Мой любимый анекдот за последнюю неделю: спрашиваю читателей, были ли у них интересные истории в Clash of Clans, получаю в ответ десятки ироничных комментариев с общим посылом «а что это?». Публикуем статью к юбилею той же самой игры — и тут похожая история: «Программа для выманивания денег, не понимаю людей которые там чето покупают, лучше поиграть казаки или стронгхолд по сетьке», «не доверяю всем этим мобильным вытягивателям денег» и так далее, орфография и пунктуация — авторские.
Что-то мне это напоминает. Примерно так выглядела любая общественная дискуссия об играх — на всех уровнях, от национальных СМИ до кухонных споров — лет 15 назад (а местами — и до сих пор). «Что тебе эти твои дебилки дают!», «Все зрение посадишь этими своими игрушками, лучше б книжку почитал», «игры отвлекают молодежь от реального мира»… при случае еще было вешать на игры ответственность за действия социопатов всего мира — от случая в школе «Колумбайн» до антисемитской поножовщины в Москве…
Человеческое сознание устроено сложно: наш мозг постоянно оценивает и сортирует информацию, поступающую извне — понятное-непонятное, свой-чужой. Незнакомое, новое часто пугает и ставит в тупик — и если не попытаться проникнуть в это новое волевым усилием, сработают инстинкты: мозг либо пытается сделать вид, что неудобного явления не существует, либо сразу запишет его категорию «врагов» и будет относиться соответственно.
Хорошая (для игр и их поклонников) новость заключается в том, что игры объективно существуют и развиваются, независимо от чьего-либо мнения. Можно считать, что игры приносят только вред, но ученые уже учатся применять их в своей работе, а нью-йоркский музей MOMA несколько лет назад учредил постоянную экспозицию на тему видеоигр, признав, таким образом, вклад интерактивных развлечений в мировую культуру.
То же — с мобильными играми. Вы можете сколько угодно снобски фыркать в сторону планшетов, а Британская академия кино и телевизионных искусств давно выдает свои престижные премии не только фильмам и телешоу, но и играм, в том числе мобильным — мало того, в списках лауреатов уже была одна российская игра.
А вы все туда же. «В мобильных играх не разбираюсь (не играю вообще)», — пишет автор в ответ на предложение написать статью. Коллега-редактор раз за разом отказывается писать рецензии на мобильные игры, потому что «ой, ну это же сраные мобиииииилочки». Мобилочки, значит. Недалекие по жизни и далекие от видеоигр люди еще, бывает, до сих пор называют «бродилками» любые игры, в которых есть герой и он может ходить. А «стрелялками» — игры, в которых можно стрелять. А еще когда-то были «леталки» и «драчки» — не все поймут, но многие вспомнят. Вот только, опять-таки, объективная реальность не зависит от наших вкусов и тот, кто сегодня называет мобильные игры «мобилочками», завтра рискует оказаться в таком же глупом виде, в котором сегодня предстают наши мамы-папы-бабушки-дедушки, чиновники, школьные учителя, словом — все те люди, над которыми вы совсем недавно посмеивались (а может и устало вздыхали) за то, что они называли игры «игрушками», «стрелялками» и «бродилками».
Вы морщите носики — а Supercell ставит во время Суперкубка (для американцев это примерно как для нас Новый год — перед экранами собираются чуть менее чем все) рекламу Clash of Clans, в которой Лиам Нисон пародирует собственный образ из последнего голливудского фильма. Вы иронически хмыкаете, а журнал Timeназывает игрой года интерактивную новеллу 80 Days для iOS и Android. Вы ухмыляетесь, а Cut the Rope скачали уже больше 600 миллионов раз. Можете смеяться дальше.
Трудно поспорить с тем, что большинство мобильных игр — легковесные и легкомысленные безделушки или, напротив, серьезные увеселительные машины, которые только и ищут повода, чтобы предложить вам раскошелиться. Все это вызывает здоровое беспокойство за будущее, но в настоящем означает только одно: игры стали настолько просты в производстве и настолько востребованы, что их может делать кто угодно и про что угодно. Мобильные игры, как и игры обычные — это не философия, не идеология и не субкультура, это формат, в котором можно самовыражаться как угодно. Здесь на соседних полках лежат игры про пиксельных курочек и нуар-квест про грустного раввина, игра про ниндзю-дебила и арт-головоломка о невозможных пространствах. Здесь все как у «больших» и если игры для вас — не просто способ перестать думать после работы, то лучше бы вам внимательнее следить за играми на телефонах и планшетах. Иначе можно в один прекрасный день обнаружить себя на обочине индустрии.
5 серьезных мобильных игр, в которые вам надо сыграть
Monument Valley
119 рублей на iOS, 169 рублей на Android
80 Days
279 рублей на iOS, 205 рублей на Android
Kingdom Rush
169 рублей на iOS, бесплатно на Android
Framed
279 рублей на iOS
Waking Mars
279 рублей на iOS, 160 рублей на Android
Часть упомянутых ниже игр доступна и в полноэкранном формате, но дебютировали они, в буквальном смысле, у вас в кармане. Мобильные игры — явление не меньшего масштаба, чем игры обычные, и прямо сейчас там происходит много интересного. Не пропустить праздник просто — достаточно уяснить себе, что на планшетах и смартфонах есть жизнь. И, конечно, следить за публикациями на нашем сайте — мы сделаем все, чтобы вы не пропустили ничего важного.
Свежие комментарии