Что именно, когда и в каких дисциплинах выигрывали русскоязычные киберспортсмены

Более десяти лет назад с турнира World Cyber Games 2002 россияне привезли три золотых медали из десяти возможных. При этом наши победили в самых важных на тот момент дисциплинах: Counter-Strike и Quake 3, что позволило нам увезти с турнира больше всех денег при втором месте в общекомандном рейтинге (Корея при таком же количестве золотых медалей получила еще две серебряных, но совсем в других играх с меньшими призовыми).
В этом же году традиционный спорт удавался нам плохо: на чемпионате мира по футболу наша сборная проигрывает сначала Японии, потом Бельгии и в плей-офф не выходит. На олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в неофициальном командном зачете Россия занимает неприятное пятое место, уступая Норвегии, Германии, США и Канаде. Киберспортивные победы на этом фоне смотрелись особенно хорошо.
Именно в этот момент о киберспорте стали узнавать за пределами компьютерных клубов, а по телевидению начали рассказывать, что с помощью компьютерных игр можно не только убивать время, но и зарабатывать. Во многом именно эта волна интереса к соревновательным видеоиграм дала толчок нашим последующим победам.
За прошедшие с первых побед годы у нас было много достойных упоминания выступлений: победы Cooler’a на турнире ESWC в 2003 и 2005 годах, золотая медаль Alan’а на WCG 2006 в гоночной игре Need For Speed: Most Wanted, а в 2010-2011 украинский состав команды Natus Vinsere выиграл все важные чемпионаты по Counter-Strike.
Постепенно командные игры стали более популярны, чем одиночные дисциплины, а на международной сцене фокус с национальных турниров сместился на турниры лучших команд.
И если в СНГ киберспорт всегда существовал в рамках, условно, одного игрового сервера, где все друг друга знали и вместе тренировались, то сейчас на профессиональном уровне никого не удивишь, например, составом команды в дисциплине Dota 2 из шведа, канадца, русского, датчанина и американца. Но в СНГ все равно большинство команд состоят из участников стран бывшего союза. Давайте посмотрим, чего они сумели добиться в уходящем году.
League of Legends
Самая популярная на данный момент в мире киберспортивная дисциплина. В России она только набирает популярность, но на международной сцене нас уже хорошо знают. Двое россиян с никнеймами Edward и Diamond играют в команде Gambit Gaming в европейской части главной лиги в этой дисциплины — LCS. К сожалению, это скорее осколки былой славы, т.к. раньше в команде Gambit Gaming был полностью русский состав, наводивший ужас на соперников. Главная лига в СНГ (Киевский StarLadder) в этом году включила League of Legends в список дисциплин и провела три сезона, по итогам которых уже можно делать выводы: СНГ-сцена развивается, и звезды мирового уровня будут появляться.
StarCraft 2: Heart of the Swarm
Здесь дела обстоят не очень хорошо. За весь 2014 год из того, что можно назвать достижениями — лишь второе место у Happy на Copenhagen Games Spring 2014 в апреле. Но дело тут в том, что StarCraft 2: Heart of the Swarm как кибердисциплина, похоже, себя изжила: складывается ощущение, что она нужна лишь корейцам. Поэтому вряд ли стоит ждать от наших киберспортсменов каких-то особых успехов.
Point Blank
Устаревшая игра, но очень популярная в регионах. Тут все очень просто: есть один важный международный турнир Point Blank International Championship (PBIC 2014), который в этом году выиграла наша команда AoeXe.

Counter-Strike: Global Offencive
В 2014 стабильность можно наблюдать разве что у украинского состав Natus Vincere, которые бились за первое место в нескольких европейских чемпионатах и часто попадали в четверку лучших на мировых.
Tekken Tag Tournament 2
Tekken — не самая привычная для массового зрителя дисциплина, но одна из самых старых и хардкорных. И снова у нас есть титул чемпиона мира: второй год подряд женский турнир выигрывает GreenLeo.
SoulCalibur
SoulCalibur — еще одна популярная дисциплина, также порадовавшая нас в этом году: с золотой медалью по SoulCalibur 5 вернулся Belial, покорив турнир East Brandenburg Open 2014.
Dota 2
С Dota 2 у нас, казалось бы, все хорошо: лучшая европейская лига (киевский StarLadder) команды с долгой историей побед (украинская Natus Vincere, русские Team Empire, два состава состава Virtus Pro), и при этом команды постоянно играют на высоком уровне, выигрывают текущие турниры и ездят по миру. Но есть два момента. Во-первых, Dota 2, пожалуй, самая нестабильная дисциплина в плане составов: в команде из пяти человек менять одного игрока в два месяца считается нормой. Во-вторых, результаты главного турнира по Dota 2 — The International — для нас в этом году безрадостны: Natus Vincere остановились на 7 строчке, Team Empire — на 13.

World of Tanks
World of Tanks — традиционно «наша» дисциплина, на которую мы очень надеемся, особенно в связи со сменой турнирного формата в этом году. Мы здесь лучшие: вапрельском финале главной лиги Wargaming Golden League в Варшеве играли уже знакомые нам Virtus.pro и Natus Vincere.
Какие можно сделать выводы? Киберспорт меняется. Можно и дальше вспоминать великолепный для нас 2002 год, когда киберспортивная история только начиналась, можно жить достижениями 2006-2008 годов, когда мы снова начали выигрывать золотые медали, но это вряд ли поможет нам в будущем. Очень хорошо, что мы успели громко заявить о себе в киберспорте уже тогда. Сейчас же у нас все не так хорошо, как кажется: крупных наград в 2014 году по сравнению с предыдущими годами в СНГ очень мало. Остается надеяться на то, что сцена будет развиваться. Все предпосылки для этого есть.
Свежие комментарии