На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 987 подписчиков

Свежие комментарии

Путешествие в прошлое: Octopath Traveler и дух старых JRPG

Для тех, кто соскучился по классике.

Octopath Traveler для Switch — большой проект от Square Enix, нацеленный на игроков, заставших золотые годы компании. В далёких 90-х, во времена SNES, из под пера Square ежегодно выходили по-настоящему культовые вещи: Final Fantasy, Chrono Trigger, Secret of Mana — по задумке, Octopath должна стать наследницей игр той эпохи.

Для Square это уже не первая попытка сыграть на ностальгии: в 2015-м компания открыла Tokyo RPG Factory — студия создаёт «старомодные» JRPG, которые должны нравиться как ветеранам жанра, так и новой аудитории. Разработчики выпустили две игры: I Am Setsuna и Lost Spear.

Tokyo RPG Factory пыталась ухватить дух старых игр, не ударяясь в откровенное ретроградство, но Octopath — совсем другое дело. Графика здесь напоминает Final Fantasy VI, а несвязанные друг с другом истории нескольких протагонистов — старенькую SaGa Frontier (тоже, кстати, от Square).

Но, несмотря на внешнее сходство с хитами 90-х, Octopath — не кондовая ретро-игра. Если I Am Setsuna и Lost Spear практически целиком держались на оммажах и отсылках, то Octopath Traveler не такая. Особенности старых JRPG здесь переосмыслили и попытались осовременить. Местами получилось удачно, местами — нет.

Машина времени

Octopath разбита на восемь самостоятельных историй, и игрок волен сам выбирать отправную точку путешествия — между собой сюжеты не пересекаются. В первые часы игры испытываешь знакомые по старым JRPG чувства: кажется, что сейчас начнётся невероятное приключение.

Тут помогает разнообразная графика: художники Square Enix нарисовали какое-то сумасшедшее количество ассетов. Локации полны мелких деталей, а в городах почти в любое здание можно войти и рассмотреть его изнутри. При этом в разных регионах отличается архитектура, флора и фауна — здесь чертовски увлекательно исследовать мир.

На исследование мира может уйти много времени: карта в игре большая, а в локациях спрятано много полезных (и не очень) предметов

Истории главных героев очень отличаются по настроению и тону повествования: танцовщица Примроуз, например, во что бы то ни стало пытается отомстить убийцам отца, а дочка торговцев Тресса просто очень хочет повидать свет.

Всё это создаёт то самое чувство, которое ребёнком испытываешь, впервые садясь играть в какую-нибудь Final Fantasy. При этом разработчики не просто копируют элементы знакомых игр: визуальный стиль и боевая система здесь оригинальны, хоть и явно вдохновлены «теми самыми» RPG.

Разработчики со вкусом совместили современные технологии и пиксельную графику: динамическое освещение заметно меняет настроение многих локаций

Пиксели — первое, что ассоциируется с ретро-играми, но авторы Octopath не пошли по простому пути. Графика здесь только на первый взгляд вдохновлена старыми ролёвками: на самом деле, игру разработали на последнем Unreal Engine, и это заметно.

Спрайты персонажей отбрасывают тени, спецэффекты создают блики на поверхностях — кажется, что попал в альтернативную реальность, в которой не было никакой 3D-графики, а игры так и продолжили рисовать пикселями.

Боевая система в Octopath конечно же пошаговая, но тоже со своими особенностями: у всех персонажей каждый ход копятся очки, которыми можно усилить их атаки. Игрок всё время встаёт перед выбором: потратить очки сразу или потерпеть и ударить сильнее, но дать врагам больше времени на манёвры. Каждый противник уязвим к разному типу урона, поэтому все герои оказываются полезными в бою.

А ещё в игре отличная музыка. Такое ощущение, что композитор смешал живой оркестр с синтезированными на компьютере звуками — получился замечательный саундтрек с запоминающимися мелодиями, которые невольно начинаешь напевать, закрыв игру.

