Постсоветские зомби, битвы за выживание и другие приметы шести идейных преемников «Сталкера»
Свинцово-серые тучи, протяжный вой за соседним холмом, потрескивание счетчика Гейгера и шипение «Холодца», посиделки в баре «100 рентген» и гитарные переборы у костра... Трудно сегодня представить среднестатистического российского игрока, который, помня о легендарном шутере S.T.A.L.K.E.R. , не желал бы его возвращения. Сиквел отменили больше четырех лет назад, но поклонники до сих пор надеются на лучшее и ищут игры, которые хотя бы отчасти воспроизводят дух оригинальной трилогии.
С 2009 года свет увидели несколько подобных разработок. Мы расскажем о шести из них.Survarium
Идейным преемником оригинальных игр серии S.T.A.L.K.E.R. стал Survarium — бесплатный онлайн-шутер от студии Vostok Games. В ее штате — выходцы из GSC Game World, занимавшиеся S.T.A.L.K.E.R. 2 до роспуска команды. Родословная Survarium угадывается сразу: остались на месте аномалии, артефакты, различные воюющие между собой группировки. Правда, здешний мир пережил не взрыв на атомной станции, а глобальную экологическую катастрофу. Но настрой от этого не изменился: запустение, разруха и ветшающие полузаросшие растительностью здания. В череде живописно мрачных локаций — не только постсоветские края. Посмотреть на разрушенную Европу предлагают, например, карты «Кельнский мост» и «Лондон».
Планы у создателей смелые. В будущем они планируют добавить так называемый режим свободной игры. В нем будут и сюжетные миссии, и схватки между пользователями и доступные для исследования территории, которые по площади превзойдут уже существующие в Survarium карты. Фактически в Vostok хотят сделать онлайн-версию S.T.A.L.K.E.R. Звучит многообещающе, но пока новинка проходит открытый бета-тест, который длится уже практически два года. Многие возможности до сих пор не реализованы, а игроки жалуются на засилье читеров. Как следствие, отзывы о Survarium пока смешанные.
Metro 2033 и Metro: Last Light
Часть сотрудников GSC ушла из компании за год до выхода первой игры серии, S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, и основала студию 4A Games. Геймдизайнеры сохранили верность теме постапокалипсиса, создав Metro 2033 — survival-шутер по мотивам одноименного романа Дмитрия Глуховского. Согласно сюжету, после всемирного ядерного Армагеддона выжившие в Москве люди обжили туннели столичного метрополитена. Дух книги-первоисточника в игре передан точно: прогулки по темным туннелям и зараженному радиацией городу, сражения с мутантами и населяющими метро группировками запоминаются надолго. Как отметилрецензент Игр@Mail.ru, отголоски S.T.A.L.K.E.R. можно найти и в боях Metro 2033, и даже в моделях персонажей. Многие роли исполнили те же актеры озвучки, что и в разработке GSC. Но в отличие от S.T.A.L.K.E.R., Metro 2033 предлагает следовать строго заданным маршрутом. Именно за умение создать правильный настрой и ловко выстроенную череду приключений ее больше всего хвалили и игроки, и профильная пресса.
Продолжение, Metro 2033: Last Light, вышло в 2013 году, а летом 2014 года свет увидел сборник Metro Redux, переиздание обеих игр для консолей текущего поколения. Сейчас в разработке находится cледующий выпуск серии, а для фильма по книге нашлись голливудские продюсеры.
sZone Online
Можно ли делать свой S.T.A.L.K.E.R. Online, не получая разрешения от правообладателей из GSC? Екатеринбургской компании Cybertime Games это пока удается. В 2010 году студия начала разрабатывать многопользовательскую игруsZone Online о серии аномальных зон по всему миру и исследующих их сталкерах. Иски GSC к компании до сих пор не были удовлетворены. Вдобавок, события приняли курьезный оборот: часть разработчиков Cybertime откололась от основной команды и фактически клонировала клон, создав Stalker Online — копию sZone.
И sZone Online, и ее двойник хорошо воспроизводят дух постапокалиптического мира, но даже спустя шесть лет разработки напоминают полуфабрикат. Еще в 2012 году, изучая Stalker Online, наш рецензент отмечал, что графика устарела, а движок плохо оптимизирован: «На анимацию монстров смотреть без слез нельзя. И даже обновить игровой клиент получается далеко не с первого раза. Здесь неудобно стрелять, неудобно поднимать предметы с земли. Игра выглядит вопиюще несовременной и неудобной». В 2016 году это все еще справедливо. В случае с sZone Online жалобы на баги и плохую графику также не прекращаются. «Лично я даже не смог продвинуться дальше загрузки серверов, она тупо виснет или вылетает», «всадил в крысу 7 патронов с 2 метров, так она выжила и загрызлагероя», — пишут пользователи в Steam-рецензиях. Многих возмущает засилье читеров.
DayZ
Гораздо привлекательнее выглядит DayZ — знаменитая многопользовательская модификация к шутеру ArmA 2 , разработанная бывшим новозеландским военным Дином Холлом совместно с чешской студией Bohemia Interactive. По сюжету в вымышленном постсоветском государстве Черноруссия вспыхнула загадочная эпидемия, превратив жителей в зомби. Цель игрока — как можно дольше продержаться в опасной зоне. К вопросу выживания DayZ подходит основательно: нужно следить за уровнем голода и жажды, искать припасы, беречь здоровье (при неудачном падении можно что-нибудь себе сломать) и не привлекать к себе внимания. Стоит раз ошибиться, и придется расплачиваться: смерть в игре означает потерю всех с трудом нажитых предметов. Каждый раз приходится начинать путь с самого начала.
