На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 989 подписчиков

Свежие комментарии

Настольная «Мор. Утопия». От фанатов для фанатов

Настольная «Мор. Утопия». От фанатов для фанатов

Павел Ильин, постоянный автор Игромании и «Мира фантастики»
Сумел вырваться из Матрицы и увидеть, какими разными и интересными бывают настольные игры. Устраивал войну крестьян на полях под Каркассоном и сажал в тюрьму адмиралов и президентов. Проходил игры в реальном времени, пользуясь только смекалкой и тачпадом. Математик и инженер, в играх ценит прежде всего хорошую механику и оригинальный геймплей.
«Мор. Утопия» была и остаётся самой неоднозначной отечественной игрой. С одной стороны — атмосфера безысходности, оригинальный сеттинг, философские диалоги и постукивание по «четвёртой стене». С другой — бесконечные вылазки в одинаково заброшенные дома и ужасная механика боя, помноженные на посредственный движок.
С недавних пор у неё есть и настольное воплощение: осенью «Лавка игр» выпустила уже второе издание игры. Получился «Мор» в квадрате: при видимой похожести на другие кооперативные настолки эта игра ломает привычные каноны. Если вы сядете играть в неё, как в «Ужас Аркхэма»или «Чужую планету», — вам никогда не выиграть.
Если приглядеться, Город с высоты птичьего полёта похож на лежащего быка. Неслучайно.

Почувствуй себя Чумой

Выглядит «Мор. Утопия» прилично, особенно для отечественной настолки. Большая карта Города, окружённого Степью, место под могилы Приближённых, колоды заданий и рецептов для трёх врачей — все иллюстрации были заботливо и со вкусом нарисованы заново. От фотографий разработчиков вместо лиц персонажей отказались, но атмосфера игры не потерялась.
Сюжет всё так же вращается вокруг эпидемии в городке на краю света и судьбы троих персонажей — Бакалавра, Гаруспика и Самозванки, за них-то нам и предлагается играть. Четвёртому игроку предстоит стать самой Чумой и бороться с врачами за право остаться в Городе.
Число приближённых (смертных, верующих в идеи одного из врачей) пришлось сократить. Ради симметрии на каждой стороне их трое. Бакалавра поддерживают будущая Хозяйка Города, Мария Каина, гениальный архитектор и наркоторговец Андрей Стаматин и наследник промышленной империи Младший Влад (кстати, это маленький спойлер для неигравших — в списке Даниила Данковского Влад появляется не сразу).
Гаруспика всё так же поддерживают дети: беспризорник Хан, воришка Ноткин и не по годам мудрая Капелла (вместо одного из пацанов хорошо смотрелась бы Тая Тычик, главная в Термитнике, но это уже придирки). За Самозванку готовы вступиться «прокурор» Александр Сабуров, хирург Стах Рубин и держательница ночлежки Оспина — остальные Смиренники в настолку не попали.
Карты из колод рецептов игроки выбирают сами: выполнив миссию или потеряв Приближённого.
Цель врачей — вовсе не вылечить болезнь, а убедить Инквизитора в своей правоте, набрав нужное число аргументов. Зарабатываются они после выполнения миссий, теряются — со смертью Приближённых. За последними зорко следит и игрок за Чуму. Если ему удастся уничтожить троих заранее загаданных персонажей, игра заканчивается досрочно. Перемещается Чума тайно от остальных игроков, записывая ходы в эффектный блокнот, — может даже выбраться в степи и выйти с другого конца карты.
Нечто похожее мы видели в «Скотланд-Ярде» и «Ярости Дракулы». Только там один игрок сражался с командой, а в «Море» каждый сам за себя. Помешать Чуме расправиться с жертвами за два хода может карантин. Запершись в домах, Приближённые не умирают от первой вспышки, но теряют большую часть действий. Персонажи в карантине отображаются перевёрнутыми фишками (чёрной подставкой вверх) — оригинальное решение.

Проиграть, чтобы выиграть

И вроде бы всё отлично, но с первых ходов вам придётся смириться: вы сможете победить, только если другие врачи будут сознательно вам поддаваться. Судите сами: в свой ход каждый игрок может действовать двумя персонажами по одному разу. Ограничение только одно — нельзя двигать других врачей, но чужих Приближённых можно!
Получается так: Бакалавр подводит к нужному кварталу Алексея Сабурова, берёт из банка фишку ресурса, передаёт ход... и Гаруспик выполняет Сабуровым миссию. Если б Данковский не подвёл Приближённого, то не приблизился бы к получению аргумента, но и Гаруспик остался бы не у дел.
И так всю игру. Выигрывает от такого недоверия только Чума.
В Степи уже вырыты три могилы. Долго они пустовать не будут.
Как бороться с такой напастью — непонятно. В игре есть жетоны договора, запрещающие всем игрокам, кроме одного, двигать какого-то персонажа, но, однажды связав себя с Приближённым, вы сможете вернуть жетон лишь после его смерти. Можно ввести дополнительную плату в ресурсах за выполнение миссии персонажем другого цвета, но тогда вперёд вырвется Гаруспик, чьи рецепты позволяют получать их даром. Можно запретить их двигать вообще, но тогда теряется огромный пласт игры.
Прямого подтверждения от авторов игры мы не получили, но эта механика введена в игру совершенно сознательно. Судьба такая у «Мора»: быть спорной и неоднозначной.
Всё меняется, если относиться к «Мор. Утопия» не как к настольной игре, а как к ролевой. Это же дилемма заключённого в чистом виде! При должном настрое из бессмысленной игры в поддавки настолка превращается в театральную постановку Марка Бессмертника.
Как и в компьютерной игре, врачи помогают друг другу, отвоёвывая у Чумы кварталы, ищут ответы и выбирают из троих самого достойного. Впрочем, у автора этих строк так играть не получилось, слишком привык действовать эффективно. Но в ближайшем антикафе есть компания, которой «Мор. Утопия» понравилась, и мы долго спорили на этот счёт. Они играют в борьбу с Чумой, а не друг с другом, очищают город от вредных штаммов, двигают чужих персонажей не во вред, а на пользу, и получают массу удовольствия.
Содержимое коробки в художественном беспорядке.
Настольная «Мор. Утопия» — прежде всего игра для поклонников оригинала. Это не «Пандемия. Наследие», здесь всё наоборот. Чтобы победить, нужно проигрывать, чтобы проиграть, нужно стараться победить.
Как и к оригинальной игре 2005 года, к настолке трудно остаться равнодушным.

Картина дня

наверх