На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 986 подписчиков

Свежие комментарии

Настоящее происхождение киберпанка: расизм и страх перед Японией

Стример под ником Casey Explosion начала в Твиттере тред о забытых корнях киберпанка. Девушка обратила внимание, что в произведениях этого жанра, зародившегося еще в начале 80-х годов, доминирует японская культура – отсылки к ней встречаются в моде, брендах, технике и даже общих видах мегаполисов мрачного будущего.

«Эй, народ, сегодня давайте поговорим о киберпанке, Японии и 80-х. Когда-нибудь задумывались о том, почему в жанре киберпанка так много японской символики и отсылок? Что ж, это не просто стильный изыск, это ксенофобия! Да, правильно, сейчас я свяжу ваши видеоигры с политикой!»

Явление и правда не надуманное. Например, в Cyberpunk 2077 от CD Projekt RED главный герой фанатеет от популярной рок-группы Samurai, носит бомбер с соответствующей символикой и разъезжает по улицам на мотоцикле вымышленной японской марки Yaiba Kusanagi.

Главный герой Cyberpunk 2077 в своем знаковом бомбере

Другой пример — франшиза Shadowrun с похожим сеттингом киберпанка.

«Хочу прояснить, что я говорю не только об этой игре, а о жанре киберпанка в целом. Вот, например, класс «Уличный самурай» в Shadowrun. Это часть и посыл жанра, в нем есть аллюзии влияния Японии на сеттинги. Это не выдумка».

Casey Explosion заранее уточнила, что не пытается в чем-то обвинить конкретно CD Projekt RED. Речь в целом о том, насколько глубоко ксенофобный посыл связан с киберпанком и что наличие японского колорита стало негласным стилистическим правилом жанра.

Чтобы понять происхождение этого явления, нужно вернуться к 80-м. Тогда в США очень боялись, что японцы захватят мир – по словам Кейси, именно этому страху, а не влиянию технологий на людей, изначально посвящали киберпанковые истории.

В те годы ксенофобия влияла и на другие жанры. Например, действие «Крепкого орешка» разворачивается в небоскребе «Накатоми плаза» – антагонист Ханс Грубер пытается ограбить безумно богатую японскую корпорацию.

Часто встречающийся типаж в голливудском кино 80-х — богатый японский бизнесмен

Другие фильмы обыгрывали тему гораздо грубее. В драме «Черный дождь» Ридли Скотта якудза неприкрыто режет людей:

В фильме «Восходящее солнце» вообще полный сюр: японские бизнесмены нарушают закон, а полиция закрывает глаза на их преступления.

Еще один яркий пример — экранизация комиксов «Каратель» 1989 года. Главный герой Фрэнк Касл плюет на собственные идеалы и объединяется с мафией, чтобы дать отпор якузде:

Сильнее всего этот тренд проявлялся в произведениях об антиутопиях будущего. Их миры строили на страхе, что Япония превратится в безудержную силу, которая подомнет под себя весь мир. «Вот, что мы часто видим в киберпанке: Японии теперь принадлежит абсолютно все», – пишет CaseyExpplosion.

В первой сцене «Бегущего по лезвию» в глаза бросается гигантская реклама с гейшей. Так здесь отражен огромный страх, что восточные женщины вытеснят западных женщин в качестве общепринятого стандарта красоты.

Еще одна антиутопичная картина: обычный американец перекусывает, используя палочки. Сейчас на эту сцену мало кто обратит внимание, но в то время она вызывала ужасающую мысль о принудительном приспосабливании к чужим культурным нормам.

Сеттинг киберпанка со слепящими неоновыми билбордами и застроенными небоскребами городами — это культурный страх того, что все в конечном счете будет выглядеть как японский мегаполис Осака. Найт-Сити из Cyberpunk 2077 тоже наполнен рекламой восточных брендов и в целом сильнее всего напоминает мегаполисы современной Японии. 

Осака

Найт-Сити

По словам Casey Explosion, киберпанк основан представлениях людей 80-х годов о недалеком будущем. Поэтому любая современная игра или фильм в этом жанре может визуально копировать произведения тех времен, не отдавая себе отчета о ксенофобном посыле, стоящем за этими декорациями.

Вряд ли CD Projekt Red задумывались о корнях жанра, но тред Кейси объясняет повсеместный азиатский колорит в Cyberpunk 2077 и дает повод задуматься о том, как широко был распространен расизм по отношению к азиатам несколько десятилетий назад.

Источник

Картина дня

наверх