Деньги, как искусство – почему Activision Blizzard является одним из лидеров индустрии

«У кого нет миллиарда, могут идти в *опу!», - Сергей Полонский.

Если вы хотите увидеть идеальное воплощение крупного бизнеса в игровой индустрии, то посмотрите на компанию Activision Blizzard во главе с её бессменным генеральным директором Бобби Котиком. Здесь во главу угла ставятся сверхприбыли, а игры становятся придатком к цифрам в финансовом отчёте. С одной стороны Activision Blizzard является «Империей Зла», но с точки зрения бизнеса это один из флагманов индустрии.

304

Казнить, нельзя помиловать

Одной из главных составляющих политики Activision на протяжении десятилетий была и остаётся готовность отказываться от выдохшихся сериалов и от недостаточно прибыльных направлений.

В эпоху PlayStation 2 и во времена расцвета Xbox 360 и PS3 рынок разрывали музыкальные ритм-игры во главе с Guitar Hero. Благодаря знаковым и не очень песням Activision уже к лету 2010 года заработала два миллиарда долларов, но к 2015 году франшиза исчерпала себя, как и её аналоги, после чего отправилась на покой. На свалке также оказалась и серия Skylanders с концепцией «оживших игрушек». Она просуществовала с 2011 по 2016 годы и по состоянию на февраль 2015 принесла издательству около 3 миллиардов долларов дохода. Причём для Skylanders отдельно продавались многочисленные игрушки, поскольку эти игры предназначались для детей. Да, раньше компания позволяла покупать конкретный осязаемый объект без нужды ковыряться в лутбоксах.

В 2010 году Activision посчитала, что одиночный боевик Singularity стал недостаточно успешным. С тех пор Raven Software, делавшая самобытные проекты, занимается исключительно Call of Duty, будь то помощь в создании новых частей, обновление старых или освоение китайского рынка с Call of Duty Online.

Студия Bizarre Creations, ответственная за Project Gotham Racing и Blur, не пережила неудовлетворительные доходы от своих гоночных игр и навсегда закрыла двери. После отвратительной Tony Hawk's Pro Skater 5 в чулан к забытым игрушкам отправилась и серия про скейтбордистов.

Activision отказалась и от всех игр по лицензиям, хотя раньше не стеснялась выпускать как неплохие проекты вроде X-Men Origins: Wolverine от той же Raven или Transformers: Devastation от Platinum Games, так и беспросветный ужас по типу Fast & Furious: Showdown. Более того, игры по лицензии от Activision сняты с продажи, поскольку издатель отказался продлевать лицензии. В цифровых сервисах не найти ни первые две части Marvel Ultimate Alliance, ни Deadpool, ни The Walking Dead: Survival Instinct, ни Family Guy: Back to the Multiverse.

Activision сегодня не просто является типичным ААА-издателем, который избавляется от сомнительных проектов. Эта компания без тени сожаления отсекает все лишнее и предпочитает иметь полный контроль над сериями. Сложно представить, что нынешняя BioWare после череды конфузов продолжила бы своё существование, если бы судьбу студии вершил Бобби Котик.

Activision «развелась» с Bungie после серии не самых удачных попыток превратить Destiny 2 в ещё один источник огромных доходов. Более того, у Activision, в отличие от, например, Electronic Arts или Take-Two нет программы помощи талантливым небольшим студиям. Да, Activision издавала и рекламировала Sekiro: Shadows Die Twice на Западе. Однако речь идёт о новой работе создателей Souls – беспроигрышный вариант. Это не то же самое, что давать деньги эксцентричному Джозефу Фаресу на A Way Out.

Монетизируй ностальгию

Из списка свежих релизов от Activision выбиваются ремейки знаменитых в прошлом игр. Впрочем, тут чувствуется рука Sony. Именно Sony использовала образ Крэша Бандикута в рекламе PS4. Именно бывший генеральный директор Sony в 2014 году говорил о желании возродить приключения знаменитого в эпоху первой PlayStation бандикута. Именно представители Sony намекали на возвращение героя, а в Uncharted 4 появился уровень из оригинальной Crash Bandicoot. В конце-концов, именно на пресс-конференции Sony на Е3 2016 анонсировали сборник ремейков трёх классических частей Crash Bandicoot, который стал временным эксклюзивом PS4.

