На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 987 подписчиков

Свежие комментарии

Российские летчики в Сирии начали рисовать на самолетах звезды

- Краску тащи!
- Зачем?
- Звездочки малевать!!
(Из кинофильма "В бой идут одни "старики")

Летчики российской авиагруппы в Сирии начали рисовать на самолетах звезды за боевые вылеты. Как сообщает корреспондент телеканала «Звезда», наши пилоты вернулись к этой практике впервые после Великой Отечественной войны. Одна нарисованная звезда соответствует десяти боевым вылетам машины.

На представленной фотографии шесть звезд нанесены на фюзеляж фронтового бомбардировщика Су-34 – это означает, что самолет совершил 60 боевых вылетов.

Россия начала военную операцию в Сирии 30 сентября, после официального запроса президента Башара Асада. Точечные авиаудары наносятся по объектам «Исламского государства» (деятельность террористической организации запрещена в РФ). По сообщениям Минобороны РФ, инфраструктура боевиков уже существенно разрушена, в частности, сильно пострадали лагеря для подготовки смертников.

Российские летчики в Сирии начали рисовать на самолетах звезды звезды, летчики, сирия

Общеизвестным фактом является то, что советские летчики в годы Великой Отечественной войны отмечали воздушные победы красными пятиконечными звездочками на бортах своих самолетов. На этом можно было бы поставить точку. Однако подход к данному вопросу в чем-то отличался едва ли не в каждой части, а авиаполков у Советского Союза тогда насчитывалось более тысячи. Поэтому, наоборот, поле для изучения огромно. Причем, надо отметить, что официально "бортовая статистика" почти не регламентировалась, и основные источники информации - воспоминания ветеранов и пожелтевшие фотографии. Все они по понятным причинам отличаются фрагментарностью, поэтому у любого обобщения по теме "Обозначения побед в советских ВВС" надо поставить хотя бы небольшой знак вопроса.

Никаких следов подобных символов в русской и советской авиации за все годы ее существования вплоть до начала Великой Отечественной не сохранилось. Можно с достаточной долей уверенности предположить, что их попросту еще не было. В Первую Мировую и Гражданскую это не практиковалось вообще, да и счета большинства пилотов были маловаты. Советские интернационалисты, защищавшие небо Испании и Китая, исповедовали принцип коллективизма в бою и, как правило, не отражали свои личные победы не только на фюзеляжах машин, но и в документах. В полках, воевавших на Халхин-Голе и в Финляндии, учет сбитых был уже вполне налажен, но графического отражения не получил, хотя некоторые летчики, возможно, уже видели подобные примеры на самолетах легиона "Кондор" и у японцев. Причиной тому могла быть относительная непродолжительность конфликтов, нежелание привлекать внимание опасного противника (на Халхин-Голе), малое число побед (в Финляндии) и, если так можно выразиться, отсутствие внутренней потребности.

Первые месяцы Великой Отечественной принесли нашей авиации тяжкие потери и необходимость для оставшихся в живых сражаться с огромным напряжением, перенимать опыт врага, поддерживать собственный боевой дух. Наверное, уже в 1941 г. наши летчики замечали на немецких истребителях отметки побед, и это осталось в памяти, чтобы через несколько месяцев вызвать к жизни отечественные аналоги. Однако в период повсеместного отступления было не до расцвечивания самолетов, кроме того, любое отклонение от нормы повышало риск самому быть сбитым.

К весне 1942 г. в наших ВВС уже появилось достаточно летчиков, накопивших вместе с немалым мастерством, опытом и числом побед, еще и уверенность в себе, позволявшую поступать по собственному усмотрению. Командование и политорганы тоже искали новые способы поднятия идейного уровня и повышения боеспособности. К этому времени - концу весны - началу лета 1942 года, и относится появление маленьких победных звездочек на бортах советских истребителей. Судя по фотографиям, это произошло почти одновременно во многих полках, от Кольского полуострова до Причерноморья. Примерами могут служить почти все истребительные части Карельского фронта, 154-й ИАП под Ленинградом и отходивший к Сталинграду 434-й ИАП, укомплектованный асами. Украшен многочисленными звездочками Як-1 самого результативного летчика того периода М.Д.Баранова из 183-го ИАП.

