Донат знаниями, жонглирование таблицами и другие способы подсадить детей на науку
Компьютерные игры и образование — тема, которая вызывает самые разные ассоциации. Кто-то вспомнит Minecraft , на примере которого организаторы «Часа кода» объясняют в онлайн-уроках азы программирования. Кто-то — выпускиAssassin’s Creed с их подробно воспроизведенными на радость студентам архитектурных вузов историческими зданиями. А кто-то — «Битву умов» и многочисленные игры-викторины для iOS и Android или шуточный файтинг Science Kombat, предлагающий устроить поединок, например, между Эйнштейном и Дарвином.
Круглый стол с участием представителей РОСНАНО, запланированный в рамках Международного московского образовательного салона на ВДНХ, организаторы пообещали посвятить образовательным компьютерным играм, которые бы помогали изучать точные науки — физику и химию. Какие подобные проекты существуют и нужны ли они школе — все это, согласно анонсу, планировалось обсудить по ходу мероприятия.
К нанотехнологиям через стрельбу
Современные интерактивные развлечения близки не всем, и многие при слове «игра» все еще думают в первую очередь о крестиках-ноликах, «судоку» и турнирах по «Что? Где? Когда?», но не об Uncharted или хотя бы Angry Birds . В этом одна из главных трудностей с образовательными компьютерными играми: ты ждешьStarCraft , а создатели могут ограничиться опросником и полагать, что все в норме. А бывает, под игрой подразумевают, что школьники за академические успехи будут получать те же самые оценки под другим названием — да хоть ачивки.
Аудитория была именно такой, неиграющей: когда модератор спросил, тратят ли присутствующие время на такие крамольные развлечения, как шутеры, из сорока человек руки подняли примерно пять, не считая спикеров. Сами выступающие в курсе, что в мире существуют и Civilization , и Doom . Более того, знают, что Doom — не шутер номер один среди современной молодежи. Один из экспертов активно использует термины вроде «ААА-игры» и понимает разницу между графикой в Minecraft и The Order: 1886 . От обсуждения под названием «геймификация образования» мы изначально ждали куда худшего.
«Мы делаем полноценную игру с учетом всех правил геймдизайна», — говорят авторы браузерной Allotrop, разработку которой поддерживает РОСНАНО. Геймификация, как они объясняют, — как раз те самые ачивки вместо оценок и учебные задания, предлагающие, например, побыть стартапером, который представляет инвесторам бизнес-план. Но ближайший родственник Allotrop — не интерактивный учебник, а развлекательная игра на стыке жанров. Замысел таков: школьники от двенадцати лет и старше решают ребусы на связанные с нанотехнологиями темы — от преломления лучей до устройства аккумуляторов. В награду они получают запчасти для боевого робота и идут в подземелья — стрелять в чужих роботов. Таким образом школьники должны осознать обширные перспективы нанотехнологий.
Разработчики Allotrop своевременно уточняют, что их проект некоммерческий, не конкурент Doom и не замена школьному курсу физики. С их слов выходит, что это скорее вирусная агитка. Ребусы с объяснением научных основ выполняют ту же роль, что и денежные вливания в условно бесплатных шутерах. Расплачиваешься за мощную броню изучением наноматериалов — и вот уже проснулся интерес к карьере в области нанотехнологий.
Правда, если в Allotrop неожиданно будет неинтересно играть, вирусного эффекта не получится. И от конкуренции с коммерческими проектами тут не отвертеться: ученики неизбежно будут сравнивать образовательный браузерный шутер с хорошо знакомыми продуктами вроде Battlefield .
Запуск спутника в лабораторных условиях
О третьем варианте использования компьютерных игр в образовании вспоминает доктор Карлос де Карвайо, профессор Политехнического института города Порто (ISEP). «Даже если игра не является образовательной, она может помочь в обучении, — говорит он. — Взять, например, Angry Birds. Она нереалистична. Но если учитель покажет мне, как Angry Birds связана с физикой, я заинтересуюсь физикой».
К сожалению, оба примера, представленных на круглом столе, сложно назвать удачными. Allotrop пока не выглядит игрой, способной стать по-настоящему популярной. Но без этой популярности ей не выполнить миссию по продвижению нанотехнологий среди самого широкого круга школьников. «Орбита» — вообще не компьютерная игра в привычном понимании, потому что не дает в себя играть. К тому же, она не учит, а предоставляет способ проверить уже имеющиеся знания.
Тем не менее, оба подхода имеют право на существование — точно так же, как школьные учебники прекрасно сосуществуют с книгами Стивена Хокинга, Ричарда Докинза и Якова Перельмана. Наверняка можно создавать эффективные учебные пособия в формате видеоигр, которые бы действительно чему-то учили. Совершенно точно можно создавать недорогие и очень популярные игры, не дающие конкретных знаний, но привлекающие внимание к какой-то научной концепции. Здесь за примером далеко ходить не надо — взять хоть agar.io , где игроки управляют бактериями, растущими в питательной среде. Главное — любить игры, уметь их делать и уважать свою аудиторию, чтобы не получилось очередного «Царь-Царевича».
Свежие комментарии