы выше, чем интересы развития своего детища, попросту не захотев меняться. Возможно, что в этом проявляется их уникальность, и уже через пару лет мы снова увидим лучший проект в русскоязычном сегменте.

Объективно одно — под крылом такого гиганта как Mail.ru Group, можно было достичь небывалых высот.

Возможные шаги развития

В этом направлении огромное количество проблем. Ключевая — это непрофессионализм. Следом идёт отрицание данной проблемы в полной мере, которое мотивируется мнимыми потребностями аудитории. Затем следует отсутствие профессионального роста (у некоторых и личностного) из-за недостатка мотивации и зоны комфорта.

Для того же cybersport.ru будет достаточно открыть офлайн редакцию и нанять несколько профессионалов. Симбиоз журналистов и пишущих блогеров индустрии, уже через полгода будет выпускать одни из лучших материалов в регионе. Если добавить к этому возможности студии RuHub, то продукт вполне себе сможет выйти за письменные рамки. Новые звёздочки журналистики зажгутся яркими пламенем, обогащая при этом ресурсы холдинга плодотворным контентом.

Но в большей степени все претензии конечно же к студии RuHub. На данный момент проект практически не существует. Есть несколько отдельных медиа персон, которые создают видимость его жизнедеятельности. Для исправления ситуации в срочном порядке необходимо сделать следующее:

  • Сплотить творческий коллектив вокруг лидера;
  • Нанять топ медиа-менеджера;
  • Дополнить штат квалифицированными сотрудниками;
  • Провести исследование рынка;
  • Разработать медиаплан.

Все вышенаписанные предложения упираются в приличную денежную сумму. Делать дорого и качественно не хотят, поэтому делают недёшево и как получится. Я прекрасно понимаю желание сэкономить, но я не понимаю отсутствия желания продать. Качественный продукт продают — дерьмо впаривают!

Что касается творческого лидера, то это самый важный на данный момент фактор. После ухода Виталия Волочая — место пустует. Прежний лидер придерживался своих взглядов в отношении производимого продукта. Сейчас нет смысла говорить о том, насколько его влияние было положительным для студии. Всё можно проверить на деле, поэтому хочется задать простой вопрос. Разве не настало время попробовать что-то новое?

Лучшего момента для проявления своих лидерских и творческих амбиций может просто не быть. В распоряжении нового лидера проекта сейчас практически карт-бланш под названием “Бери и делай”. Но тут снова возникает простой вопрос. Есть ли такой человек, который способен занять это место? По потенциалу есть несколько, а вот по возможностям…

Турниры серии EPICENTER

epicenter.gg

Текущее положение дел

В рамках холдинга был создан собственный турнирный оператор — Epic Esports Events. Люди, которые работали с момента его основания, оказались в нужное время и в нужном месте. За кратчайшие сроки они создали турниры, которые завоевали себе репутацию одних из лучших во всём мире. Подтверждение в виде престижных премий имеется. Всё как в сказке, вот только живём мы в реальном мире.

Проект “кушал” весьма внушительный бюджет. После достижения имиджевой цели была поставлена задача по привлечению крупных сторонних инвестиций. В нашем регионе, при затратах необходимых для проведения турниров серии Epicenter, сделать это — невозможно (что два года назад, что сейчас).

После проведения первых двух турниров существовал риск их прекращения. По крайней мере в том виде, в котором они предстали изначально. Расчёт был на то, что компания Valve присвоит статус Major турнирам по Dota2. Это бы подразумевало покрытие половины всех расходов за их счёт. Американская компания денег не дала даже после личной презентации от Антона Черепенникова (близкий к теме источник информации).

Ситуацию спасли изменившиеся условия рынка. Этого хватило на проведение ещё трёх турниров на прежнем уровне. Однако следующий турнир серии, который пройдёт в октябре 2018 года по игре Counter-Strike: Global Offensive, претерпел, пожалуй, главное из возможных изменений — уменьшение призового фонда. Вместо 500 000 долларов будет разыграно 300 000.

Говорит ли это о том, что визитная карточка холдинга перестала печататься на глянцевой бумаге и продолжит выпуск на промышленном картоне? Скорее нет, чем да. Турниры и дальше будут оставаться одними из лучших в мире. Это просто разумное сокращение собственноручно раздутых расходов.

