Десятое место — Far Cry 3
Far Cry — пожалуй, одна из самых противоречивых серий во всей индустрии и к тому же самая непостоянная.
Игроков швыряло то в каменный век, то в цветастый постапокалипсис, а жанр варьировался от фантастического хоррора до пародийной комедии. Но это всё химеры, эксперименты, попытки Ubisoft повторить успех действительно хитовой третьей части. Только вот есть загвоздка: Far Cry 3, пожалуй, выжала из своей геймплейной формулы максимум.По сути, всё, что сделали «юбики», это перенесли собственный Assassin’s Creed на рельсы шутера от первого лица. Есть и карта с вражескими лагерями, и башни, которые её открывают, и относительно казуальный, но в целом приятный стелс, и прокачка, заставляющая размышлять над собой ровно столько, чтобы выбор не становился в тягость. Ах да, не стоит забывать про неожиданно проработанный (по меркам Far Cry) сценарий и Вааса Монтенегро, который так удачно подражал Джокеру, что сам стал довольно популярным злодеем. И на контрасте с крайне спорной второй частью всё это сработало просто великолепно, вернув Far Cry в пантеон блокбастеров. Дальше нужно было просто регулярно заправлять машину по зарабатыванию денег, чем Ubisoft занимается по сей день.
Девятое место — BioShock Infinite
Чем больше хвалят Infinite, тем больше у неё находится критиков. Дескать, Кен Левин всех обманул, экий мерзавец. Геймплей-то в BioShock с первых двух частей почти не изменился, а редкие новшества либо незначительны, как, например, катания на крюке, либо направлены на оказуаливание игрового процесса. Взять ту же Элизабет, которая швыряется в игрока припасами или строит всякие полезные штуки. А из всех сверхспособностей по-настоящему полезны лишь две-три.
Что ж, оспорить данные тезисы тяжеловато, и именно поэтому Infinite не попала в наш топ шутеров. Но вот как приключенческий боевик она великолепна. Воздушный город Колумбия — одно из самых оригинальных и завораживающе красивых мест в играх. Эстетика дизельпанка и «ревущих двадцатых» здесь перекликается с гипертрофированным американским патриотизмом, что прекрасно обосновано сюжетом.
И да, этот сюжет… Его прелесть не в неожиданных поворотах и не в финале, который кто-то может предсказать издалека, а в разнообразии поднимаемых тем. Вина и прощение, эмпатия и ксенофобия, свобода выбора и непреклонность судьбы — всё это сплетается в истории частного детектива Девитта, который однажды принял заказ от странного клиента. А обрамлено всё это блестящей постановкой и подчас довольно оригинальными геймплейными ситуациями. Да, предфинальную оборону дирижабля вы будете проклинать последними словами, но всё, что последует за ней, с большой вероятностью вопьётся вам в душу.
Восьмое место — Horizon Zero Dawn
В Horizon очень трудно не влюбиться, хотя она предоставляет массу возможностей выпутаться из своих сетей. В ней почти что мёртвый и пустой мир, который нет смысла исследовать, весьма посредственные побочные квесты, да и персонажам, кроме рыжеволосой Элой, недостаёт харизмы. Но всё это вы, скорее всего, осознаете постфактум, уже после того, как завалите несколько дюжин робозавров, и разгадаете все тайны погибшей цивилизации.
Удивительно, как Guerilla Games, которая почти всё своё существование пилила чистокровный FPS Killzone, сделала нечто настолько далёкое от коридорных шутеров. Конечно, в Horizon тоже нужно стрелять, но редко и метко. Кажется, это первая игра, в которой лук — это не дань странному тренду (вспомните, как их повально пихали везде в начале 2010-х), а основа ключевой геймплейной механики. Немало минут вы проведёте, сидя в кустах и выцеливая нужную точку на корпусе очередной железной образины. Главное, чтобы тварь не дёрнулась, — необходимые стрелы заканчиваются, а детали для крафта не так уж просто найти. Но если уж робот сорвётся, то можно загнать его в заранее установленную ловушку.
Ну а в придачу к отлично реализованной и комплексной боевой системе идут весьма оригинальный сеттинг пост-постапокалипсиса, до сих пор великолепная графика и просто божественный саундтрек, что пробирает до мурашек с первых же нот.
Седьмое место — The Legend of Zelda: Breath of the Wild
У нас в стране «Зельду» не то что не любят, но скорее просто не знают. А всё из-за непростой и печальной судьбы Nintendo в России — нормально закрепиться на рынке в 90-х в силу различных обстоятельств не получилось, а в нулевые на регион вообще забили. В результате российская аудитория консолей Nintendo несравнимо мала в сравнении с фан-базой той же PlayStation. Так что и о влиянии The Legend of Zelda на жанр приключенческих игр многие знают разве что из роликов на YouTube. Но полномасштабный запуск Switch в России и заметный ажиотаж вокруг её стартового проекта наконец-то позволили нашим игрокам самим оценить, что же это за Линк такой, и почему на Западе от его похождений все писаются кипятком.
