На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 989 подписчиков

Свежие комментарии

Обзор XCOM 2: War of the Chosen. Новая игра, а не DLC

Обзор XCOM 2: War of the Chosen. Новая игра, а не DLC
Близкие по духу
XCOM 2
XCOM: Enemy Within
Shadow Tactics: Blades of the Shogun
Проведя за XCOM 2: War of the Chosen с пяток бессонных ночей, мы раскрыли самый зловещий заговор последних лет. Эта информация может вас шокировать.
В Firaxis работают инопланетяне. Джейк Соломон, главный геймдизайнер современной серии XCOM, и его команда — пришельцы с планеты умопомрачительно мозговитых творцов. У нас нет совершенно никаких доказательств, но так оно и есть. Очевидно, что Соломон и присные обладают поистине нечеловеческим умением делать и без того отличные игры куда лучше. Подозрительно лучше по земным меркам.

Записки партизана

В отличие от трёх предыдущих (крохотных) DLC, одно из которых было исключительно косметическим, War of the Chosen — это масштабный аддон со множеством переработанных и новых фишек. Как и в случае с Enemy Within, DLC к оригинальной XCOM, War of the Chosen ощутимо меняет геймплей во всех возможных смыслах: от стратегической мета-игры до менеджмента базы и юнитов.
При этом новинка не совершает никаких революций и почти дословно цитирует Enemy Within. Разница только в том, что XCOM 2 гораздо интереснее своей предшественницы. Она выжала максимум из партизанской темы: скрытные операции, постоянное действие, гонка со временем и кардинальная смена динамики сил в борьбе с инопланетной угрозой. War of the Chosen делает главную ставку на уникальность ситуаций, в которые члены движения сопротивления попадают в своей неравной схватке с АДВЕНТ, и выдвигает личные истории игроков на первый план. Множество маленьких, но важных деталей настолько органично вписываются в игру, что запускать «ванильную» XCOM 2 теперь совсем не хочется.
Мир все ещё охвачен пламенем, но теперь мы хотя бы знаем, кого в этом винить.

План-перехват

Главное новшество — те самые избранные, бессмертные слуги старейшин. Правители новой Земли очень недовольны побегом командира из заточения, и троица избранных — их крайняя мера противодействия наглым партизанам. В награду за «голову» XCOM даётся вся планета, и только один избранный может её получить, так что все трое будут из кожи вон лезть, чтобы найти и захватить лично вас.
И называть их просто «боссами» язык не поворачивается. Каждый избранный — это амбициозный и грозный противник с понятной мотивацией. Разработчики дали безликому АДВЕНТу ярких антагонистов, которые не только не лезут за словом в карман, но и не стесняются переходить от угроз к делу.
Нет, Охотник не будет с вами так же нежен, как со своей винтовкой. А говорит обаятельный гад голосом Нолана Норта.
Избранные ведут свою деятельность и на стратегическом, и на тактическом слое игры. Инопланетное трио поделило планету на зоны влияния: каждый действует в своих владениях, не вмешиваясь в дела коллег. К непрерывному поиску комплексов «Аватар», событиям и налётам на убежища добавились личные операции избранных. Те будут нарушать поставки финансов, запугивать связных, тормозить проекты и исследования. Каждая операция даёт им все больше сведений об XCOM, а когда информации накопится достаточно, они собьют «Мститель» и попытаются взять командира в плен.
Хороших новостей от глобальной карты лучше не ждать. Никогда.
На деле избранные не так уж значимо вредят игроку на стратегическом уровне, но вся прелесть кроется в самом ощущении присутствия. На глобальной карте теперь постоянно что-то происходит. Слуги старейшин регулярно выходят на связь и напоминают о себе: психологически давят, издеваются, иронизируют над положением повстанцев и строят планы на то, что сделают с Землёй, когда получат её в полное распоряжение. Мы воюем не с абстрактными оккупантами, а с ними. Именно они отдают приказы об убийстве невинных, сопровождают конвои и портят людям кровь. Они следят за успехом проекта «Аватар». Теперь противник — не скрытый генератор случайных чисел, а вполне видимые неприятные личности.

