На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 987 подписчиков

Свежие комментарии

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion

Задолго до того, как Master of Orion появилась в «раннем доступе», нам говорили, что возрождение серии не будет отступать от канонов эталонной второй части (третья была куда более комплексной, зато и почти недоступной для массового игрока). Дескать, никаких жанровых свершений не будет — просто реинкарнация старичка в юном теле.

Так Master of Orion во всеуслышание отказалась от конкуренции с современными стратегиями. Знаете, на войне тоже можно отказаться от конкуренции, но это не спасет от пуль и снарядов. Мы, собственно, к чему ведем: все это время жанр 4X-стратегий развивался бурно, породив множество направлений, и Master of Orion никуда от этой среды не деться.

Тесная галактика

Помните то обещание — каноны, традиции, скрепы? В общем, отчасти Master of Orion все же освободилась от всего этого. Нет, основа основ уцелела. Есть галактика, полная звезд, вокруг звезд вращаются планеты, которые мы будем колонизировать, строить там здания и добывать пищу, налаживать промышленность, воплощать научные идеи и, конечно же, зарабатывать кредиты. Планеты разные — уютные земного типа, неуютные засушливые, совсем гадкие — радиоактивные, и тому подобное. И приносимая польза напрямую зависит от типа и размера планеты.

► Заселить другие планеты нельзя без колонизаторского корабля, однако можно помочь им избытками пищи, если построить администрацию.

Вот и первое отступление — вам не отыскать аборигенов даже на самой захудалой планетке, и записать дикарей в фермеры не получится: нет их.

Темп освоения галактики тоже изменился. Прежде всего, потому что нельзя порхать по открытому космосу как вздумается. Системы связаны трассами гиперпространства, и это порождает сразу две проблемы: трудность перелета между системами, не связанными этими ниточками, и защита путей.

Приграничные входы-выходы с этих трасс предстоит прикрывать боевыми станциями, иначе каждый встречный-поперечный сможет летать посреди вашей империи и даже заселять планеты в ваших системах. Задача демаркации границ, которой в оригинале и не пахло, в новой части становится одной из важнейших, если только вы не живете на самом отшибе галактики.

► Системы, обведенные кружочком, защищены от проникновения. Другие цивилизации будут регулярно выпрашивать право прохода (чтобы захватить свободные планеты) и страшно обижаться из-за отказа.

ЭТО ВАЖНО: некоторые трассы непроходимы с самого начала — так галактика «рубится» на несколько частей, что позволяет еще быстрее нажить себе врагов.

Антаресская ничья

Как и раньше, нет искусственных ограничений на захват планет, а вот естественные еще как имеются. Колония на токсичной планете, конечно, выживет, но толку от нее не будет очень долго — пока не вырастет население и не появятся необходимые здания. За это время ваши конкуренты, более придирчивые в выборе новых земель, вырвутся вперед и начнут подумывать о недружелюбных действиях.

► Даже доведя собеседника до ненависти, вы не гарантируете скорую войну. Но призывать к оружию вас будут часто.

Отговорить их, впрочем, теперь куда проще, чем на ранних этапах тестирования. Хотя дипломатия и мало чем выбивается за пределы жанровых стандартов, ее отличает относительное спокойствие участников. Если вы не дали заметную слабину, никто не будет кидаться с кулаками от переизбытка чувств.

Напротив, даже с самыми воинственными соседями можно завести теплые дружеские отношения, особенно если дружить вместе против кого-то. Это отличает Master of Orion от других игр жанра: ИИ весьма болезненно реагирует даже на самые безобидные дипломатические акты по отношению к его врагу. Простой обмен технологиями за спиной соседа злит его так, будто вы бросили ему в лицо грязный носок.

► Перекос в отраслях исследований достаточно тяжко сказывается на универсальности империи.

Немного изменился и подход к научным исследованиям. Когда-то вы изучали отрасль и получали с нее либо одну выбранную технологию из нескольких, либо случайную — если раса не креативна, либо все сразу — если раса креативна.

Все это в прошлом: новый формат прогресса — стандартное древо технологий, словно слизанное у Civilization. Различий между расами и подавно не наблюдается: что древний силикоид, что пламенный булрати движутся по общим научным рельсам. Единственный осколок ушедшей в прошлое системы — после некоторых научных прорывов на выбор даются две прикладные технологии. Впрочем, фатальной важности в подобном решении нет, вторую технологию всегда можно выкупить у соседей (или они отдадут сами, если засекут в вашей системе подозрительно большую флотилию).

