
Во время своей кампании на Kickstarter авторы ремейка System Shock сделали замечательное заявление: они воссоздают игру не такой, какой она была, а такой, какой мы ее запомнили. Эти слова должен прочитать и осознать каждый, кто хочет взяться за «наследницу великой игры 1990-х годов».
Tokyo RPG Factory основали с целью угодить фанатам классики JRPG давно минувших лет.
К сожалению, новая студия совершила две серьезных ошибки. Во-первых, она не смогла до конца понять причины популярности ролевых хитов со SNES и, во-вторых, совершенно упустила из виду то, что со времен самой SNES прошло около двадцати лет. Фанаты JRPG в массе своей возмужали.
И сами JRPG, кстати, тоже.
Грустная девушка без цветов
Невозмутимый наемник Эндир получает задание убить девушку по имени Сэцуна. Отыскав ее, мечник узнает, что Сэцуна готовится принести себя в жертву во имя всего человечества. В заснеженном мире I am Setsuna свирепствуют монстры, и раз в десять лет какая-нибудь девица отправляется в далекое путешествие, чтобы в конце умереть, тем самым немного ослабив натиск беспощадного врага. И у каждой паломницы должна быть охрана, иначе дама не доберется до цели.
Вместо того чтобы убить беззащитную жертву, Эндир решает составить Сэцуне компанию. Просто берет и решает.
Первый же сюжетный поворот отлично характеризует основную проблему сценария: в нем все просто берет и происходит.
Реплики персонажей, их характеры и мотивы — I am Setsuna просто подает любые события как данность. С течением времени количество вопросов будет расти (что удивительно, учитывая, насколько I am Setsuna компактна и лаконична), и если большую часть времени мириться с роялями в кустах еще можно, то после развязки остается только одна мысль: «Что это было?».Даже по вступлению легко заметить, что разработчики вдохновлялись душераздирающей историей Final Fantasy X. Грустные, но вместе с тем умиротворяющие заснеженные пейзажи подчеркивают неизбежность печального финала. Но проникнуться историей невозможно: главные действующие лица получились откровенно плоскими. Сэцуна — это, конечно, Мэри-Сью, солидного возраста мужчина с огромным мечом срисован с Аурона из FFX, Эндир — важная для сюжета персона, парадоксальным образом не имеющая характера.
И все они просто берут и что-то делают. В диалогах наемнику часто будут предлагать варианты ответа, но что бы вы ни выбрали, это ни на что не повлияет. Есть одно маленькое исключение, но то своего рода головоломка, а не судьбоносная беседа. История будет двигаться вперед по одному, предопределенному и ясному только ей самой, пути.
Классика жанра
Засыпав карту мира снегом, авторы заметно упростили себе задачу. Все локации очень похожи: поселения, лесные тропинки, два типа подземелий — вот и все, что вы увидите в I am Setsuna. По сходному принципу устроен и бестиарий: небольшой набор чудищ просто перекрашивают по мере развития сюжета, добавляя им сил и здоровья. Все приключение — длинная цепочка чередующихся деревень, лесов и пещер. Побочных квестов (они появляются лишь прямо перед схваткой с главным злодеем!) и необязательных локаций — всего ничего. Замечательнее всего тут — падающие с неба снежинки и борозды, что протаптывают герои и их враги. Но, чтобы насладиться этой красотой, хватит и первых двадцати минут.
Зато в боевой системе достаточно светлых моментов. Случайных стычек здесь нет, а противников всегда видно заранее. Если подкрасться к ним со спины, отряд начнет бой с заполненными шкалами действия. Система почти та же, что и в Chrono Trigger и многих Final Fantasy, но есть ряд нюансов.
Разработчики постарались привнести в старенькую систему что-то новое. Во-первых, появилась шкала, по заполнении которой можно усилить свое следующее действие: например, атака нанесет гораздо больше урона, лечение ускорит заполнение шкалы инициативы, и так далее. Более того, применение этого усиления в связке с каким-нибудь навыком может привести к... перманентному развитию самого навыка! А на это накладываются так называемые «сингулярности» — случайные эффекты, проявляющиеся по ходу боя и немного меняющие его правила. Например, так, что здоровье героев не упадет ниже единицы.
Интересно, что выпадающие трофеи зависят от того, как были убиты монстры. Скажем, в результате действия «статусного» заклинания (паралич!), слишком сильного удара или, напротив, почти точно такого, какой требовался для убийства. Этим тонкостям нужно уделять особое внимание, так как весь собранный хлам потом можно продать специалисту, который из него мастерит камни, наделяющие героев боевыми приемами, полезными чарами и пассивными способностями.
К сожалению, без заметных промахов не обошлось. Игра почему-то не показывает зону охвата бьющих по площадям умений — это странно, даже дико, ведь монстры обожают скакать по экрану. Более того, хотя расположение бойцов относительно друг друга часто критически важно (особенно в драках с боссами), нам не разрешают расставить героев нужным образом. Вдобавок некоторые враги обожают перед смертью взрываться, и оттого невозможность двигаться по полю кажется изощренным издевательством.
И на этом фоне начинаешь обращать особое внимание на неравномерно расставленные точки сохранения — по крайней мере, ближе к последней битве. Одна-две нелепые смерти на последнем этаже большого финального подземелья наверняка заставят вас задуматься и об этом. В недавней Star Ocean тоже не было нормальных сохранений, но там и подземелья были намного короче, и в сражении трудно было умереть случайно, и точки сохранения расставлял очень добрый и заботливый человек.
* * *
Нет, I am Setsuna совсем не сложная — она просто неуклюжая, недружелюбная и неудобная. Она страдает от болезней, которые даже в JRPG позапрошлого десятилетия видеть было странно. Игры 1990-х становились хитами тогда, когда старались поразить воображение, раздвинуть рамки жанра JRPG, исправить старые ошибки. А Tokyo RPG Factory сделала бледную дешевую копию абстрактной «JRPG времен SNES». Милая картинка, приятная музыка и нововведения в знакомой боевой системе вряд ли стоят двадцати часов вашего времени.
А если вам хочется живых персонажей, драматичной истории и красивого сказочного мира — познакомьтесь с Final Fantasy X. В 2016 году эта пятнадцатилетней давности классическая история кажется современнее, чем многие новинки.
Свежие комментарии