Уверенности в том, что Activision исключительно своими силами пришла к осознанию ценности ремейка Crash Bandicoot, нет. Компания завела серию в тупик ещё в 2008 году. Потом разжаловала Крэша до приглашённой звезды в Sklylanders, а потом отправила на кладбище к остальным отработанным брендам.

А вот сборник Crash Bandicoot N.Sane Trilogy отлично продался (более 10 миллионов копий, по последним данным) с учётом того, что механика осталась неизменной и главным отличием была переработанная графика. Это не могло не отразиться на затратах на разработку. Не зря три обновлённые игры в одной коробке продавали по бюджетной стоимости.

Activision после этого приступила к обновлению других знаковых серий, так ещё и вывела переосмысление классики времён PS One на новый уровень. Вслед за высоко оценённым Crash Bandicoot N. Sane Trilogy вышел замечательный сборник Spyro Reignited Trilogy, а в 2019 году состоялся релиз игры Crash Team Racing Nitro-Fueled. Последняя тоже представляет собой ремейк проекта 90-х годов, но, будучи гоночной игрой, рассчитана также на сетевые заезды. В Nitro-Fueled появилась косметика и магазин с обновляемым раз в день ассортиментом виртуальных товаров. Поскольку Activision уже отлично зарекомендовала себя в реставрации классики, проект тепло приняли критики и публика. Прекрасная картина и прекрасная почва для аккуратного введения монетизации.

Через пару месяцев после релиза в Nitro-Fueled появилась возможность покупать внутриигровую валюту за реальные деньги. Activision уже проворачивала такой фокус, когда в сетевые сражения Call of Duty: Modern Warfare Remastered (ремейк игры 2007 года) добавили микротранзакции. И это великолепные с точки зрения бизнеса решения.

Введение микротранзакций, как искусство

Что касается агрессивных методов монетизации в ААА-проектах, то Activision является тут лидером. При этом она мастерски уклоняется от гнева толпы. Компания избегает разговоров о микротранзакциях до релиза игр и не спешит запускать их после.

В период мощной рекламной кампании Call of Duty или Crash Team Racing Nitro-Fueled у людей попросту нет предметного повода укорять Activision в том, что она уродует игры. Выходит игра, собирает высокие оценки, пользователи покупают продукт, вкладывают в него время и силы, а потом появляется предложение купить прицел за два доллара в Black Ops 4 или ускорить процесс получения красивой раскраски для героя в детской игре.

К моменту запуска магазина с продажей виртуальных вещей за реальные деньги многие журналисты и блогеры уже переключаются на новые темы, а толпа ищёт более актуальные поводы для скандалов. Недовольство если и возникает, то остаётся на локальном уровне без должной массовости.

В итоге старые методы монетизации сохраняются, к ним добавляются новые и новые, и новые. План насколько прозрачен, насколько же и эффективен, и действенных способов противостоять ему ещё не придумали. Тема с платной валютой в Nitro-Fueled не поднаняла заметного шума. Гениально. Мерзко, но гениально.

Послушная метелица

Blizzard Entertainment, слившаяся воедино с Activision в 2008 году, стояла особняком, но с недавних пор влияние идей и политики Бобби Котика проникло в самое сердце «Метелицы».

Именно Blizzard популяризировала в современных играх за полную стоимость лутбоксы со случайными наградами, благодаря контейнерам с косметическими вещами в Overwatch. Ох, не соверши Electronic Arts все возможные ошибки при добавлении лутбоксов в Star Wars: Battlefront 2, мы бы сегодня наблюдали совсем другую ААА-индустрию с куда более явным привкусом онлайн-казино.

Помимо этого, Blizzard начала крестовый поход против недостаточно успешных проектов. В конце прошлого года внезапно урезали поддержку Heroes of the Storm и отменили ряд соревнований, что стало неприятной неожиданностью для киберспортсменов. По слухам, прекращена разработка боевика во вселенной StarCraft, а в последнем отчёте перед инвесторами эта серия не упоминается. Грустно, но в реалиях современной Activision Blizzard – закономерно.

Можно ли сейчас сделать новую часть StarCraft или WarCraft в формате качественной стратегии? Вполне. Не факт, что получится повторить фурор великих предков, но задача не выглядит фантастической. Вот только возникает вопрос о сверхприбылях и способах для долгосрочного заработка при незначительных вложениях. Жанр стратегий непопулярен. Для StarCraft 2 пытались продавать героев, но не сработало. А если нет прибылей, то нет и вложений.