Возможные шаги развития

Работа над этим продуктом ведётся непрерывно. Серьёзных поводов для улучшения нет. Есть пару пожеланий:

  • Очень надеюсь, что с уходом из компании Epic Esports Events — Марка Авербуха, пропадёт этот навязчивый акцент на церемонии открытия. Это безусловно важная фишка Epicenter, но гораздо важнее удерживать зрителя на протяжении всего турнира. Эффект “ВАУ” от церемонии открытия легко потерять после первой же скучной игры, поэтому важно создать зрителю (как офлайн, так и онлайн) максимально комфортные условия. Лично у меня этот аспект всегда был на недостаточном уровне. Кстати, недавнее снижение призового фонда могло бы обозначать улучшение качества турнира. Могла бы.
  • На месте проведения нужно создать качественные условия работы для прессы. Журналист или пишущий блоггер из индустрии — это человек. На его мнение может повлиять даже температура латте из кофе аппарата. В сфере киберспорта о таких капризах пока рано вести речь, но проявить к человеку профессиональное отношение — просто необходимо. От этого выиграют все.

Yota Arena

Текущее положение дел

Киберспортивный стадион. Один из крупнейших в мире. Если вам на ум пришёл “Wembley” или “Santiago Bernabéu”, то отбросьте эти картинки из своей головы. Площадь арены >5000 м². Вместимость >1000 посетителей. Исходя из собственных наблюдений, как минимум насчёт вместимости имеются сомнения. На проходящих там финалах кубков России по компьютерному спорту, присутствующих зрителей было немногим больше 500 человек.

Если обойтись без пафосных описаний, то это довольно крутое тематическое заведение. Подобным размахом вряд ли смогут похвастаться ближайшие конкуренты. Но существует довольно острый вопрос. Какова необходимость подобных компьютерных клубов для современной киберспортивной аудитории? Остается надеяться, что для имеющегося функционала Yota Arena он никогда не станет актуальным.

Возможные шаги развития

Тут тоже буду немногословен. Вопрос о целесообразности компьютерного клуба в современных реалиях остается открытым. Для функционала данной площадки он менее актуален, тем не менее имеет место быть. В данной ситуации необходимо задуматься о качестве предоставляемых услуг и сервисе в целом. За время своей работы Yota Arena успела прослыть не самыми демократичными расценками, частыми проблемами с комплектующим и грубоватым сервисом. Работа над этими аспектами принесёт клубу народную любовь.

Looch.tv

logo

Текущее положение дел

Стриминговая платформа, которая должна была составить конкуренцию Twitch.tv (как мининмум в СНГ). Остается загадкой за счёт чего этот продукт должен был завоевывать аудиторию. Инновационный функционал отсутствовал, а деньги на маркетинг если и выделялись, то их явно было недостаточно. Проект вступил в режим стагнации.

Стоит отметить, что удалось отделаться малой кровью. В это же время со стороны Facebook и YouTube предпринимались более серьёзные попытки запуска собственных стриминговых сервисов. Возможно, именно далеко не радужный опыт крупных компаний помог отказаться от первоначальной идеи запуска. Ключевую роль мог сыграть и новый владелец холдинга (Mail.ru Group), уже имеющий стриминговый сервис, интегрированный в другие свои проекты.

В итоге было принято решение переквалифицировать Looch.tv в рестриминговый сервис, который позволяет стримить одновременно на 5 любых стриминговых платформах. Идея имеет право на существование до тех пор, пока платформы не ужесточат условия своих партнёрских соглашений. Прецеденты уже были.

На данный момент сложно оценивать текущее состояние проекта. После объявления о запуске (датированного 21 мая 2018 года)новостей больше не поступало. Всё выглядит так, будто проект снова введён в искусственную спячку. Видимо, остаётся только ждать окончательное решение.

Возможные шаги развития

О данном проекте вообще сложно рассуждать. Дважды проект был запущен и оба раза не дошёл до активной PR стадии. Самые очевидные причины произошедшего уже были озвучены выше. В обоих случаях присутствовал огромный риск, который, видимо, не оправдался. Возможно, от проекта просто стоит отказаться.

FragStore

logo

Текущее положение дел

Магазин для геймеров. Самый доступный для общего понимания актив ESforce Holding. Имеет небольшой уклон в сторону клубной атрибутики киберспортивных организаций, с которыми заключен договор о дистрибуции. Соотношение цены и качества продукции находится на оптимальном для потребителей уровне.

Если исходить из периодического увеличения каналов сбыта и ассортимента, а также личных наблюдений за продажами во время различных мероприятий, то складывается ощущение, что магазин приносит прибыль. Однако финансовая отчётность за два года говорит об обратном. Суммарная чистая прибыль равна -4 292 000,00 рублей.

Для такого рода бизнеса, первое правило производства актуально как нигде — он должен приносить прибыль. Остается задать логичный вопрос. Насколько ожидаемо данное развитие событий?