Вероятнее всего, символы побед, появившиеся по инициативе отдельных пилотов, получили поддержку и одобрение на самых разных уровнях. Где-то, скажем в полку, некоторая регламентация происходила в форме устных распоряжений, а где-то оформля-? лась приказом. Остались и "части-ретрограды", не поддержавшие новые веяния по тем же причинам, что и в 1941 году - тяжелые воздушные бои, большие потери, опасение привлечь внимание, да и просто отсутствие результативных пилотов.

Появление нового обычая вскоре вызвало к жизни вполне серьезные бумаги. Родились ли подобные разработки на уровне ВВС, не известно, но уже 7 сентября 1942 г. был выпущен приказ об обозначениях побед по Истребительной авиации ПВО территории страны, а 9 сентября командующий ИА ПВО генерал-майор авиации А.С.Осипенко утвердил соответствующее Положение.

Как видно, прежде, чем начать "малевать" звездочки, приходилось решить много вопросов: что считать воздушной победой, какого цвета будет звездочка и где ее рисовать.

Наибольшее распространение получило отражение только индивидуальных побед. Впрочем, связано это еще и с тем, что по ходу войны победы все реже фиксировались как групповые - сбитый засчитывался на чей-то личный счет. В этом случае звездочки имели традиционный красный (иногда белый) цвет без окантовки или обводились белой, гораздо реже - черной, серебристой или другой краской.

В ряде случаев личные и групповые победы отмечались раздельно. Это больше относится к первой половине войны и к летчикам, начавшим воевать в 1941 - 1942 годах. Можно упомянуть С.Ф.Долгушина, А.Ф.Клубова и П.А.Покрышева. При этом использовались звездочки двух цветов: красные для личных побед и белые или желтые для групповых. Белые (желтые) звездочки, как правило, обводили еще и красной краской. Авиационный историк Ю.Рыбин полагает также, что в отдельных случаях групповые победы отмечались незакрашенными "контурными" звездами, состоящими только из белой обводки. (См. статью "Уравнение с одним неизвестным" в АМ #5-99. Прим, ред.) Такую возможность нельзя исключить, но зеленый и красный цвета на фотографии могут быть неразличимы, кроме того, в конкретном рассматриваемом Ю.Рыбиным случае 7-й Воздушной Армии звездочки обычно рисовали на красном фоне (см. ниже), то есть, даже будучи "контурными", они все равно оставались красными.

Российские летчики в Сирии начали рисовать на самолетах звезды звезды, летчики, сирия

Наконец, самый странный вариант, когда личные и групповые победы обозначали вместе, никак их не различая. Так было, например, в ПВО, где использовалась "английская" система подсчета, то есть учитывались доли групповых побед. Но, порой, все сбитые просто суммировались, и довольно средний летчик, имевший, скажем, две личные и восемь групповых побед, рисовал на своем самолете 10 звездочек, внешне превращаясь в "крутого" аса. Такая система была распространена (конечно, с исключениями) на Карельском фронте (в дальнейшем - 7-я Воздушная Армия), где, судя по единообразию на несения звездочек в разных полках, существовал какой-то общий для всех, но пока не найденный приказ. На левых бортах "Томагавков", "Кит-тихауков" и "Харрикейнов" на прямоугольнике красного цвета были нарисованы от 10 до 30 звездочек при довольно скромных личных успехах пилотов. Аналогично действовали и в авиации Балтийского флота.

