На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 986 подписчиков

Свежие комментарии

Game Over для Уве Болла

Как и на чьи деньги снимал фильмы самый известный и скандальный экранизатор игр

Эта статья опубликована в разделе «Премиум». Что это такое и какие преимущества дает премиум-статус, читайте здесь. Премиальные статьи публикуются не вместо, а в дополнение к бесплатным. Оплатить можно не только деньгами, но и бонусными баллами.

В 2015 году Уве Болл записал видео, в котором отругал своих хейтеров, киноиндустрию и краудфандинг. Ругал он, по привычке, всех и вся, но только не себя. В этом же ролике Уве объявил о своем уходе из большого кино. Здесь можно лишь посмеяться, ведь в то, что принято называть «большим кино» этот человек так никогда и не попал. Большие (относительно) деньги на съемки своих фильмов он научился доставать у инвесторов. Но признания кинокритиков и зрителей ни он сам, ни его творчество так и не получили. Десяток-другой поклонников у его картин, конечно, наберется. Зато хейтеров — многие сотни тысяч, причем большинство — игроки.

Если ввести в поисковую строку запрос «Уве Болл», мы получим тысячи результатов поиска. На первой же странице выдачи можно будет увидеть такие слова, как «Золотая малина», «худший режиссер», «скандальный» и тому подобное. Если перейти по ссылкам в выдаче, информации будет еще больше, причем негатива — тонны, а положительных откликов — единицы. И при этом он регулярно снимал фильмы по известным играм с бюджетом в десятки миллионов долларов. Откуда деньги, Уве? Ведь эти картины редко набирали рейтинг больше 5% на Rotten Tomatoes.

Марлон Брандо и любительская камера

«Он просто не способен к режиссерской работе, — скажет спустя несколько десятков лет после рождения Уве Болла сооснователь «Золотой малины» Джон Уилсон, пытаясь выразить свое мнение о режиссере. — Он не знает, как правильно расположить камеру. Не знает, что делать с актерами. Он не понимает, что делать, чтобы фильм был понятен для зрителя. Но это же основы, вот это все».

Уве Болл (в центре) на съемках фильма In The Name Of The King: Two Worlds (2011)

Уве Болл с детства увлекался кино. Причем он хотел не просто смотреть фильмы, как многие мальчики его возраста. Ему хотелось делать фильмы. В 10 лет он увидел картину с Марлоном Брандо и решил стать кинорежиссером. И стал, хоть и не сразу.

После школы Уве поступил в университет на режиссерский факультет. Но смог проучиться там лишь пять месяцев, поскольку его мнение о кинематографе резко расходилось с мнением преподавателей. И, похоже, учителя вовсе не напрасно критиковали Болла, пытаясь наставить его на путь истинный. Будущий режиссер, веря в свою правоту, гениальность и судьбу, слушать никого не стал, а просто бросил учебу.

Чуть позже Уве поступил в Кельнский университет, где неплохо учился и впоследствии защитил докторскую диссертацию по немецкой литературе. Возможно, он смог бы сделать карьеру на литературном поприще, став писателем или критиком. Но его привлекала режиссура. В то время он вряд ли мог предположить, что его фильмы будут называть «мерзостью» его собственные актеры, как это сделал Майкл Мэдсен, снявшийся в BloodRayne.

Двухлетний Уве Болл (второй слева на переднем плане) с семьей и их друзьями. 1967 год.

Но это произойдет еще нескоро, хотя молодой Уве уже понемногу начал пробиваться в киноиндустрию. В 80-х годах Болл работал на региональной радиостанции, став штатным кинокритиком компании, которой эта радиостанция принадлежала. Тогда же Уве попробовал снять первый более-менее серьезный фильм со своим приятелем Фрэнком Лустигом. Позже он говорил, что старался творить в стиле британской труппы «Монти Пайтон». Однако на самом деле то, что делал Уве, не было похоже ни на что. Метафоры для его фильмов немного позже начнут подбирать тысячи людей.

Карьера режиссера и переход на игровую тематику

Кроме фильма, снятого вместе с Лустигом, молодой Болл снял еще несколько любительских картин, которые получили название «Германская киносолянка», «Одержимость» и «Баршель — убийство в Женеве?». После любительского дебюта Болл попытался заявить о себе уже серьезно, выбрав игровую тематику. В начале 2000-х он решил снять хоррор «Дом мертвецов» по мотивам игры, которой в то время увлекался. Чуть позже он стал говорить, что не играет в игры. Это был не первый и не последний случай, когда Болл говорил неправду.

Он рассказывал всем, кто был готов слушать, что игры — пустая трата времени. Но говорил, что фильмы по играм стоит снимать, поскольку игроков в мире сотни миллионов и на хайпе можно неплохо заработать. Его интересовал в первую очередь заработок, а не качество фильмов или место в истории.

«Дом мертвецов», первый «игровой» фильм Болла, провалился в прокате. При бюджете $12 млн (плюс $10 млн маркетинг) в прокате удалось собрать всего $13,5 млн. Но продажи на DVD оказались не так плохи — на дисках удалось заработать около $8 млн.

