Рафаэль Трухильо — прообраз бананового диктатора
Рафаэль Трухильо, «чудовище» Доминиканы, как и многие диктаторы, начинал с самых низов. Он был выходцем из бедной семьи сына испанского сержанта и местной гаитянки, одиннадцатый ребенок в семье без особых перспектив.
Неудивительно, что после скучной работы оператором телеграфа юный Рафаэль, желая для себя большего, занялся грабежом, угоном скота и подделкой чеков — то есть всем, чем занималось большинство молодых бандитов того времени. Вскоре его поймали, но, отсидев всего несколько месяцев в тюрьме, тот сколотил банду и продолжил свое дело. И находился в окружении мелкой преступности вплоть до 1916 года, когда американская армия оккупировала Доминикану.
Быстро поняв, что при новом режиме можно достигнуть гораздо большего, Трухильо вступил в Национальную гвардию, на скорую руку созданную американцами, и за девять лет дослужился до генерала. После головокружительной военной карьеры, Трухильо довольно быстро взял власть в свои руки, в 1930 году свергнув президента Васкеса. Уже тогда все отмечали, что Трухильо удивительно жесток — путем запугивания на подстроенных выборах он получил 99% голосов, легитимизировав свою власть. По словам американского посла на Доминикане, за генерала проголосовало больше людей, чем на острове было избирателей. Похоже, считали даже мертвых.
Встреча Трухильо с президентом Гаити в 1933 году
У Трухильо было прозвище «El Jefe» — «шеф», но за спиной местные называли его «El Chivo» — «козел». Перуанский писатель Марио Варгас Льоса даже назвал свой роман о жизни в эпоху диктатора соответсвующе — «Праздник козла».
Буквально за несколько лет после избрания Трухильо монополизировал свое право на несколько важных индустрий в стране, в частности — на поставку продовольствия в столицу. В это время доля его и записанного на его семью бизнеса достигала половины всей экономики страны, и никто не мог выступить против.
Появилась единая партия, куда должно было вступить все население. Если кто-то отказывался, его свобода в перемещении ограничивалась. Без членских карточек людей просто хватали на улицах и бросали в тюрьму по обвинению в «бродяжничестве». Но на этом никто даже не думал останавливаться, и в итоге Трухильо начал формировать вокруг себя культ личности для поддержания своей власти. Так, столицу страны переименовали в «город Трухильо», провинцию Сан-Кристобаль — в «провинцию Трухильо», а самую высокую гору на Карибах — в «пик Трухильо». В столице даже поставили огромную надпись «Бог на небесах, Трухильо на земле», а в церквях этими словами должны были заканчивать проповеди.
Табличка с надписью «В этом доме Трухильо — национальный символ»
В октябре 1937 года Трухильо подписал приказ о начале этнических чисток: всех гаитийцев в Доминике, которые традиционно приезжали на сезонные работы в страну, надлежало убить. Их отличали по произношению слова «петрушка» — доминиканцы произносили его заметно тверже, чем другие. Тем, кто говорил неправильно, рубили головы мачете. В результате чисток погибли около 20 тысяч человек, хотя цифры разнятся.
Затем Трухильо пришлось выплатить компенсации Гаити в сумме 30 долларов на человека, но из-за тотальной коррупции на всех уровнях власти до семей пострадавших дошло в среднем по 2 цента.
Практически все военные посты в стране занимали родственники Трухильо. Дошло до того, что он дал своему трехлетнему сыну чин генерала.
Доминиканского диктатора не испугало даже давление США по урегулированию конфликта. Вскоре он поддержал одного из гаитянских генералов Эли Леско на выборах, но после победы тот продолжил независимую политику, чем вызвал сильное раздражение Трухильо. Впрочем, после публикации переписки между двумя диктаторами, неожиданно всплывшей в подходящий момент, в Гаити случился новый военный переворот, и Леско пришлось бежать.
