Пятое место — A Plague Tale: Innocence
Четвёртое место — Afterparty
Умение выстроить историю, которая удивляет и трогает, и подать её так, чтобы игрок не скучал ни минуты, студия Night School продемонстрировала ещё в Oxenfree. А в Afterparty разработчики смогли повторить достоинства предшественницы, не повторяясь в целом. Легко было превратить историю о студентах, безвременно погибших и угодивших в ад, в ужастик или слезливую мелодраму. Однако Night School рассказала её с иронией и тонким чёрным юмором, не отменив неоднозначности, глубины и мудрых мыслей.
Третье место — Judgment
Judgment держит интригу до самого финала, в идеальном темпе открывая всё новые обстоятельства расследования и параллельно раскрывая характеры персонажей. Полицейские и якудза, сыщики и адвокаты, информаторы и благородные уличные хулиганы, — здесь полно действующих лиц, и история каждого из них аккуратно вплетается в общую сюжетную канву. Никаких лишних деталей и не выстреливших ружей: к финалу становятся очевидны связи между событиями, поначалу казавшимися неважными или введёнными чисто для драматизма. Да и герои за время прохождения становятся практически родными. Этому здорово помогают кинематографичность повествования и талантливая актёрская игра, которыми могут похвастаться редкие телевизионные процедуралы.
Второе место — Telling Lies
В 2014 году Сэм Барлоу, автор Silent Hill: Shattered Memories, выпустил Her Story — уникальную игру, состоящую из сотен видеороликов и поисковой строки. Правила просты: искать можно по любому произнесённому в видео слову, но система выдаст только четыре хронологически первых результата. А это значит, что игроку надо самостоятельно вникать в суть повествования и пробовать более точные, конкретные запросы. Запоминать имена и темы разговоров, составлять в голове хронологию происходящего, проводить, по сути, работу детектива. Уникальный опыт.
За пять лет, прошедших с релиза Her Story, никто больше не стал развивать её идеи, поэтому за это взялся сам Барлоу в Telling Lies. По механикам — фактически то же самое, но по постановке — небо и земля. Her Story была про одинокую женщину на допросе; Telling Lies же состоит из записей видеозвонков четырёх человек на протяжении года их жизни.
Иными словами, в этой игре нам предстоит сопоставлять диалоги, общение двух персонажей — следить, кто, с кем, о чём говорит; кто искренен, а кто лжёт; к чему это приведёт в будущем. Мы видим героев в самых разных ситуациях, зачастую очень житейских и даже интимных — и их беседы настолько живо написаны и блистательно сыграны, что не поверить невозможно. Telling Lies не только дарит нам ещё одну редкую возможность раскрыть себя как детектива через поисковик, но и показывает, что у видео с живыми актёрами всё ещё остаётся огромный нераскрытый потенциал в играх.
Первое место — Disco Elysium
Disco Elysium дьявольски умна. Сценарий просто кричит, что его писали эстеты, которые думали над каждой ситуацией и каждой строчкой диалогов не один год. Концепт уже сам по себе амбициозный: а что если у каждой эмоции пропитого детектива-неудачника будет свой голос? Что если в допрос свидетеля может вмешаться нервная система главного героя, изнывающая от ужасного похмелья? Или, например, его аляпистый галстук с не менее крикливым характером?
На словах эта идея звучит чересчур грандиозно, но каким-то чудом она работает. При всём своём литературном даровании и витиеватой игре со словами и темами, студия ZA/UM ни на минуту не забывает о том, какую историю хочет рассказать. Disco Elysium — это повесть о больном, сломанном человеке, который живёт (выживает) в таком же больном и сломанном мире, как он сам. Изнутри его раздирает груз собственных ошибок и забытое прошлое, а снаружи — грызня за власть, где каждая фракция не прочь заиметь собственного копа на побегушках.
При этом разработчики даже не рассчитывают, что вы выйдете сухим из воды. Они знают, что вы не раз ошибётесь, но не наказывают за эти ошибки, а обыгрывают их — как мастер, ведущий партию в D&D. Когда герой доказывает, что он действительно гениальный детектив, за него болеешь; когда он творит абсурдные вещи и спотыкается о все грабли на своём пути — над ним смеёшься. В Disco Elysium в принципе невозможно играть «неправильно»: вас в любом случае ждёт самая вдумчивая, изобретательная и запоминающаяся история аж со времён Planescape: Torment.
Главное — не слушайте галстук. Он ни черта не понимает в женщинах.
А какие нарративные игры в этом году запомнились вам? Какие истории запали в душу? Пишите в комментариях!
Свежие комментарии