Несмотря на относительно неплохие бюджеты, Болл старался экономить буквально на всем, даже на гардеробе актеров. Он был настолько экономным, что в некоторых фильмах актеры приходили на съемочную площадку в собственной одежде. «Единственное указание, которое я услышал, было: «Беги так, чтобы кровь не попала на твою одежду», — рассказывал один из актеров, снявшийся в фильме Rampage 3. Режиссер сказал своей команде, что денег на одежду для съемок нет, поэтому актеры должны сниматься в своей. Ни трейлеров, ни гримерных — ничего не было.

Но ладно бы трейлеры и одежда, мало ли снимают в мире малобюджетных фильмов. Еще одна проблема в том, что Болл просто не знал, что делать с актерами, камерой и антуражем. И в его фильмах это можно заметить сразу. Сам он никаких недостатков не замечал. На любую критику отвечал невнятными воплями и маханием кулаками. Проблемы актеров его не интересовали вовсе. Например, в некоторых фильмах люди должны были бегать во съемочной площадке во время постановочных взрывов. Конечно, это была пиротехника, а не настоящая взрывчатка, но и она может быть опасной, особенно если экономить. «Все прошло нормально, — посмеиваясь, заявил Болл после съемок. — Ну хорошо, несколько человек попали в больницу, но я к этому привык».

После провального «Дома мертвецов» Уве не сдался и снял еще один фильм — Alone in the Dark. Режиссер решил, что и в этот раз на хайпе удастся заработать пару миллионов. Бюджет составил $20 млн (играл популярный в то время актер Кристиан Слэйтер). Но не помогли ни бренд, ни известные актеры: в свой первый прокатный уик-энд фильм собрал всего несколько миллионов. Чистый убыток составил около $14 млн, на DVD заработать уже не получилось.

На съемочном времени Болл тоже экономил. Услышав, что кто-то из режиссеров пытается поймать нужный кадр в течение нескольких месяцев, Болл заявил: «Кто может себе это позволить? Это же сумасшествие. Если это не твои деньги, да, пожалуйста, сколько угодно. Но если подумать о том, сколько денег тратится впустую, можно сойти с ума». К слову, один из фильмов Болл снял всего за 10 дней.

Ну да, вы помните, с голодными актерами, которые не в курсе, что именно им нужно делать. В фильмах Болла снимались очень даже известные актеры, но играли из рук вон плохо. Почему — теперь ясно, ведь они не получали ни инструкций режиссера, ни нормальных условий для работы или отдыха.

Реакция актеров символизирует

Игроки обвиняли Уве в том, что его фильмы портят репутацию хороших игр. Хуже всего то, что снимал-то Болл вроде как фильмы по играм, но эти фильмы зачастую были космически далеки от игр-прототипов. Иногда сюжет фильма вообще никак не был связан с игрой за исключением имен персонажей или каких-то единичных событий.

Болл прямо во время съемок мог поменять сценарий. В некоторых случаях он урезал и менял местами сюжетные схемы в течение всего срока съемок. Причем изменения никогда не оговаривались и не уточнялись, а у актеров на руках могло быть до семи разных вариантов одного и того же сценария, причем каждая версия отличалась от изначального варианта. Естественно, разные актеры при подготовке могли пользоваться разными вариантами сценария.

Любой другой режиссер, скорее всего, уже ушел бы из кино после всего, что случилось. Но только не Болл! В том же 2005 он выпустил еще один фильм (то есть, похоже, снимал две картины одновременно) — BloodRayne. В этом фильме снималась «терминаторша» Кристанна Локен, каким-то образом в кадр попали Майкл Мэдсен и Мишель Родригеc. Режиссер, сценарист, а в ряде случаев продюсер и актер Уве Болл продолжал творить.

И это несмотря на то, что его фильмы получали негативные оценки и зрителей, и критиков. Чаще всего критики обращали внимание на отсутствие нормального, последовательного сюжета, слабую связь с играми и ужасную игру актеров. Но здесь как раз ничего удивительного нет. В одном из фильмов Уве заменил актрису румынской проституткой. В другом фильме актриса Тара Рид, игравшая ученую-археолога, так и не смогла выговорить слово «археологический». Но такие мелочи мастера не интересовали.

Количество критиков росло. Если после первого фильма игроки просили Болла ничего больше не снимать по играм, то уж после второго он заработал себе врагов больше, чем обычный человек может получить за несколько жизней. На критику Болл реагировал эмоционально, словами вроде «вы сначала снимите что-то сами, а потом критикуйте». В провале своих фильмов он обвинял сценаристов, актеров, обстоятельства…

Способность противостоять критике Уве получил еще в раннем детстве. Родители постоянно ругали молодого Болла и то, что он делает. «Мой отец всегда жаловался. Он говорил мне, что я всего лишь потраченное время, я лузер, проклятый человек и тому подобное. Я научился не обращать на это внимания. Для меня нормально слышать критику. Я научился возвращать критику». В его понимании «возвращать критику» — это на чем свет стоит ругать тех, кто пытается указать ему на ошибки. Кого-то из комментаторов, ругающего его фильм, Болл назвал «ошибкой природы, которую в течение 30 лет напрасно кормила собственная мать».

Картина дня

наверх