Прошел без малого год с момента публикации моего превью на вышедшую в тот момент в Early Access roguelike-игру Darkest Dungeon. Помнится, я ее нахваливал — размеренный игровой процесс вкупе с интересной механикой по праву вывел DD на главную страницу Steam и обеспечил ей мою любовь с первого взгляда. Спустя год я уже не смог вспомнить всех аспектов наших отношений. Вроде бы, она плохо со мной обращалась, но в чем именно это выражалось? Не знаю. Помню, я страдал, но ничего конкретного в голову не приходит. «Видимо, все было не так плохо, раз я уже все забыл» — решил я, и согласился еще разок погрузиться в мир безумия, впоследствии описав все свои ощущения.
Теперь мне все ясно. На самом деле, я ничего не забыл. Просто моя психика пыталась заблокировать травмирующие воспоминания. Как и прежний владелец поместья Hamlet, центрального объекта Darkest Dungeon, я совершенно напрасно решил потревожить прошлое. Потому что игра по-прежнему прекрасна, но все еще относится ко мне крайне недружелюбно.
Думаю, стоит ввести в курс дела тех, кто не знает, о какой игре идет речь. Darkest Dungeon — это, по собственному определению разработчиков, «сложная roguelike-игра с готической атмосферой». Довольно точное определение, только атмосферу я бы назвал лавкрафтовской. Тут вас ждут омерзительные монстры (как вам жирная ведьма, прямо во время боя пытающаяся сварить ваших героев в огромном котле?), психические и физические заболевания (диарея и алкоголизм это еще мелочи), разъедающий мозг отважных исследователей стресс и, конечно, нелепая смерть.
«Они быстро размножаются здесь, во тьме» — сообщает рассказчик, чей голос ведет нас через сюжет и комментирует происходящее. — «Возможно, мы сможем убивать их еще быстрее». Для очистки территории от заселившей ее мерзости вам предстоит собрать свой отряд и раз за разом вести его в процедурно генерируемое подземелье, в равной пропорции наполненное монстрами и ловушками, сокровищами и реликвиями. В случае успешного похода ваши подопечные вернутся, нагруженные ценностями, необходимыми для улучшения поместья и развития навыков бойцов. В противоположной ситуации четверо исследователей переместятся на кладбище, готовое в любой момент напомнить вам об ушедших и обстоятельствах их гибели.
К счастью, не все в Darkest Dungeon делится на черное и белое. В большинстве случаев отряд возвращается, успешно выполнив поставленную задачу, но со шрамами. Гуляя по темным локациям захваченного злом поместья, герои накапливают стресс. Активно помогают им в этом как встреченные на пути враги (направленными на ментальное здоровье атаками и критическими ударами, существенно снижающими мораль всего отряда), так и само окружение. Спрятанные ловушки, оскверненные святилища, подключенные к ловушкам сундуки и Тьма, окутывающая подземелья, не раз и не два сломят волю отважных исследователей, оставив на память один из множества психозов. Их тут в избытке. Есть достаточно безобидные, типа пристрастия к азартным играм, а есть и опасные, вроде комплекса вины, который заставит бойца калечить себя, отказываться от лечения и повергать в уныние всю команду пророческими репликами.
Психические заболевания поддаются лечению — в местной больнице. Однако лучший способ борьбы за ментальное здоровье — профилактика. После каждого забега во тьму, вы можете отправить героев сбрасывать стресс любым из доступных в арсенале церкви и таверны средств. Поначалу бойцам будет безразлично, как расслабляться, но со временем они выработают свои предпочтения. Одни обретут пристрастие к алкоголю и будут топить страшные воспоминания в стакане, другие — за игорным столом или в борделе. Третьи ударятся в религию и начнут проводить досуг за медитацией, молитвой или умерщвлением плоти. Мазохисты, впрочем, долго не живут, так что это первые кандидаты в больницу.
Так и проходит игровая сессия — собираем отряд, стараемся не умереть, тратим нажитое непосильным трудом на улучшение поместья, экипировки и навыков, отправляем бедолаг заливать алкоголем печали, а сами тем временем спускаемся в подземелье с новым отрядом. Периодически порочный круг прерывают попытки одолеть местных боссов, способных закопать прокачанный отряд вместе с накопленным опытом и экипировкой.
Важную роль в выживании играет грамотное планирование. Обдумайте тактику, выберите бойцов соответствующих классов, прокачайте нужные умения (по счастью, активные умения теперь переключаются прямо в подземелье, так что можно на лету подстроиться под изменившиеся условия). Отряд можно формировать из любых представленных в игре классов — экспериментируйте и ищите идеальную для себя схему. Игра ехидно прокомментирует ваш выбор в случае совпадения с одной из предустановленных схем. Рыцарь, шут, лекарь и чумной доктор образуют королевскую свиту, а группу героев, обладающих оглушающими умениями, ждет игра слов «Stunrise stunset», высмеивающая излишнюю предосторожность игрока. Впрочем, перестраховка здесь во благо.
Еще в Early Access я называл Darkest Dungeon игрой, больше похожей на финальный продукт, чем на игру в раннем доступе. Действительно, с релизом изменилось не многое. Изменения претерпела пара игровых механик (критическое лечение — один из самых приятных примеров), игра получила законченный сюжет, новую локацию, порцию боссов, болезней и новых героев. Прекрасный визуальный стиль остался на месте, никуда не делся и отлично озвученный Рассказчик (есть, правда, ощущение, что в какой-то момент взяли нового актера озвучки, но это не режет слух). Появилась и русская локализация. В ней действительно присутствуют баги и опечатки, но с задачей она справляется, позволяя не знающему английского языка игроку разобраться в куче характеристик героев, артефактов и игровых механик.
Darkest Dungeon — это редкий пример проекта, за который хочется сказать спасибо платформе Kickstarter, на которой были собраны средства на разработку. Птица редкого полета, сочетающая монотонную механику с умным геймплеем, горечь поражения с радостью победы.
Свежие комментарии