И выяснилось, что Breath of the Wild восхитительна. Это игра, которая верит в сообразительность и самостоятельность своего пользователя, а потому с самого начала отдаёт ему на откуп целый мир. И какой мир! The Legend of Zelda мешает игровые условности и реальные законы физики в порой довольно неожиданных пропорциях, чем возрождает почти позабытое чувство открытия. Ух ты, в железный меч бьёт молния! А что будет, если во время грозы швырнуть его под ноги врагу? Чтобы решить загадку, нужно поджечь вон ту штуку раскалённым шаром. А что случится, если просто запулить в неё огненную стрелу? И таких механик в Breath of the Wild навалом. А ведь есть ещё подземелья с загадками, битвы со здоровенными боссами, миллион и один коллекционный предмет, кулинария и т.д. и т.п. В общем, то самое заглавное дыхание свободы.
Шестое место — God of War
Когда кто-нибудь говорит, что разработчики из крупных студий боятся идти на риск, где-то возмущённо плачет один Кори Барлог. На успех новой God of War он поставил всё — свою карьеру, репутацию и даже личную жизнь, ведь период активной разработки совпал с первыми годами его отцовства, в результате чего геймдизайнер постоянно разрывался между домом и офисом. Преображение безостановочного трешового экшена чуть ли не в драму, да к тому же с новой камерой и переделанной боевой системой могло запросто распугать фан-базу. Однако ставка сыграла — God of War 2018 года стала самой успешной игрой во франшизе, обогнав даже хитовую третью часть.
Творение Sony Santa Monica ещё год назад захвалили все, кому не лень, а потому мы просто пройдёмся по ключевым достоинствам. Во-первых, скандинавская мифология мало где была представлена настолько широко. Забудьте про Тора и Одина — God of War идёт глубже. Во-вторых, сам Кратос изменился до неузнаваемости, превратившись из ходячей мясорубки в живого человека. В-третьих, история про вечный конфликт отцов и детей цепляет, несмотря на всю свою тривиальность. В-четвёртых, постановка, как и всегда в серии, на высоте. А в-пятых, боёвка влюбляет себя с первого броска топора. Как слэшер God of War диво как хорош и доставляет удовольствие почти на тактильном уровне. А вместе все эти составляющие складываются в одну из самых нашумевших и заслуженно успешных игр последних лет.
Пятое место — Sekiro: Shadows Die Twice
Куда же в лучших экшенах десятилетия без «соулса»? Именно в 2010-х хардкорные проекты студии FromSoftware расцвели, завоевали любовь широкой публики и заставили геймеров разбить столько клавиатур, что хватило бы на маленькую свалку.
Sekiro: Shadows Die Twice — последняя на данный момент игра Хидетаки Миядзаки. Фирменный почерк мастера и его команды узнаётся в ней без труда, но приятных нововведений тоже хватает. Мрачный мир, полный чудовищ, и изнурительные битвы с боссами, знакомые по Dark Souls и Bloodborne, остались на месте; зато европейский фэнтезийный сеттинг сменил незаезженный азиатский фольклор. Япония конца XVI века нарисована на экране сочными кровавыми тонами клановых междоусобиц, а немногословный однорукий ниндзя, верный господину до последнего вздоха, на роль протагониста годится как нельзя лучше. Лобовые сражения с врагами разбавили стелсом, что не только разнообразило геймплей, но и здорово облегчило путь героя от одного монстра к другому.
Сами сражения доставят истинное наслаждение любителям холодного оружия. Катану в руках Секиро действительно чувствуешь: вес клинка, инерция, время замаха, блока и контрудара – всё продумано и передано настолько реалистично, словно меч сжимают твои собственные пальцы. А на десерт припасли сюжет, который наконец не нужно старательно выискивать, четыре варианта концовки и ненавязчивую, но любопытную философию. Шестьдесят-семьдесят приятных часов обеспечены… во всяком случае, тем, кто не ищет лёгких путей.
Четвёртое место — Uncharted 4: A Thief's End
Опасные джунгли, заснеженные горы и бескрайние пустыни — трилогия Uncharted подарила игрокам десятки незабываемых часов. Однако Эми Хэнниг так и не смогла поставить точку в истории Нейтана Дрейка. Вместо неё это сделали Нил Дракманн и Брюс Стрейли. Причём они не просто отправили героя в отставку лучшим из возможных способов, но ещё и создали настоящую личную драму, добавив истории и характерам героев необходимой глубины.