Но то, что сработало один раз, не сработало во второй. Организовав неудачное покушение на своего оппонента, президента Венесуэлы Ромуло Бетанкура, Трухильо разозлил США и Организацию Американских Государств, которые ввели жесткие санкции против Доминиканы. Все дипломатические отношения были разорваны. Экономика лопнула. К тому же, поддержав режим Батисты на Кубе, он еще и нажил себе врага в виде Кастро, вскоре пришедшего там к власти.
Вскоре Трухильо был убит в своем автомобиле группой генералов-заговорщиков, его семья бежала, не сумев сохранить власть. День убийства Рафаэля Трухильо сейчас отмечается в Доминиканской Республике как государственный праздник.
Иди Амин — последний король Шотландии
Иди Амин — в центре
Дада Уме Иди Амин современникам из Уганды был известен как Его Превосходительство Пожизненный президент, Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин, повелитель всех зверей на земле и рыб в море, Завоеватель Британской империи в Африке вообще и в Уганде в частности, кавалер орденов «Крест Виктории», «Военный крест» и ордена «За боевые заслуги». И никак иначе, за допущенную ошибку в титулах вполне могли убить — и это как нельзя ярче характеризует одного из самых кровавых африканских диктаторов. Кровь, смерть, жестокость, идиотизм и крайняя эксцентричность, вот что можно сказать о правлении угандийского диктатора, которое пришлось на 1970-е.
Но начинал Иди Амин с армейской службы в британских колониальных войсках. Обладавший недюжинной силой, он уже в 16 лет зарекомендовал себя как хороший боец. А спустя несколько лет еще и показал звериную жестокость, подавляя бунты местных племен. Поговаривали, что своим врагам он отрезал гениталии, устрашая даже самых мужественных мятежников.
Вскоре Амин стал одним из первых угандийцев, повышенных в чин лейтенанта британской армии. Редко какой не англичанин достигал такого уровня, что может свидетельствовать о чрезвычайной полезности Иди Амина для колониального режима.
Карьера еще сильнее пошла в гору, когда Уганда получила независмость. Тогда уже майор угандийской армии Амин сблизился с премьер-министром Милтоном Оботе, который планировал военный переворот, в рамках постколониального раздела власти.
И переворот оказался успешным, Амин стал главнокомандующим вооруженными силами страны, а Оботе — президентом. Но спустя 4 года отношения между ними накалились, и, опасаясь своего ареста со стороны Оботе, Амин совершил новый переворот. В это время Оботе был на саммите в Сингапуре и просто не смог вернуться домой.
Амин был, пожалуй, самым эксцентричным диктатором. Есть байка, что он считал кумиром Гитлера и хотел поставить его статую, но был остановлен СССР. Потом объявил войну США, чтобы через день назвать себя победителем — и это уже совсем не легенда.
Первые несколько месяцев после переворота Амин даже смотрелся в глазах жителей Уганды хорошим парнем. Он восстановил конституцию, обязался передать власть гражданским, распустил секретную полицию и выпустил политзаключенных из тюрем.
Но со своими противниками он обошелся очень жестоко. Амин сразу же после прихода к власти сформировал эскадроны смерти, которые уничтожили практически всех офицеров, поддерживавших Оботе. Их начальнику Сулейману Хусейну отрезали голову и поместили в холодильник к Амину. Говорили, что он очень любил с ней разговаривать, спрашивать советов или насмехаться.
Угандийский диктатор и не собирался останавливаться. В первые полгода убили 10 тысяч человек, но темпы террора росли так быстро, что солдаты не успевали копать могилы, — тела просто сбрасывали в реку к крокодилам. И Амин, будучи, по его мнению, прирожденным экономистом, часть тел продавал родственникам убитых, таким образом наполняя казну. Отказаться от такого «щедрого» предложения никто не мог.
Впрочем, спасти экономику от коллапса уже не могло ничего, она просто рухнула, целые индустриальные цепочки были уничтожены. Амину нужно было кого-то обвинить во всех бедах, и виновники быстро нашлись — в стране хватало азиатов. Это были мигранты, преимущественно из Индии и Пакистана, переехавшие в страну еще во время британского владычества. Практически всех их депортировали, а имущество экспроприировали.