Возможные шаги развития

Ещё раз — магазин должен приносить прибыль. Если за первый год работы убытки с горем пополам простительны, то начиная со второго года прибыль просто обязана быть. Сейчас каждый уважающий себя блоггер производит собственный “мерч”, имея прибыль с первой партии. Да, масштабы другие, да, деньги на инфраструктуру и производство, да, зарплатная ведомость, но разве это всё недолжно быть учтено заранее?

Следующий шаг по улучшению очевидный — необходимо срочно вывести магазин на прибыль. После этого можно говорить уже о таких вещах как: качество продукции, широта ассортимента, сервис, ценовая политика, бренд.

Epic Esports Events

logo

Текущее положение дел

Турнирный оператор. Помимо создания визитной карточки всего холдинга — серии турниров Epicenter, занимается организацией коммерческих мероприятий (киберспортивного характера) любого масштаба под ключ. Среди клиентов такие компании как: Мегафон, Ситилинк, MediaMarkt, KFC, Adrenaline, Мэрия города Москва, ФКС РФ и другие более мелкие.

Пожалуй, самый ценный актив ESforce Holding. По сути своей — это верхушка холдинга. Компания максимально близко взаимодействует со всеми смежными структурами, используя весь доступный функционал. Практически все подрядчики — это компании, принадлежащие холдингу или его партнёры.

Продукт, производимый компанией, сложно подвергать оценке. Установить конкретные KPI проблематично, так как в основе своей заказчики прощупывают почву нового для себя рынка. Это общемировая практика. Какие-то формальные цифры конечно присутствуют и даже выполняются, но они скорее для спокойствия маркетинговых отделов компаний.

Что касается качества производимого продукта, то заказчик может оценивать его лишь на интуитивном уровне. Для чёткой оценки качества необходимо проводить серьёзные маркетинговые исследования. Тратить на это деньги никто не хочет, поэтому верят на слово тем, за кем стоит имя. Даже банально сравнивать не с кем (в виду отсутствия адекватных альтернатив). Подобные агентства в нашем регионе начали появляться сравнительно недавно, и тягаться с “EEE” им пока не под силу.

Что касается конкуренции, то с единственным более-менее соизмеримым конкурентом в лице Starladder, существует негласная граница разделения сфер влияния, в том числе в связи с политической ситуации между Россией и Украиной.

В конечном итоге мы имеем безоговорочного лидера рынка, деятельность которого (во всех смыслах) зависит от одного лишь сдерживающего фактора — имиджа. Отсюда вытекает множество последствий, вплоть до недовольства аудитории, которую когда-нибудь научаться слышать и слушать, но это уже совсем другая история.

В целом, охарактеризовать работу Epic Esports Events можно этим фразеологизмом: “Не ошибается тот, кто ничего не делает”.

Возможные шаги развития

Основная проблема данного турнирного оператора (или специализированного агентства) заключается в отсутствии здоровой конкуренции. Конечно, эту проблему не решить силами холдинга, но нужно отдавать себе отчёт о её существовании. В сложившейся ситуации просто необходимо завышать собственный контроль качества. На кону стоит имидж компании. Конкуренты рано или поздно появятся, а вот пятна на репутации не исчезнут уже никогда.

P.S.

Для более детального анализа всех проектов можно посмотреть информацию по следующим юридическим лицам.

  1. ООО «Виртус.про»;
  2. ООО «Рухаб»;
  3. ООО «Исфорс рус»;
  4. ООО «Арена ресторан»;
  5. ООО «Киберарена»;
  6. ООО «Эпицентр»;
  7. ООО «ФС дистрибьюшн»;
  8. ООО «Виспа медиа»;
  9. ООО «Киберспорт-маркетинг»;
  10. ООО «Еспорт медиа».

Именно так выглядит вся видимая часть айсберга под названием — “Империя всея киберспорта СНГ”!

Если вы ещё не до конца забыли школьную программу, то должны помнить, что большая часть этого природного явления скрыта от всеобщего обозрения. К сожалению, существенная часть всего киберспортивного рынка — “теневая”. Сейчас любители теории заговоров и различные конспирологи начали потирать руки с ехидной улыбочкой (особенно с одного вышеупомянутого ресурса). Увы, я вас огорчу. Тотального срыва покровов не будет, но в качестве удовлетворения ваших потребностей далее следует маленький бонус.