Современная Blizzard, по сути, превратилась в аналог современной же Activision, включая монетизацию ностальгии. Смешно, но за пределами мобильной китайской гриндилки Diablo Immortal у Blizzard ровно два анонсированных проекта: World of Warcraft Classic и Warcraft 3: Reforged. Слухи о Diablo 4 неразрывно связаны с информацией о том, что создатели сталкиваются с трудностями в реализации монетизации и страдают от воспоминаний о провальном аукционе в Diablo 3.

Тем временем глава Blizzard говорит о наращивании темпов производства нового контента. Оговорки о важности качества продуктов прилагаются, но в них верить не получается. Времена, когда Blizzard могла позволить себе дорогостоящие эксперименты, отмену почти готовых игр и поиск совершенства с целью встряхнуть индустрию закончились. Сегодня это заложник финансового отчёта, где должны быть приятные для инвесторов цифры.

Analysis

Если выбирать в ААА-сегменте игровой индустрии совершенную акулу капитализма, то более подходящего кандидата, чем Activision Blizzard, не найти. Компания всегда готова свернуть невыгодную серию, всегда и зачастую с успехом ищет новые способы для заработка денег, заставляет меняться в угоду интересам бизнеса непривыкшие к подобному подразделения вроде Blizzard и даже увольняет около 8% всех сотрудников, несмотря на рекордные доходы за финансовый год. Сокращения необходимы для реструктуризации и повышения эффективности работы компании. Погоня за всеми деньгами мира должна продолжаться.

Тем не менее, в политике Activision Blizzard всё же есть изъян. Жажда наживы вынуждает полагаться на гарантированно успешные бренды. Например, Call of Duty опять вернулся к Modern Warfare, а в следующем году, согласно активным слухам, появится очередная Black Ops, спустя всего два года после выхода Black Ops 4. Ностальгия и классика, сколько не обмазывай их монетизацией, не вечны, хотя Activision собирается продолжить реставрировать прошлое.

В таких условиях непросто появиться на свет необычной идее. Сложно представить, что Activision Blizzard провернёт эксперимент, связанный с неординарными решениями на уровне жанров или механики. Разве что эксперимент в реализации микротранзакций и схем по уходу от налогов. На первом месте стоят большие деньги, игры для руководителей такой компании – не более чем инструмент.

Для тех, кому интересны игры от Activision Blizzard, хорошей новостью остаётся то, что компания ещё понимает важность наличия качественного инструмента. ААА-сегмент на РС и консолях пока не превратился в филиал мобильного рынка, продавать ходы и кристаллы для проектов формата «три-в-ряд» не получается. Ещё приходится делать неплохие и высоко оценённые игры. Правда, гарантий того, что ситуация не изменится в худшую, сторону нет. Несложно заметить, что конвейер набирает обороты, а в таких условиях вероятность брака увеличивается.

Источник

Коронавирус увеличил доходы игровой индустрии на миллиарды долларов

Мировая игровая индустрия, а также рынок онлайн-приложений выросли на 150 миллиардов долларов за счет рекордного количества скачиваний китайскими пользователями.

Об этом, как сообщает ЕП, пишет The Finаncial Times со ссылкой на аналитическую компанию AppAnnie.

Только через китайский интернет-магазин Apple за неделю, начавшуюся 2 февраля 2020 года, было сделано  более 222 млн загрузок. Средняя недельная загрузка приложений в течение первых двух недель февраля подскочила на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

«Миллионы работников и студентов использовали мобильные приложения для поиска альтернативных способов возобновления повседневной деятельности». AppAnnie 

Издание сообщает, что акции Tencent, крупнейшего поставщика мобильных игр в Китае, находятся сейчас на 20-месячном максимуме, а рыночная капитализация компании превышает 500 млрд долларов.

Однако некоторые компании игровой индустрии пострадали из-за коронавируса. Например, Sony и Nintendo, поставки оборудования которых зависят от Китая.

Если перебои в консольном производстве там продолжатся, то Sony может ограничить выпуск своей консоли PlayStation 5, намеченный на ноябрь, отмечает FT.

Источник

Популярное в

))}
Loading...
наверх