Несмотря на разные завязки, у DayZ много общего со S.T.A.L.K.E.R. Обширные территории постсоветского государства, индустриальные руины в окружении лесов и полей вызывают меланхолию. И ежесекундно крепнет ощущение опасности и одиночества, пока находишься в этих заброшенных местах. Виной тому не зомби, а другие игроки: желание выжить подталкивает одних к насилию над другими. В этом создатели модификации даже превзошли GSC. Ведь украинцы именно так позиционировали свою игру: сталкер сталкеру — волк, и каждый заботится только о своей шкуре. Но в S.T.A.L.K.E.R. этого не ощущаешь. А в DayZ регулярно происходят события в духе криминальных сводок: от попыток угонять чужих персонажей в сексуальное рабство до принудительной вербовки в общину, где поклоняются снеговику.
В декабре 2013 года у DayZ появилась коммерческая версия DayZ Standalone , для запуска которой не требовалась копия ArmA 2. Ее альфа-версию опубликовали в Steam. По состоянию на январь 2015 года продажи составили около 3 миллионов копий. Финальный вариант DayZ планируют выпустить до конца 2016 года, но некоторые игроки уже раскритиковали создателей за неторопливость и неумение держать слово.
Tom Clancy’s The Division
Черты S.T.A.L.K.E.R. можно отыскать и в играх, где постсоветские территории не показывают. Например, в вышедшем 8 марта онлайновом шутере Tom Clancy's The Division . Согласно предыстории, террористы организуют в Нью-Йорке вспышку эпидемии, тем самым спровоцировав панику среди населения. Игрокам достается роль элитных оперативников, которые должны взять ситуацию под контроль и найти злоумышленников.
The Division обходится без фантастических элементов: посреди Таймс-сквер нет аномалий, а в подземке — гигантских крыс. Все реалистично: по опустевшему Нью-Йорку бродят банды мародеров, сбежавших заключенных и наемников. Город смоделирован подробно, с вниманием к деталям. Во многие дома можно проникнуть и перерыть все комнаты в поисках чего-нибудь полезного. Повсюду разбросаны многочисленные аудиозаписи, документы, и даже виртуальные голограммы с историями прошлого. Исследовать окрестности проще в компании друзей, хотя можно заделаться одиноким волком: дух «сталкерства» от этого только сильней. Вдобавок в игре существует Dark Zone — район для битв между игроками, — в котором предлагают добывать самую лучшую экипировку, а стрелять разрешают даже в соратников. Хотя выжить в «темной зоне» трудно, игроков постоянно влечет в нее, словно сталкеров — в зону отчуждения.
Выйдя совсем недавно, The Division успела побить пару рекордов. По скорости, с которой ее раскупали, она обогнала все остальные игры Ubisoft. Кроме того, за пять дней с начала продаж она заработала $330 миллионов, показав лучший результат среди всех запущенных новых серий.
Escape from Tarkov
Идейная преемница S.T.A.L.K.E.R. нашлась и среди еще не выпущенных проектов. В ноябре питерская студия Battlestate Games анонсировала многопользовательскую игру Escape from Tarkov . В команде есть те, кто работал над Mass Effect иBioshock , и даже бывший ведущий аниматор S.T.A.L.K.E.R 2. Действие разворачивается в вымышленном российском городе Тарков (ударение на первый слог). Он оцеплен войсками, а внутри идет схватка двух частных армий. Персонажи игроков — бывшие наемники, которым нужно покинуть город, воспользовавшись одним из сюжетных планов побега.
«Побег из Таркова» похож одновременно и на S.T.A.L.K.E.R., и на Survarium, и на DayZ, и даже на свежую The Division. Разработку ведут на движке Unity Engine 5. От фантастических элементов авторы отказались, пообещав правдоподобный мир, в том числе со сменой погодных условий и времени суток. Согласно их заявлению, ролевые элементы в игре напомнят о выпусках серии The Elder Scrolls: чем чаще использовать определенный навык, тем лучше персонаж его изучит. А с ростом мастерства появятся новые анимации: к примеру, игрок начнет держать оружие как матерый вояка.
Микротранзакций в Escape from Tarkov не будет: вы оплачиваете игру один раз и получаете полный доступ ко всем возможностям. Закрытое бета-тестирование новинки запланировано на первый квартал текущего года, а полноценный релиз — на вторую половину года. Пока всем желающим предлагают оформить предзаказ на официальном сайте (самый дешевый вариант обойдется в 1600 рублей).
Судьба S.T.A.L.K.E.R.2 — в руках его создателя, Сергея Григоровича. Как-то он пообещал, что отдаст права на серию за процент от дохода, если найдет команду, способную сделать такую игру или предъявить уже почти готовый проект на похожую тему. Пока новостей о продолжении нет. Но игры, в которых есть дух S.T.A.L.K.E.R., продолжают выходить, и перечисленные нами разработки — наверняка не последние.
Свежие комментарии