Конечно, завораживающие дух пейзажи и зрелищные погони никуда не делись. Наоборот, Дрейк столько раз оказывался на волоске от смерти, что иногда казалось, будто удача вот-вот оставит его. А сколько мелких деталей в этой игре: начиная от мешков с зерном, лениво заваливающихся набок, если в них проделать дырку, и заканчивая прилипающей к одежде мадагаскарской грязью.
Uncharted 4 — пиршество для глаз, однако последняя часть серии выделяется на фоне других проектов прошлого десятилетия не только графикой, но и умело рассказанной историей. Дракманн и Стрейли подняли простые и понятные темы семьи и доверия, а также страсти, способной всё это разрушить, и создали из них финал, достойный легендарного охотника за сокровищами.
Третье место — Red Dead Redemption 2
Кажется, только Rockstar (и Кодзима) могут позволить себе потратить семь лет и десятки миллионов долларов на игру «не для всех». Red Dead Redemption 2 — это в какой-то степени игровой аналог фильма «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. Очень неспешное, почти бессюжетное и в высшей степени американское произведение, которое требует от вас внимательности, вовлечённости и какой-никакой подготовки, хотя бы моральной. В RDR 2 не получится просто погонять 40 минут после работы. Нет уж, извольте отложить все дела и целиком погрузиться в злоключения Артура Моргана. Кого-то такая требовательность вполне закономерно отпугивает, и они бросают игру вскоре после пролога, поняв, что это вовсе не «GTA про ковбоев».
Но тот, кто всё же настроится на нужный темп и будет размеренно наслаждаться процессом, будет щедро вознаграждён. В Red Dead Redemption 2 самый проработанный мир, вероятно, за всю историю игровой индустрии. Разработчики вложили невероятное количество ресурсов в самые, казалось бы, незначительные детали, вроде того, как свет проходит через мочки ушей героев, но вместе они складываются в достовернейшую иллюзию.
На экране самый настоящий Дикий Запад, Америка конца девятнадцатого века в миниатюре. В городах и лесах кипит жизнь, которой подчас нет никакого дела до того, чем там занимается игрок. А он может заниматься чем угодно — хоть выслеживать легендарного медведя, хоть ловить беглого преступника, хоть вызволять незнакомку из беды. А сколько в RDR 2 раскидано секретов — не счесть. Там и вампир, что терроризирует южный городок, и сбежавший робот, и целых два НЛО — почти за каждым кустом отыщется что-нибудь уникальное, было бы желание найти.
Второе место — The Last of Us
Naughty Dog — одна из двух студий, что занимает в топе сразу две позиции. А также одна из двух студий, что умудрилась на предыдущем поколении консолей выдать игру, которая останется одним из главных хитов поколения уходящего. The Last of Us — это, пожалуй, главное детище команды Дракманна, их magnum opus. Проект, в котором нарратив и геймплей связаны неразрывно, тот самый идеальный гибрид игры и кино, о котором мечтают многие разработчики, но сотворить могут единицы. А всё, что нужно было сделать авторам Uncharted, это сменить тональность, добавить крафт, усилить стелс, влить капельку хоррора и бухнуть целую канистру драмы. Причём сразу, с первых минут, чтобы уже открывающие титры пользователь смотрел с комом в горле. Чтобы знал, какие американские горки его ждут.
Но The Last of Us хороша не только историей и персонажами — геймплей в ней на привычном для Naughty Dog высочайшем уровне исполнения. Стелс вариативен и отнюдь не настолько казуален, как в большинстве мейнстримных боевиков, а такой яростной, брутальной, почти тактильной рукопашки не найти больше нигде. Разработчики задрали планку для самих себя настолько высоко, что сиквел мы ждём с предвкушением и опаской. Впрочем, Naughty Dog уже не раз превосходила все ожидания.
Первое место — Grand Theft Auto V
В начале нулевых Rockstar практически создала жанр экшенов в открытом мире и уже почти два десятилетия держит в нём лидерство, с лёгкостью уделывая любых подражателей (назвать кого-то конкурентом язык не повернётся). И GTA V — лучшее тому подтверждение. Игра, которая вышла почти семь лет назад и до сих пор остаётся одной из самых востребованных на любой платформе. Игра, которая поставила несколько рекордов по продажам за первые несколько дней после релиза. Игра, которая изменила всё, не изменив, по сути, ничего.
Ведь GTA V — это в какой-то степени реинкарнация San Andreas, только с приятной стрельбой, удобным вождением и в кои-то веки прописанным сюжетом, который нет желания игнорировать. А большего и не надо, ведь базовая формула безупречно работала в 2004-м и отлично работает сейчас. Достаточно просто украсить её деталями.
GTA V — гигантский монолит, значимость которого нельзя не признавать, нравится вам это или нет.
Свежие комментарии