Давид и Голиаф

При выполнении любых заданий на тактической карте всегда есть шанс встретиться с одним из них лично. Узнать о приходе избранного заранее никак нельзя, хотя некоторые модификаторы увеличивают или уменьшают вероятность стычки. Подготовиться к крутому повороту событий загодя не получится. Остаётся только, как гласит девиз XCOM, всегда быть начеку.
Сами разработчики, как и многие представители зарубежной прессы, заранее окрестили встречи с избранными «регулярными босс-битвами». Это так, но на деле задумка получилась чуть интереснее. В действительности избранные — это оперативники XCOM в версии АДВЕНТа, юниты со своими способностями, перками и уязвимостями, и они генерируются случайным образом. Они не ломают устоявшиеся правила игры, в отличие от бесконечно раздражающих «правителей» из Alien Overlords DLC. Убийца ведет себя как рейнджер, Охотник — как снайпер, а Чародей — как псионик.
Убийца, конечно, скалит зубы, но её прорубающий броню меч все равно страшнее.
Благодаря этому слуги старейшин ощущаются как равные соперники, с которыми приходится считаться, но не как сверхсложные боссы. Они эмоциональны, они допускают ошибки и развиваются вместе с XCOM, постепенно обучаясь новым трюкам.
Тот факт, что избранный может появиться где угодно и когда угодно, вкупе с тем, что каждый из троицы имеет уникальный набор фишек, очень приятно влияет на сами бои. Факторы и условия наслаиваются друг на друга, раз за разом непредсказуемо меняя картину боя. Перестрелки становятся более вдумчивыми, разнообразными и запоминающимися. Например, у нас один рутинный налёт на конвой АДВЕНТа обернулся настоящей катастрофой благодаря Убийце. Расслабившись и рассредоточив солдат по полю боя, мы дали ей в руки все козыри: каждый ход она стабильно оглушала одного человека, а пехота инопланетян в два счёта окружила и добила раненых.
War of the Chosen, к слову, вбирает в себя все предыдущие DLC. Любители плазменных топоров могут спать спокойно.
Дополнение хочет, чтобы игрок мыслил более гибко и адаптивно. Избранные не дают сражениям развиваться по отработанной схеме и жестоко наказывают излишне расслабленных командиров. XCOM 2 и до этого была не самой простой стратегией, а теперь добавила к уравнению боёв ещё одну сложную переменную. И вышло это так здорово, что сражения не стали чрезмерно сложными, но теперь бросают куда более изощрённый вызов игроку.
Мы не будем рассказывать, что конкретно умеет каждый из бичей сопротивления, потому что такие сюрпризы лучше испытать на собственной шкуре. Пожаловаться можно только на то, что ИИ избранных не использует все свои возможности по полной программе. Возможно, это мера баланса. Или, напротив, просчёт в алгоритмах. Однако за всё прохождение Убийца, вооружённая катаной и дробовиком, буквально ни разу не пальнула из огнестрела, хоть у неё и была уйма возможностей. Вдобавок после того, как вы окончательно одолеете всех избранных, игра заметно опустеет. Не будет ни кульминации, ни даже CGI-ролика. Обидно.
Если не привести товарища в чувство, избранный утащит его в свою крепость. Орда странников, прущих на остаток отряда, в кадр не влезла.

Vigilo confido, братья!