CSGOLounge и Dota2Lounge

logo

Текущее положение дел

Самый неоднозначный актив ESforce Holding. Ресурсы принадлежат компаниям, зарегистрированным в Коста-Рике. В этой стране разрешён игорный бизнес. Достаточно просто получить лицензию на необходимый вид деятельности, и с помощью интернета осуществлять её практически в любом уголке мира.

Основные преимущества такого бизнеса — это простота реализации и очень низкие налоги. Основной недостаток — возможные ограничения или полная блокировка со стороны государства, где осуществляется деятельность. Преимущества практически полностью нивелирует недостатки.

Подобный бизнес существует и сейчас, порождая при этом различного рода мошенничество, но уже в менее выраженной форме. Причиной существенных ограничений стало влияние основополагающих компаний в индустрии, в частности Valve. Именно из-за их новых правил, касаемо использования своего продукта, холдинг был вынужден прекратить подобную деятельность, понеся серьёзные убытки.

Если вкратце, то официально всё было представлено так, что ресурсы никогда подобным не занимались, и продолжат своё развитие в качестве медиаресурса для ценителей киберспорта. Вообще, одного их само опровергающего заявления достаточно, чтобы понять обратное. Если это всё же не убеждает, то в интернете есть подробное расследование, доказывающее, что данные ресурсы имели прямое отношение к такому бизнесу.

На данный момент ресурсы действительно не предоставляют такие услуги. Сейчас на площадках можно лишь обмениваться внутриигровыми предметами (за услугу взимается комиссия), и совершать ставки, с помощью не имеющих реальной ценности виртуальных денег.

Не думаю, что такой крупный холдинг как ESforce, целенаправленно пытался развивать это направление в сомнительном ключе. Всё это скорее обусловлено сложившимися условиями рынка, а также отсутствием чётких рамок по осуществлению данной деятельности. Как со стороны законодательства государств, так и со стороны некоторых основополагающих в индустрии компаний. Об этом говорит попытка урегулирования данного бизнеса, а не его полное прекращение.

Возможные шаги развития

Несмотря на своё мутное прошлое, сейчас этот актив холдинга вполне легален и для него действительно имеется применение. Назову 3 самых очевидных варианта:

  1. Отказаться от проекта. Мутное прошлое способно нанести ущерб репутации холдинга, поэтому отказ от проекта поспособствует скорейшему забвению этих событий.
  2. Оставить всё как есть. В этом случае достаточно немного раскрутить сервис для обмена вещей и получать с этого прибыль. Проблема этого варианта в том, что на рынке присутствует масса менее легальных и более привлекательных сервисов. Составить им здоровую конкуренцию — нереально.
  3. Последовать примеру проекта Stavka.tv., на котором, к слову, была попытка развития киберспортивного направления. Возможно, что она ещё не оставлена, но сейчас ей уделяется явно меньше внимания, чем другим направлениям.

ВЫВОД

С момента объявления Mail.ru Group о сделке по приобретению ESforce Holding, будущее второго стало окутано небольшой тайной. С одной стороны, новый владелец обладает огромными ресурсами для дальнейшего развития и процветания. С другой стороны, существует риск потери индивидуальности за счёт новых корпоративных рамок, что может повлечь за собой существенные последствия.

Изначально кажется, что возможные преимущества с большим запасом перекрывают возможные потери. Но так ли это? Mail.ru Group известна своим шаблонно-массовым охватом аудитории. Корпорация является заложником своего масштаба, а киберспорт в СНГ едва ли сможет задействовать хотя бы 50% ресурсов своего нового владельца. Отличным примером этому служит трансляция The International 8 на odnoklassniki.ru. Навряд ли кто-то остался доволен результатами данного опыта, разве что стремянка, получившая свой звёздный час.

Киберспорт требует более детальной и кропотливой интеграции в массы. Если поставить его на привычные для Mail.ru Group рельсы, то существенно повышается риск отторжения новой аудиторией. В первую очередь должны быть учтены интересы уже существующей фанатской базы индустрии. Это самый ценный ресурс, который позволит существенно упростить задачу массового охвата.

Осуществления столь тонкой настройки, требует наличия специалистов высокого уровня. Серьёзная нехватка таких людей — это проблема номер один для ESforce Holding. Если крутых исполнителей найти ещё реально, то крутых управленцев можно сосчитать по пальцам одной руки безрукого человека.

Трудно назвать по настоящему успешной хотя бы одну попытку привлечь в холдинг топ-менеджера. Самородки, выросшие вместе с киберспортом, пока недотягивают до необходимого уровня. Получается некая интерпретация классической проблемы отцов и детей. Решение этой проблемы — главное ожидание от прошедшей сделки между Mail.ru Group и ESforce Holding. 

Картина дня

наверх