После нескольких часов прохождения кажется, что Octopath — идеальная ретро-игра: разработчики не слепо копируют какой-то конкретный хит, а аккуратно воссоздают любимые элементы старых JRPG, привнося в них что-то своё. Из-за этого она не кажется вторичной, но источники вдохновения при этом считываются моментально: структура повествования здесь как в малоизвестной на западе Live A Live, а модельки героев как в Final Fantasy VI — сразу понятно, что в Square Enix работают фанаты жанра.

Временной парадокс

Правда, через некоторое время замечаешь, что атмосфера приключения и чудесная графика — не всё, что досталось Octopath Traveler от предшественников. Многие старые JRPG славились необходимостью монотонно убивать монстров, чтобы прокачать персонажей до необходимого уровня — Octopath не исключение.

Причём необходимость гринда явно добавлена умышленно: каждый раз, когда вы встречаете нового героя и добавляете его в группу, сложность игры скалируется. После прохождения пролога за всех героев вы вряд ли сможете выдвинуться к следующему сюжетному квесту — сначала придётся набрать нужный уровень. Можно, конечно, попробовать и так, но будет очень сложно, особенно в сражениях с боссами.

Воспринимается это как настоящий атавизм: в Octopath Traveler и так достаточно контента, не было никакого смысла искусственно растягивать игру. Есть ощущение, что разработчики просто плоховато рассчитали баланс: иногда сложность скачет, даже если рекомендации по уровню соблюдены.

Несмотря на гринд, боёвка не наскучивает: в каждом регионе у врагов свои особенности, а боссы почти всегда преподносят сюрпризы

С повествованием тоже проблемы: у героев нет никаких причин путешествовать вместе. Например, с чего вдруг странствующий рыцарь станет помогать вору? Square Enix с самого начала говорила, что Octopath Traveler — не партийная RPG, а антология из восьми несвязанных между собой историй. Но игра при этом всячески мотивирует объединять героев в команду: их навыки компенсируют слабости друг друга, а большую часть побочных заданий невозможно пройти, не имея в группе того или иного персонажа.

Square Enix даже не включила в игру кат-сцены, которые бы объясняли, как герои познакомились и зачем собрались в группу. А во всех сюжетных роликах персонажи стоят поодиночке — в зависимости от того, чей квест вы выполняете.

Знахарь Альфин готовится к бою с очередным боссом. Остальные герои тоже тут, просто в кат-сцене их почему-то не видно

В эпоху SNES японские RPG внесли огромный вклад в развитие видеоигрового повествования: простыми методами в них рассказывали потрясающие истории, но на фоне современных ролевых игр они могут показаться наивными и простыми.

В этом отношении Octopath воспринимается как гость из прошлого — в самом плохом смысле этих слов. В игре постоянно возникает людонарративный диссонанс (когда геймплей идёт вразрез с повествованием).

Изредка герои всё-таки взаимодействуют между собой: в определённых ситуациях появляется кнопка, позволяющая посмотреть короткую сценку с участием нескольких странников. Но эти моменты всегда выглядят очень странно — персонажи ведь даже не знакомились друг с другом. Будто случайные прохожие стали вести себя как закадычные друзья.

Octopath Traveler — однозначно лучшая ретро-JRPG последних лет. Таких игр вообще выходит очень мало, и приятно видеть, что именно Square Enix пытается возродить ностальгический жанр.

Разработчики умело воссоздали те самые ощущения с помощью чудесной графики и запоминающейся музыки, не прибегая к фанатичному копированию — при всём упоре на ностальгию, в игре много новаторского (в отличие от I Am Setsuna и Lost Sphear от тех же Square Enix).

Но, к сожалению, вместе с атмосферой приключений в Octopath Traveler прямиком из 90-х попали элементы, которые в 2018 году смотрятся не так уместно: суровый гринд и фрагментированное повествование явно не идут игре на пользу.

Источник

Картина дня

наверх