Эксперты по пошаговым стратегиям рассуждают о том, чего не хватает Civilization VI, чтобы ворваться в киберспорт
На прошлой неделе голландская киберспортивная организация Team Liquid объявила о создании собственной команды по Civilization VI. Первым игроком стал Стивен «MrGameTheory» Таковски, звезда многопользовательского режима в прошлых частях этой игры.
В будущем к команде присоединятся еще два игрока, и Liquid организует турниры для того, чтобы показать, что Civilization вполне может стать новым видом киберспорта. Может ли «Цивилизация» быть зрелищной, и как будут выглядеть чемпионаты по этой игре? Мы обсудили этот вопрос с новым капитаном команды Liquid и экспертами по Civilization и другим пошаговым играм.Кому интересны матчи по Civilization VI?
Стивен «MrGameTheory» Таковски, капитан состава Team Liquid по Civilization VI: «Целых пять дней после релиза Civilization VI находилась в тройке лидеров на Twitch. Аудитория игры сейчас больше, чем у Street Fighter, Smite, Heroes of the Storm, StarCraft II, Rocket League, Super Smash Bros, Halo 5, Vainglory или любой спортивной игры».
Алексей Халецкий, участник и организатор турниров по Civilization, создатель видеоканала о стратегических играх «Лёша играет»: «Мой канал на YouTube показывает, что есть много людей, готовых часами смотреть на партию в пошаговую стратегию. По статистике это взрослые люди —70% моей аудитории старше 25 лет, 20% — старше 35 лет. Они уже сами зарабатывают деньги и сами распоряжаются своим свободным временем. Этой аудитории малоинтересны быстротечные битвы той же Dota 2, где мало что понятно из-за мельтешения героев. Их выбор — пошаговые стратегии. Вот, ждём организации, которые начнут работать с этой аудиторией.
Однако создание Team Liquid команды по Civilization 6 — это всего лишь пиар команды Team Liquid, потому что нет никаких профессиональных турниров, в которых они бы могли участвовать. С тем же успехом они могли создать команду по «Охоте на куниц с бумерангом». Да, есть много турниров по «Цивилизации», но они все любительские. Создавать ради них профессиональную команду глупо. Вот когда появятся международные соревнования с призовым фондом, тогда неизбежно возникнут профессиональные команды.
Дмитрий «Dilvish» Смит, первый вице-президент Федерации компьютерного спорта России:«Думаю, что это просто пиар-ход, который они приурочили к выходу новой игры. С другой стороны, мультиплеер в Civilization V без аддонов уже был динамичным и сбалансированным — так что возможно, в Firaxis давно смотрят в эту сторону. Сейчас, правда соревновательные режимы Civilization VI несколько хуже, чем в прошлой части».
Как будут выглядеть турниры?
Алексей Халецкий: «Есть три формата турниров: дуэльный, командный и «каждый сам за себя» (free for all, FFA), в котором сражаются сразу несколько игроков. Самый популярный формат — последний, но турниры чаще проходят по дуэльному формату, потому что его проще организовать.
Обычно турнир длится несколько недель. Но тут скорее всего проблема в организации участников, потому что в соревновании участвует много людей, у всех разные часовые пояса, разные условия работы и прочее. На самом деле, турнир по пошаговой стратегии вполне реально провести за несколько дней».
Стивен «MrGameTheory» Таковски: «Прогеймеры уже соревнуются на малых картах и на высокой скорости. Я часто заканчиваю игры менее чем за час. Ну а когда появятся моды, то вы увидите, что игры станут короче, чем средний матч в Dota 2 или League of Legends.
Кроме того, прогеймерское сообщество давно просит Firaxis добавить возможность ограничивать время одного хода. Например, чтобы один ход длился от десяти секунд до минуты вне зависимости от размера карты и цивилизаций».
Дмитрий «Dilvish» Смит: «Пошаговые стратегии довольно зрелищны, но лишь для небольшой аудитории. Кроме того, соревнования по ним занимают весьма продолжительное время. Да, к Цивилизации пробовали выпускать моды, ускоряющие игру. Точно так же в Heroes of Might and Magic III пробовали соревноваться на маленьких картах. Но в этом случае игра становится проще и менее интересной. Я думаю, что со временем будет найден оптимальный формат, который позволит проводить партию за 5-6 часов».
Как Civilization должна подстроиться под требования киберспорта?
Стивен «MrGameTheory» Таковски: «Я уверен, что если Firaxis добавит специальный интерфейс для киберспортивных матчей, то игра станет хитом на профессиональной сцене. Опять-таки, когда появится поддержка модов, комьюнити начнет придумывать различные способы выводить на экран зрителей дополнительную информацию о матче — следить за игрой станет проще и удобнее.
В свою очередь, профессиональные игроки должны начать играть серьезнее, а также в более привлекательных для зрителя форматах, вроде дуэльных карт».
Алексей Халецкий: «Главная проблема Civilization в том, что для нее не делают вменяемый рейтинг игроков. Как пример, могу привести отечественную игру Gremlins Inc. Она, конечно, намного проще и скорее похожа на настольную игру, но вот работа с игроками там отличная: есть таблицы лидеров, лайки и дизлайки, куча статистики. Это всё объединяет игровое сообщество и создает атмосферу соревновательности. В случае же с Civilization игрокам приходится создавать аналоги исходя из собственных возможностей, практически «на коленке». То есть создатели пошаговых стратегий как будто не видят бума киберспорта. Или просто считают, что это не про них».
Есть ли киберспортивное будущее у других пошаговых игр?
Дмитрий «Dilvish» Смит: «Делать шоу из бокса значительно легче, так как базовые правила бокса интуитивно понятны. А вот чтобы оценить красоту шахматной партии, знаний правил отнюдь недостаточно.
Я считаю, что из пошаговых игр ближе всего к киберспортивной дисциплине была Heroes of Might and Magic 3. По ним раньше проходила масса соревнований — у нас была целая лига с двумя LAN финалами: летним в Краснодаре и зимним в Москве. Естественно, мы использовали дополнительные киберспортивные модули, которые были созданы по согласованию с правообладателями на нашей территории — компанией «Бука»».
Алексей Халецкий: «Я бы обратил внимание на серию Endless от французской студии Amplitude, тем более, что их недавно купила Sega. Еще у создателей «Цивы», компании Firaxis, есть еще одна популярная пошаговая игра — XCOM. Но это, конечно, пошаговая тактика, а не стратегия. Можно, конечно, еще вспомнить серии игр Heroes of Might & Magic, Age Of Wonders, Galactic Civilizations, Disciples, Master Of Orion и другие, но практически все они в кризисе игровых идей или просто не уделяют достаточного внимания мультиплееру.
Сделать пошаговые стратегии полноценной киберспортивной индустрией, несомненно, возможно. Да, их аудитория намного меньше, чем у MOBA или шутеров, но она есть. Вопрос только в том, кто осмелиться вложить деньги в организацию и силы в поиск спонсоров».
Стивен «MrGameTheory» Таковски: «Total War: Warhammer, определенно, имеет потенциал для того, чтобы войти в киберспорт на каком-то уровне. Я считаю, что зрительский интерес к киберспорту будет расти и дальше. Кроме того, рано или поздно киберспортивная аудитория станет старше, и ей потребуются менее интенсивные и более сложные игры».
Спустя 25 лет после выхода первой версии игры Civilization может стать первопроходцем жанра пошаговых стратегий в киберспорте. Успех этого зависит как от самих Firaxis и их готовности прислушаться к сообществу, так и от серьезности намерений Team Liquid и других профессионалов мира киберспорта.
Свежие комментарии