Как будто всех этих проблем мало, есть ещё одна: избранных нельзя убить. Победи одного в бою — и он просто испарится, а вскоре вернётся в строй и продолжит строить козни. Оказывается, у каждого из них есть крепость — убежище, в котором они оперативно зализывают раны. Только там можно раз и навсегда покончить с мерзким пришельцем, но местоположение крепости, разумеется, сокрыто от любопытных глаз повстанцев.
Носиться по всему земному шару в попытках найти крысиную нору? На это нет ни времени, ни ресурсов. Но раз в мир пришла новая угроза, у нас появились новые меры противодействия: три дружественные фракции сопротивления, всегда готовые протянуть руку помощи. К делу борьбы за свободную Землю присоединились жнецы, заступники и храмовники, а уж у них хватает причин ненавидеть АДВЕНТ. Каждую из фракций терроризирует один из избранных, поэтому именно братья по оружию занимаются поиском их крепостей. Чтобы помочь и себе, и XCOM.
Все приказы союзникам хороши, но из них всегда придется выбирать самые нужные.
Фракции отлично отвечают атмосфере и эстетике игры, а благодаря личностям их лидеров, постоянной болтовне по радиоканалам и работе с сюжетом союзники колоссально влияют на геймплей. Взяв несколько готовых наработок из Enemy Within, разработчики ощутимо увеличили возможности игрока на стратегической карте. В начале нового игрового месяца всем фракциям можно отдать определённое число приказов — это даст те или иные пассивные бонусы. Некоторые из них малозаметны, другие вполне можно назвать «имбой»: например, один из приказов заступников на треть (!) усиливает модификации оружия.
Прямиком из Enemy Within же снова пришла система секретных заданий. Только теперь они куда более разносторонние: отправлять своих солдат можно не только на поиски крепости избранного, но и на множество других миссий. Получение ресурсов, апгрейдов, информации о комплексах «Аватар», саботаж «Аватара», дополнительная тренировка — вариантов просто уйма. Одна маленькая (и совсем не новая) фишка приносит столько пользы, что страшно становится. И солдаты получают опыт вприкуску с приятными бонусами, и стратегических опций на порядок больше — больше не придётся полагаться исключительно на слухи сопротивления. Наконец-то появилась некоторая свобода действий.
Лидер заступников, Бетос, мягко говоря, не красавица. Бывшим хозяевам она мстит за вивисекцию бесконечной верностью сопротивлению.
С новыми товарищами по революции XCOM 2 оживает как никогда прежде: создаётся чувство продолжающейся борьбы, не угасающей ни на секунду. А функционал фракций преображает буквально все аспекты игры, побуждая иначе смотреть на глобальную картину мира. Именно к стратегическому геймплею XCOM 2 было больше всего претензий, и War of the Chosen если не исправляет недочёты оригинала, то уж точно умело их маскирует.

Цельнометаллический взвод

Вслед за сменой военного режима Firaxis основательно перелопатили кастомизацию и прокачку бойцов. Причём таким образом, что остается только спрашивать: «А как мы раньше-то без этого обходились?».
Прежде всего, союзники сопротивления охотно отдают под ваше командование собственных рекрутов, и все они получились бесконечно занятными. Жнецы, любители СВД и противогазов, имеют собственную стелс-механику, носят с собой клейморы (их позже можно взорвать выстрелом), умеют дистанционно подрывать машины и огнеопасные контейнеры и не дают противникам выскользнуть из поля зрения.
Заступники, бывшие солдаты АДВЕНТа, способны подстроиться под любую ситуацию: в их распоряжении и крюки-кошки, и возможность стрелять дважды за ход (по умолчанию), и гарпун а-ля «Скорпион». А храмовники и вовсе нацепили энергетические клинки из Halo и накапливают силу с каждым новым убийством — а потратить её могут, например, на создание собственной копии.
Стенд с трофеями пока пустует, но постепенно там окажутся все. Включая избранных.
Поначалу они могут показаться чересчур сильными, но это не так: «обычные» оперативники XCOM зачастую куда мощнее. Просто у фракционных рекрутов совсем другие инструменты, среди которых вообще нет бесполезных. К слову, прокачиваются они иначе: у особых солдат нет веток навыков и новые ранги открывают доступ к целому ряду умений. Можно скупить хоть всё, если есть достаточно очков навыка — новой игровой валюты. Эти очки даются с повышением уровня и в качестве награды за тактические действия: убийства из засад, атаки с выгодной позиции, множественные фраги и многое другое. Но опыта всегда хватает впритык — взрастить уберсолдата в сжатые сроки не выйдет.
Заступники мастерски обращаются с гарпунами. Интересно, о чём думал несчастный копейщик АДВЕНТа в этот момент?
Вдобавок за эти же самые очки можно докупать умения и для обычных солдат, так что по своей мощи отряд XCOM вплотную приближается к супергеройскому. Если грамотно подобрать способности и быть везунчиком, можно творить совершенно невообразимые вещи. Во время нашего прохождения два основных рейнджера отряда, один из которых был вооружён трофейными пушками Убийцы (а вы думали, никакой награды за уничтожение избранного не будет?), убивали инопланетян чуть ли не взглядом. Это веселит, но есть подозрения, что баланс будет вихлять на разных уровнях сложности. Слишком много возможностей и ещё больше вариантов развития событий. Всё не учесть.

