Пожалуй, трудно будет отыскать геймера, хоть раз не наблюдавшего, как его герой умирает в какой-нибудь яме с шипами, которыми разработчики щедро усыпали путь к хэппи-энду. Платформеры — жанр почти такой же специфический, как «соулсы», а особо забористые его представители требует не менее крепких нервов и недюжинного терпения.
Впрочем, от прыжков и борьбы с препятствиями можно получить не только заряд веселья и удовлетворение от покорившихся вершин, но порой и эстетическое удовольствие. В этой номинации мы собрали те платформеры уходящего десятилетия, что запомнились нам больше других: порой невыносимой сложностью, порой оригинальным визуальным решением, а порой — редкой приятной возможностью расслабиться и не материться, в десятый раз умирая на особо проблемном месте.
Десятое место — LittleBigPlanet 2 (2011)
Своё место в этом топе LittleBigPlanet 2 завоевала не совсем честно. По-хорошему, на её месте должна была оказаться первая часть, посвящённая исключительно платформерам. Однако она не вписывалась во временные рамки «итогов десятилетия», так что её место заняло продолжение, не столь приверженное чистоте жанра.
По сути LittleBigPlanet 2 — даже не игра, а редактор-песочница, где можно соорудить сколь угодно сложные аркады с массой возможностей, испытаний и головоломок. Но этим она не ограничивается. В числе пользовательских уровней найдутся гонки, тиры, ролевые игры и настоящие приключения (например, местная версия The Legend of Zelda)… и, конечно же, платформеры, где нужно перемахивать через пропасти и сражаться с огромными боссами.
По сравнению с миллионами уровней песочницы одиночная кампания LittleBigPlanet 2 выглядит короткой демоверсией редактора, но каким же зрелищным безумием наполнен каждый шаг по сюжету! LittleBigPlanet 2 демонстрирует, на что способны талантливые люди, если дать им приличные инструменты и не сдерживать никакими рамками. Чего стоит одно оружие Творитель, с помощью которого можно построить мост из липких пудингов!
Девятое место — Celeste (2018)
Истории девушки Мэдлин, которая сражается одновременно с собственными демонами и сложным восхождением на гору Селеста, едва исполнился год, и все похвалы в её адрес ещё не забылись. В 2018 году мы назвали Celeste лучшим платформером; проект всерьёз претендовал на звание игры года, и лишь незначительное отставание от лидеров голосования не позволило ему войти в тройку призёров.
Celeste одновременно проста и сложна — это описание идеально подходит ко всем её аспектам. Довольно примитивная аллегория восхождения честно отыгрывает свою роль в сюжете. Незатейливые механики развиваются и углубляются с каждым новым этапом, вовремя подкидывая неожиданности и свежие находки. Плавно растущая сложность уровней не отпугивает неопытных пользователей, но при этом игра может задать жару прожжённым хардкорщикам. Celeste часто рекомендуют тем, кто совершенно не сведущ в платформерах и хочет узнать, что же это такое, — и мы искренне присоединяемся к этим рекомендациям.
Восьмое место — Guacamelee! (2013)
Мы говорим Guacamelee!, а подразумеваем ещё и Guacamelee! 2 — ведь безумные идеи, обеспечившие популярность первой части, в сиквеле достигли совершенства.
Что надо знать о Guacamelee? Что это невероятно забавная, яркая, стильная и сумасшедшая игра. Что здесь отлично обыгрывают незаезженный мексиканский фольклор. Что герой — скромный фермер, который в самом начале умирает и превращается в могучего рестлера-лучадора. Что в платформинг здесь идеально вплетены боевые умения героя. Что сценаристы не стесняются самых невероятных сюжетных поворотов, прописывая приключения героев в царстве мёртвых. Что местный кооператив заслуживает того, чтобы ознакомиться с ним любой ценой: настоящее веселье начинается, если подключить к игре друга. И что курица — это сила!
Седьмое место — Rayman Legends (2013)
Вы думали, что маскот Ubisoft — безумные кролики? Нет, роль неофициального талисмана компании долгие годы играет Рэймен — странное существо, у которого все части тела живут независимо друг от друга и за который геймдизайнеру Мишелю Анселю вручили французский Орден искусств и литературы.
Впрочем, даже самый легендарный и обаятельный герой не вытянет игру в одиночку. В Rayman Legends, самой свежей части основной серии, мы полюбили огромный, яркий и разнообразный мир, простое управление, позитивный настрой и сказочный сюжет. Удовольствие от приключений Рэймена в равной мере могут получить как любители расслабляющего геймплея, так и поклонники сложнейших испытаний, а это не самое обычное достижение для представителей жанра.
Шестое место — Dead Cells (2018)
Умирать и учиться на смертях — для платформеров обычное дело. Но Dead Cells берёт идею о забрасывании амбразуры собственными трупами и доводит её до абсолюта: порой здесь можно продвинуться дальше, лишь погибнув. Протагонист — паразит, который вселяется в мертвецов, так что главное — не просто умереть, а вовремя умереть, чтобы в новой жизни использовать новые возможности.
Хотя Dead Cells — rogue-like, скроенный по всем законам процедурной генерации, уровни слеплены из больших узнаваемых кусков, так что кардинально другого опыта от каждого прохождения ожидать не стоит. Впрочем, игра не успевает отпугнуть однообразием, к тому же в новом году Dead Cells ждёт первое платное обновление. Разработчики обещают добавить три новых биома, но не собираются слишком уж расширять и продлевать короткое приключение; возможно, вместо этого они уже обдумывают Dead Cells 2.