Кровь в вакууме

А уж коль случилось неизбежное и беззвучно загремели корабельные орудия... Тогда вы увидите, что и здесь Master of Orion не находит в своем предке источника вдохновения. Пошаговые бои тогда, конечно, доводили до исступления, если их было много и все какие-то незначительные, но такой судьбы они не заслужили. Простенькая свалка кораблей, куча мала, где лучшая тактика — обвести рамкой и отправить на смерть. Проще только в Stellaris, где даже такой тактики нет, просто разборки стенка на стенку.

Впрочем, потеря не столь уж печальная, если наблюдать картину издалека: в 4X-стратегиях талант полководца все равно значит куда меньше, чем талант управленца, а могучая экономика за спиной армады важнее регалий ее капитана.

► После очередного технологического прорыва конструктор сам улучшает основные проекты, и одной кнопкой эти улучшения применяются к флотам. За деньги, конечно.

ЭТО ПОТЕРЯ: лидеры и адмиралы, увы, отправились на свалку истории. В то время какEndless Space и Stellaris их, наоборот, вытащили на свет божий.

По-хорошему — если придираться — список утрат можно продолжать. Многие расы не дожили до релиза. Угрозы антарессцев больше нет. Тем не менее достаточная для комфортной игры основа сохранена — о ней мы уже поговорили. Искусственный интеллект, правда, не блещет ни тактическими изысками, ни индустриальным гением: мы продолжаем мириться с противниками-читерами в TBS и RTS. Благо на высоких сложностях здешний компьютер все-таки показывает зубы, и ниже «сложной» выбирать не рекомендуем.

► Если вы не совершенствовали качество вашей разведки, агенты будут попадаться через раз.

Зато появилась славная система шпионажа, которая позволит при желании держать в страхе всю галактику: тут и воровство технологий, и саботаж, и бунт, и всякие дипломатические диверсии. При этом агенты кушать не просят, а регулярно выпускаются из академии безо всяких затрат со стороны игрока. Шпионь — не хочу. Правда, лучше сразу приготовиться к последствиям. Разок поймают за руку — простят, но потом могут и объяснить, что подглядывать нехорошо. Бомбардировкой столицы, очень доходчиво.

Еще «чекистов» можно рассадить по своим планетам, чтобы там мышь не проскочила (актуально для тех, кто и без разведки впереди галактики всей).

* * *

Самое время ныть про брошенные на ветер слова: возврат к корням состоялся не в полной мере. Но то было бы скверное, старческое нытье, сродни плачу по ламповым компьютерам и перфокартам. Master of Orion не побоялась впитать в себя новое — так сказать, экстерном пройти тот курс, что прошли все современные серии. Потому она играется приятно и долго — опять же вопреки обещаниям — и невероятно затягивает.

Другое дело, что разные механики у конкурентов получаются куда лучше. За конструктором кораблей ступайте в Galactic Civilizations 3, за битвами — в Sins of a Solar Empire, за политикой, конечно, в Stellaris. А Master of Orion не пытается нигде никого обогнать, оставаясь средней во всем — кроме общей компактности, складности устройства, цельности.

Высшая ценность Master of Orion, пожалуй, педагогическая: из всех современных 4X-стратегий про космос творение NGD Studios самое дружелюбное и доступное для освоения — не говоря уже о Stellaris, ведь игры Paradox никогда не отличались доступностью. Когда ваш братец или сынишка спросит, что происходит там, на этих маленьких звездочках в ночном небе, Master of Orion будет лучшим ответом.

 
Полный перевод текста и озвучки. Все прибрано и прилизано, строки никуда не вылезают, ошибок нет. Претензия лишь одна — в английской версии персонажей озвучили Марк Хэмилл и другие именитые артисты, а в локализации поработали российские актеры озвучки, которых с западными звездами и сравнивать нечего.

ВЕРДИКТ

Master of Orion пытается догнать поезд, который увозит ее трон. Увы, короны ей пока не видать, но играть в нее достаточно приятно, чтобы этот факт не так огорчал.

Картина дня

наверх