Параллельно велась борьба с «буржуазными» элементами и интеллигенцией, которая по большей части поддерживала Оботе. Неудивительно, что Амин в этой борьбе нашел поддержку у СССР, который поставлял оружие в Уганду.
«Последний король Шотландии» — замечательный фильм об Иди Амине с Форестом Уитакером в главной роли. Название картины — отсылка к странной любви диктатора к Шотландии.
Еще врагами объявили христиан, ведь Амин принадлежал к исламскому меньшинству в стране. Церкви громили, а верующих убивали. Архиепископ Янани Лувум попытался остановить гонения, встретившись с Амином и выразив резкий протест против такой политики. Но вместо того, чтобы прислушаться к нему, Амин собственноручно убил архиепископа в отеле «Нил» — его знали как место, где диктатор «избавлялся» от своих противников.
К 1977 году страна была в руинах, на армию уходило 65% ВВП, из друзей остались только Ливия, Палестина и СССР, главный университет в стране опустел. На Амина регулярно, но безуспешно устраивали покушения, но свергать его было, по сути, некому. За время правления он уничтожил около полумиллиона человек, из которых около двух тысяч лично. Все остальные, кто мог сопротивляться, — сбежали.
Он бы так и продолжил террор, если бы не решение вторгнуться в Танзанию, куда бежала угандийская оппозиция. Увы, это были «друзья» по социалистическому блоку, а значит Амин потерял поддержку Советского Союза. У него осталась лишь довольно ограниченная помощь от арабских государств, которой оказалось недостаточно, чтобы победить в бессмысленной войне. В 1979 году из-за контрнаступления танзанийской армии при поддержке «фронта освобождения Уганды» Амину пришлось бежать — сперва в Ливию, а потом в Саудовскую Аравию.
Иди Амину повезло, он не закончил свою карьеру кровавым пятном на стене президентского дворца, а прожил еще 24 года в Джидде, скончавшись из-за отказа почек в 2003 году рядом с четвертой женой.
После его смерти Дэвид Оуен, бывший министр иностранных дел Британии рассказал, что предлагал убить Амина и абсолютно этого не стесняется, ведь это был чудовищный режим, сравнимый с террором Пола Пота в Камбодже.
Пол Пот — борец против цивилизации
Не совсем понятно, когда родился Салот Сар, которого позже стали называть Пол Потом, и из какой семьи он происходит. Камбоджийский диктатор тщательно скрывал любую информацию, которая касалась его детства. Известно лишь, что сначала он изучал основы буддизма в одном из горных монастырей, после чего поступил в католическую школу, получив классическое образование. Дальше учился в местном колледже, но вскоре получил стипендию на обучение во Франции, где выбрал специализацию в радиоэлектронике.
В начале 1950-х в Париже он познакомился с несколькими земляками, с которыми сформировал марксистский кружок по изучению левой идеологии. Вскоре вступил в Коммунистическую партию Франции, но, загоревшись идеей освобождения родины, бросил обучение и вернулся в Камбоджу. Уже дома вступил в Народно-революционную партию, работал в отделе массовой пропаганды.
Начальство называло его человеком средних способностей, но с потрясающей жаждой власти.
Спустя десять лет он стал генеральным секретарем партии, устранив предыдущего лидера. В это же время Пол Пот начал придерживаться курса на идеи маоизма и формировал крепкие связи с Китаем, что дало богатый опыт «культурной политики» уничтожения неугодных. Вместе с верной шестеркой «братьев» он встал во главе партии, стремительно набиравшей популярность среди камбоджийских низов.
Все это рано или поздно должно было привести к идее захвата страны и свержения старого режима. И Пол Пот сделал это, буквально набрав армию из крестьянских детей, которых предыдущий режим не мог прокормить. Столицу в то время контролировал генерал Лон Нол, который тоже недавно свергнул монархию в стране — его силы были довольно ограничены, поэтому взять Пномпень у Пол Пота получилось без серьезного сопротивления.