Пятое место — Ori and the Blind Forest (2015)
Создатели платформеров зачастую отсекают от своих творений всё лишнее, включая сюжет, оставляя голую механику преодоления препятствий. Авторы истории Ори пошли совершенно иным путём. Здесь всего в избытке, и порой даже кажется, что этого всего слишком много: роскошные фоны, отрисованные вручную, множество судеб, обилие вариантов и возможностей…
Впрочем, обвинять студию Moon в излишнем украшательстве язык не повернётся. Насколько бы фантастическими ни выглядели задники, в них нет красоты ради красоты. Вон до того дерева мы сумеем добраться, вон ту гору увидим вблизи, а вот сюда ещё обязательно вернёмся. А самое главное, что каждый сияющий цветок, каждая умирающая зверушка и каждый коварный шип исполняют собственные партии, которые в конце концов сливаются в единый мощный хор; и тогда красивая сказка поднимается до высот философской притчи, чтобы взять за душу почище слезливых мелодрам.
Четвёртое место — Shovel Knight (2014)
Если ничего не знать о Shovel Knight, её скриншоты легко отнести к тем годам, когда игровую моду задавали простенькие коробки Nintendo Entertainment System. Создатели намеренно отказались от всего, что принёс миру графический прогресс, и соорудили игру из кислотно-наглых тонов, двухмерных условностей и отказа от деталей.
Впрочем, приключения лопатного рыцаря лишь выглядят устаревшими. В первый же час становится ясно, что по части механик Shovel Knight даст фору многим проектам последних лет. Вдобавок игра исключительно дружелюбна и гостеприимна: она не отпугивает сверхсложными битвами и испытаниями, всегда даст подготовиться к важной битве, а за промашку практически не карает. Наоборот, всячески подталкивает — иди, иди дальше, посмотри, сколько у меня хорошего припасено… эй, только не так быстро, а то кучу интересного пропустишь!
Третье место — Super Mario Odyssey (2017)
В общем-то, про этот пункт можно ничего не объяснять: названия достаточно. Любая игра, имеющая отношение к Марио или Зельде, автоматически становится событием, явлением, легендой, покорителем чартов и кассовым бестселлером. Вот и Super Mario Odyssey моментально полюбилась критикам и простым пользователям, покорив сердца своей изобретательностью и оригинальностью.
Однако нельзя не напомнить, что культовый статус у усатого водопроводчика, а также его соратников и противников появился не на ровном месте. Super Mario Odyssey, как и все прочие Super Mario, отличает сплав взрослого профессионализма и неуёмной детской тяги ко всему яркому, необычному и волшебному. Легко представить, как умудрённые седые геймдизайнеры подпрыгивают в своих офисных креслах и хлопают в ладоши, услышав отличную идею: «А давайте дадим Марио шляпу, которая превратит его во что угодно — например, шарик электричества или тирекса!»… а потом снимают праздничные колпачки, откладывают дудочки и начинают скрупулёзно просчитывать, как воплотить эти потрясающие способности в адекватном геймплее. Что, надо сказать, им с блеском удалось.
Второе место — Cuphead (2017)
Ретро-игра Cuphead создавалась долго и сложно. Над ней работала крошечная команда: братья Чад и Джаред Молденхауэр да аниматор Джейк Кларк. Создатели перебрали полторы сотни вариантов внешности главного героя, придумывали механики и отказывались от них, назначали даты выхода, чтобы после их перенести, закладывали собственные дома и привлекали аутсорсеров…
Как оказалось, всё было не зря. Релиз вышел поистине триумфальным: Cuphead осыпали похвалами и наградами, а за два года игроки раскупили более пяти миллионов копий.
Формула успеха «Чашкоголового» непроста: это ограниченное число механик, каждую из которых используют на все сто во всевозможных ситуациях. Это упор не столько на реакцию, сколько на вычисление паттернов поведения врагов. Это парирование, которое в беспросветной сложности игры становится спасительной соломинкой. И, наконец, абсолютный дух эпохи джаза и того, старого, настоящего «Диснея», ещё не ставшего «корпорацией зла»: трудно не купиться на ручную анимацию в стиле мультфильмов 1930-х годов, когда Микки Маус только начинал свой победоносный путь к званию легенды.
Первое место — Super Meat Boy (2010)
Немногие геймдизайнеры вошли в историю видеоигр с двумя революционными проектами подряд, но Эдмунду Макмиллену это удалось. В 2011-м на весь мир прогремела дерзкая The Binding of Isaac, а всего годом ранее сотни тысяч пользователей ломали пальцы, пытаясь добраться до финала другого его проекта, — и именно он в голосовании нашей редакции удостоился звания лучшего платформера десятилетия.
Если хотите узнать, что такое действительно сложная игра, не обязательно устанавливать Dark Souls: достаточно пробежать уровень-другой Super Meat Boy. Её коридоры, башни, переходы и строительные леса целенаправленно создали так, что единственное неточное движение будет стоить жизни парню без кожи, который всеми силами стремится добраться до спасительного пластыря. Super Meat Boy с удовольствием и радостью карает игрока за малейшую промашку, — и с таким же удовольствием вознаграждает тех, кто сумел наконец «раскусить» небольшой уровень и пролететь его чуть ли не одним ловким прыжком. Ведь после того, как непокорный левел покорится, игроков ждёт короткая и ёмкая ретроспектива, которая отобразит все неудачные попытки. А вкус победы во сто крат ценнее, когда ты видишь, сколько раз терпел поражения, но не опустил руки и всё-таки смог!
Свежие комментарии