Хорошей заварушки должно быть много

Но и это ещё не всё! War of the Chosen приберегла пачку механик поменьше.
Например, наши бойцы теперь могут дружить. Если некоторые напарники «контачат» хорошо, то растёт уровень их взаимосвязи, а с ним приходят и полезные бонусы. Возможность дать товарищу дополнительное действие, снять с него негативные эффекты, синхронно выстрелить по цели — всё по заветам боевиков. Забавно, правда, что игра сама решает, кто с кем дружит.
Бар — самое место для начала теплых отношений. Запивать ужасы войны лучше вместе, а не врозь. Там же можно послушать эфиры радио сопротивления.
Вариаций карт стало куда больше: теперь они не ограничиваются «природой», «захолустьем» и «фантастическим мегаполисом». Типов заданий тоже прибавилось. Например, миссии с участием странников, о которых мы рассказывали в превью, встречаются не слишком часто, но до неузнаваемости меняют динамику боёв. Казалось бы, снова зомби в ААА-проектах, но ругать идею не хочется, потому что она, как ни странно, очень свежо играется в рамках XCOM 2.
Все, кто ненавидит задания на время, могут выдохнуть: их теперь гораздо меньше, а те, что остались, почти не раздражают. Учитывая, что War of the Chosen возвращает в XCOM 2 опции «Второй волны», неприятные моменты можно заметно сгладить. Отведённое время на тех же таймерах легко вдвое удлинить или сократить по желанию. Или, к примеру, отправить себя прямиком на седьмой круг ада, сделав все эффекты событий перманентными.
Пока солдаты перешучиваются по пути домой, спикер АДВЕНТа льёт в уши граждан реки пропаганды. Но мы-то знаем, как всё было на самом деле.
И наконец, в игре появились пропагандистские постеры сопротивления — с вашими подопечными в главной роли, разумеется. Постеры можно делать самому, и они появятся на игровых локациях, в каютах «Мстителя», на транспарантах — везде! Есть ли от этого практический толк? Нет. Занятно ли это? Очень. Все знают, что в RPG можно часами создавать персонажа и подбирать ему внешность по вкусу. Но попробуйте как-нибудь сделать идеальную фотографию отряда после миссии. Это тоже занятие не на десять минут…
Если вы не будете заниматься постерами сами, игра сгенерирует их за вас. Иногда они выходят нелепыми до слёз.
Больше скриншотов из XCOM 2: War of the Chosen | XCOM 2: War of the Chosen в картинках
War of the Chosen — это не DLC и даже не расширение. Это огромный пласт идей, концепций и механик, как самосвалом сгруженный прямо поверх монструозной стратегии, которая и безо всяких дополнений затягивала на десятки часов. И удивляют даже не масштабы обновлений — удивляет то, что все эти идеи вправду делают XCOM 2 краше.
Автор этих строк в своё время целиком прошёл XCOM 2 дважды. Но с War of the Chosen возникло чувство, что это не третье прохождение немного обновлённой истории, а целиком новая игра, полная сюрпризов, неожиданностей и пищи для размышлений.
Цена многим не понравится, но в случае с War of the Chosen это простительно: вы прочувствуете XCOM 2 заново, как в первый раз. Передавайте Брэдфорду привет и помните: избранные бессмертны ровно до того момента, когда вы их пристрелите.
Порадовало
  • тонны новых «игрушек» для борьбы с пришельцами;
  • оживлённая динамика на стратегической карте;
  • ещё больше вариативности;
  • ещё больше простора для личных историй;
  • дополнение удивит даже ветеранов игры.
Огорчило
  • прихрамывающий баланс;
  • мелкие баги;
  • парочка странных сюжетных недочётов;
  • дополнение может вызывать приступы аналитического паралича.
Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC
Сколько: 35 часов.
Ачивка редакции
«Воздаяние»
Казнить Убийцу выстрелом из дробовика, Охотника — из снайперской винтовки, Чародея — пси-навыком.
О локализации
Субтитры переведены на русский, грубых ошибок и недочётов не замечено.
ВЕЛИКОЛЕПНО
9,0
Оценка
Игромании
Вердикт
XCOM 2, умноженная сама на себя. Наработок в War of the Chosen хватило бы на самостоятельную игру, и мы почти уверены, что Firaxis ещё и вырезали часть контента, чтобы не травмировать публику. Великолепное дополнение и обязательная покупка для всех фанатов XCOM, которым хочется заново открыть для себя любимую стратегию.

Картина дня

наверх