Выбор места расположения будущего "созвездия" тоже отличался разнообразием. Несомненным преимуществом обладал левый борт. В самолет, как и на коня, садятся слева, что изначально определяется анатомией - на левую ногу опираются, а правую переносят в седло (кабину). Поэтому левый борт считается главным (в черчении основной - тоже вид слева). Гораздо реже использовался правый борт, в основном, на Р-39. Объяснялось это тем же - на "Аэрокобре" открывалась правая дверца кабины (левая только сбрасывалась при прыжке с парашютом), и основным становился соответствующий борт. Находились и желающие показать свои достижения всем, в результате чего звездочки появлялись на обоих бортах. Опять-таки, чаще других типов истребителей этим отличались Р-39. Впрочем, возможно, подобная практика была не так уж редкой, но слишком мало машин фотографировали с обеих сторон.

Для звездочек выбирали самые разные участки самолета от носа до киля. Правда, на носу их рисовали практически только на "Кобрах", у которых там была прекрасная свободная панель. Еще одним "типично кобровским" местом нанесения звезд была правая дверца кабины. На всех остальных истребителях отметки побед почти всегда наносили за кабиной пилота или под ней (впрочем, на Р-39 такое тоже случалось нередко - звездочки располагали над выхлопными патрубками). Иногда маленькие звездочки тяготели к большой - их помещали симметрично ее оси или даже прямо на ней. Крайне редко их "втискивали" между бортовым опознавательным знаком и хвостовым оперением. И наконец, на киле победные метки обычно рисовали морские пилоты Северного и Черноморского флотов. Известно, правда, аналогичное расположение заезд на Яке "сухопутного" летчика Героя Советского Союза С.С.Щирова.

Чтобы сделать звездочки еще заметнее, их иногда рисовали на фоне прямоугольника, обычно красного цвета, так называемой "доски" или плашки. Официально это было принято в 7-й Воздушной Армии. В 324-й ИАД, входившей в состав этой армии, в феврале 1945 года выпустили приказ, содержащий следующие фразы: "Длина "доски" = 50 см, ширина = 25 см. "Доску", на которой будут писаться звездочки ограничить по указанной ширине и длине белой окантовкой шириной 1 см."

Бывало, хотя и очень редко, что на бортах советских истребителей появлялись эмблемы противника. Известно два "района" их сосредоточения -французская эскадрилья (в дальнейшем - полк) "Нормандия - Неман", а также части и соединения 3-й и 6-й ВА. Для французов такая система обозначения являлась вполне обычной, поскольку на западе было принято изображать в знак победы национальную эмблему сбитого врага. Естественно, что и на своих Яках "нормандцы" рисовали кресты и свастики. В советских частях присутствие свастики (именно ее выбрали как символ врага) было, несомненно, чуждым, но линии, перечеркивающие ее, восстанавливали идеологическое равновесие. "Паучьи" эмблемы на декоративном свитке помещали на машинах 274-й (4-й гвардейской) ИАД и 42-го ИАП с конца осени 1942 г. Но похоже, что к середине 1943 г. подобные заменители звездочек исчезли. Во всяком случае, более поздних фотографий самолетов с такими рисунками пока не найдено.

Крайне редкой была фиксация побед в виде цифры или надписи. Причина вполне понятна: если обычно после очередной победы приходилось дорисовывать лишь маленькую звездочку, то чтобы изменить цифру, надо стереть или закрасить ее предшественницу. Поэтому к такому методу прибегали, скорее всего, ради фотосъемки при достижении какого-то итога, вручении нового самолета или уже после войны в агитационных целях. Вспомним наиболее известные случаи: самолеты дважды Героев Советского Союза -- Н.Д.Гулаева ("Аэрокобра" с надписью "53 победы") и С.Д.Луганского (Як-1 с цифрой "32" в лавровом венке), а также Ла-5 И.С.Кравцова, на борту которого в послевоенное время было начертано: "На этом самолете Герой Советского Союза гвардии капитан Кравцов, защищая город Ленина, сбил 31 самолет врага".