Как бы там ни было, камбоджийцы, выходившие встречать «армию освободителей», сделали это зря. Красные кхмеры — коммунисты Пола Пота — первым же приказом начали выселять всех из столицы. Решение было продиктовано доктриной борьбы с городским укладом: по практически единогласному мнению коммунистов, единственным способом победить классовое разделение считалось уничтожение города и переселение всех в сельскую местность.
Бюст Пол Пота в музее геноцида «Туольсленг»
Было жестоко: за 72 часа все 2,5 миллиона жителей Пномпеня должны были уйти из города, в самый жаркий и опасный период года, без еды и воды. Исследования подтвердили, что в группе из ста человек до места назначения доходило в лучшем случае 40%. Часть убивали по дороге, часть умирала от жары и голода. Но и в деревнях часто не было спасения, поскольку начался продовольственный кризис. Кроме того, в стране орудовали банды — они пользовались хаосом, что нисколько не добавляло шансов на выживание.
Среди депортированных из Пномпеня жителей были и члены семьи Пола Пота, которые ничего не слышали о нем несколько лет. В пути умер его старший брат Салот Чхай, сын другого брата погиб от голода, уже добравшись до одной из деревень.
Но на этом борьба с «мелкобуржуазными элементами» не закончилась. Пол Пот, как и Иди Амин, яростно ненавидел интеллигенцию, поэтому практически всех университетских преподавателей и школьных учителей расстреляли. Убивали даже тех, кто носил очки, считая это признаком «умников». Под коммунистическими лозунгами пришел настоящий ад крестьянского восстания.
Затем наступил черед этнических меньшинств. Убивали тайцев и въетнамцев, лао и джарайцев, всех, кто не был похож на кхмеров. Удивительно, как камбоджийские коммунисты проповедовали политику крайнего национализма и этнической нетерпимости. При этом, конечно, у самого Пола Пота практически все телохранители были из этнических меньшинств, и когда те говорили на кхмерском — он их просто не понимал. Да и среди коммунистической верхушки тоже было довольно много не кхмеров, но «своих» — их это не касалось.
После этнических чисток начались религиозные. Гонения на христиан и мусульман. С аргументом, что «Будда же не родился в Камбодже, тогда зачем нам нужна религия, пришедшая из Индии» в стране начали убивать и буддистов. За первый год уничтожили все 114 мечетей, в религиозных зданиях устроили свинарники. Численность католиков в стране сократилась в половину, остальные вынуждены были скрываться.
В порядке борьбы с социальным расслоением на улицах разбивали автомобили, ломали электронику. Страну быстро освободили от денег, взорвав здание Национального банка, а в его хранилищах устроили склад удобрений. По приказу Пота в Камбодже сожгли все книги, кроме трудов Маркса. Экономика была реорганизована в коммуны по 10 тысяч человек, которые трудились, получая за это небольшой паек.
Пол Пот и президент Румынии в 1978 году
Сразу же после начала правления Пола Пота в стране начались восстания, но их жестоко подавляли. Жителям одной из деревень просто разбивали головы мотыгами, чтобы экономить патроны. Мятеж 650 солдат из дивизии обороны Пномпеня закончился казнями, их командира сожгли заживо на стадионе.
Часть мятежников бежала в соседний Вьетнам, с которым у Камбоджи были натянутые отношения, а после начала этнических чисток страны и вовсе были на грани войны. И она вскоре вспыхнула. К тому же в контексте советско-китайского раскола у всех были развязаны руки, а у кхмеров было еще и желание отхватить кусок соседа, так что начало военных действий было лишь вопросом времени.
Не вдаваясь в подробности, скажу, что вьетнамцы победили, а Пол Пот бежал в Таиланд, где сидел под замком до 1998 года, когда умер при неизвестных обстоятельствах. По одной из версий, это была сердечная недостаточность, хотя медэкспертиза показала, что он был отравлен. Тело для официального обследования не предоставили, так что доказать, не было ли это инсценировкой, невозможно.
Всего за несколько лет своего правления Пол Пот уничтожил около трех с половиной миллионов человек, вогнал страну в каменный век, но так и не расплатился за свои преступления. В 2006 году в Камбодже начали трибунал над его ближайшими соратниками, часть из которых все еще жива.
Свежие комментарии