Не только истребители уничтожали воздушного противника. Это порой удавалось экипажам штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков. Тогда звездочки появлялись и на их самолетах, но подобных примеров совсем немного: сбивали редко, а рисовать малое число звездочек было не принято. Хорошо известны Ил-2 дважды Героев Советского Союза И.Ф.Павлова и Г.М.Паршина с несколькими обозначениями сбитых. Семь символов побед нес штурмовик командира эскадрильи 175-го ГШАП капитана Алексеева. Под кабиной В-25D-30 командира звена 251-го ГБАП старшего лейтенанта А.С.Могильницкого просматривается силуэт самолетика. Обычно, независимо от того, кто из членов экипажа сбил врага, звездочки рисовали в одном месте, но случались и исключения. У турели одного из "Бостонов" 327-й БАД красовались две звездочки, "принадлежавшие" стрелку.

Кроме довольно редких воздушных побед, бомбардировщики и торпедоносцы отмечали и другие свои достижения. Например, в дальней авиации - бомбовые удары по стратегическим целям в глубоком тылу противника. Во 2-м гвардейском авиакорпусе дальнего действия с 1943 г было принято после каждого такого события рисовать на борту Ил-4 белый контур бомбочки на фоне синей плашки (или без нее). Кое-кто внутри бомбы писал название города, подвергшегося бомбардировке.

Морские летчики изображали белой (или желтой) краской силуэты потопленных кораблей, иногда, по примеру подводников, дополняя их цифрой, вписанной в звезду. Кораблики размещались под кабиной или на киле. Многое из того, что было написано по поводу звездочек на истребителях, относится и к ним. Конфигурация их была достаточно разнообразна в зависимости от типа уничтоженной цели. Силуэты кораблей появлялись на самолетах всех активно действовавших флотов: Северного, Балтийского и Черного. Герой Советского Союза В.И.Минаков в своих мемуарах сообщает, что Ил-4 командира звена 5-го ГМТАП ЧФ старшего лейтенанта А.И.Жесткова имел на борту к концу войны 25 "корабликов" и 6 звездочек.

Существовал и еще один, не столь уж редкий, подход к победной символике, а именно ее неприятие. Этим отличались летчики, не допускавшие в своей боевой работе элементов мальчишества или саморекламы, чем, собственно, и является любое украшение самолетов. Они считали, что противнику совсем не нужно демонстрировать, кто сидит в кабине, вчерашний курсант или опытный, зрелый воин. К летчикам этой категории относились выдающиеся асы А.И.Покрышкин, К.А.Евстигнеев и А.В.Ворожейкин. Недаром во всей фото- и кинохронике "беззвездную" машину Покрышкина "играет" богато украшенная "Кобра" Г.А.Речкалова.

Лишь изредка число нарисованных звездочек равнялось единице. Хотя это и не запрещалось приказами, но было как-то "не принято" - первая победа могла быть случайной и еще мало о чем говорила. Приказ по ИА ПВО, приведенный выше и подразумевающий изображение звездочек, начиная с первого сбитого, говорит лишь о сравнительно малой результативности летчиков противовоздушной обороны.

В "обычной" авиации нарисовать единственную звездочку мог позволить себе лишь летчик, обладающий высоким авторитетом. Так, на Ла-5 командира 15-й ГИАД И.А.Лакеева, отличившегося в Испании, сияет одинокая белая звездочка. Необходимо упомянуть, что авиаторы, имевшие воздушные победы в Испании, Китае, Финляндии и на Халхин-Голе, практически никогда не отмечали их на бортах своих машин в годы Великой Отечественной. Иначе тому же Лакееву пришлось бы к своей звездочке добавлять еще десяток.

И, наконец, не всякая звездочка на самолете говорит о воздушной победе его пилота. Например, звездочки на обтекателях носовых воздухозаборников Ил-2 949-го ШАП - являлись всего лишь частью обозначения принадлежности к полку. Но подобные примеры опять-таки крайне редки. Как правило, элементами идентификации были различные полосы на хвостах или на фюзеляжах, разноцветные коки винтов и т.д.



Источник

Картина дня

наверх