Намертво вдавленная кнопка выстрела осталась в 80-х. Сегодня хочется полноценных Вселенных.

Игры - десятый вид искусства, а не просто банальное развлечение. Сейчас это уже начинают признавать в обществе, хотя ещё несколько лет назад столь весомую фразу могли произнести лишь хардкорные геймеры. Но вот в чём вопрос: что это за искусство?
Бегать, прыгать и ставить хэдшоты, или всё таки нечто большее?
Поводом хорошенько задуматься стала фраза Бонни Росс, возглавляющей 343 Industries. В ходе мероприятия DICE Summit 2017 госпожа Росс заявила следующее: у новых игр во вселенной Halo будут более простые сюжеты, доступные всем и каждому. Казалось бы, невинная фраза, но фанаты Halo сейчас встрепенутся. Ведь новые владельцы франшизы хотят сказать, что запутанных, но увлекательных приключений в стиле похождений Мастер Чифа больше не будет.
Bungie кропотливо создавала вселенную Halo более 10 лет, и теперь эта прекрасная конструкция под угрозой. Тут стоит особо отметить, что первый роман - Fall of Reach - был опубликован ещё до первой части самой игры. Такова была стратегия разработчика, ведь Halo и задумывалась, как целый мир, а не просто видеоигра. Комиксы, романы, короткометражки - всё пошло в ход во имя развития вселенной.
Следует признать: в конечном итоге возведённое здание действительно стало несколько сложным и эклектичным. Что тут говорить, если печатный Fall of Reach смогли превратить в игру только через 10 лет после его публикации. У Bungie даже был особый специалист, Фрэнк О’Коннор, который отвечал не только за развитие вселенной, но и за то, чтобы она не разваливалась по швам от внутренних противоречий.
Кстати, господин О’Коннор потом перешёл из Bungie в 343 Industries (“дочка” Microsoft) - вместе с проданной франшизой. Но госпожа Росс, видимо, поломала голову над всеми хитросплетениями Halo, да и озвучила новую директиву: упрощать. Причём существенно.
При этом можно сказать, что культовой франшизе Bungie ещё повезло с новыми хозяевами, ведь есть примеры более радикального подхода к приобретённой интеллектуальной собственности: Disney и Star Wars. Микки Маус одержал победу над Дартом Вейдером в октябре 2012-го года, и с тех пор стал мягко, но настойчиво вытеснять весь старый лор. Некоторые герои ушли с почётом и фанфарами. Например, Хан Соло - с моста в бездну, в ходе битвы с новым злодеем. Некоторых по тихому предали забвению.
Возможно, в этом частично виноват сам Джордж Лукас. Он, как и Дж. Р. Р. Толкиен, любил свою вселенную. Но, в отличие от британского профессора, продавал интеллектуальные права налево и направо. Кульминацией стали $4 млрд от Disney. Студия покупала торговую марку, в первую очередь, для перезапуска на большом экране. Руководство Disney было весьма раздосадовано, когда выяснилось, что, якобы, надо мириться не только с наследием Лукаса, но и с многочисленными комиксами и романами.
Поэтому в Disney приняли достаточно смелое решение: если не залить всё напалмом, то начать с чистого листа. В общем, tabula rasa. В Rogue One (понятно, что это спин-офф) 40 лет истории франшизы отзываются лишь еле слышным эхо. Это уже “нео-лор”.
Мы постоянно говорим - лор, лор. А что это такое? Понятно, что не врач ухо-горло-нос. Обратимся за разъяснениями к Кембриджскому словарю: лор - это сумма знаний по определённой теме. Чаще всего используется в составе слова фольклор - тоже сумма знаний, но определённой группы людей.
К кому тогда обратиться за рецептом успеха качественного лора, который не приходится постоянно сносить и вновь начинать строить с первого этажа? А как раз к “определённой группе людей” - к древним грекам и римлянам. Все мы и сегодня знаем об Ахилле или Геркулесе - древнегреческие “звёзды” хорошо сохранились: они периодически снимаются в кино, хотя и были созданы свыше 3-х тысяч лет назад.
“Метаморфозы” Овидия в наши дни считаются достойным образчиком классической литературы, но надо понимать, что две тысячи лет назад это было чем-то вроде сказок, которые рассказывали непоседливым детям на ночь. В некотором роде, Star Wars - те же сказки. Так может, не стоит постоянно переосмыслять и перекраивать наследие и достижения прошлого? Глядишь, франшиза проживёт 2000 лет, как творение одного из самых известных поэтов Древнего Рима.
Star Wars - это мифы и легенды современного мира. Уже встречается немало миллениалс и людей более внушительного возраста, которым о Звёздных Войнах рассказали их отцы. Если Дарт Вейдер, Люк Скайуокер и Хан Соло окончательно сгинут в песках времени, о ком тогда рассказывать будущим поколениям? Греки же не меняли своего Геракла каждые 20-30 лет, да и у Толкиена есть лишь один аутентичный Саурон. Последовательность повествования, внутренняя логика и преемственность - вот важнейшие факторы для любой вымышленной вселенной.
В игропроме бывают такие случаи, когда некая история создаётся, так сказать, в базовом виде - всего лишь для одного проекта. Но затем игра внезапно становится безумно популярной, получает продолжение, и вот уже разработчику приходится строить вокруг всего этого полноценный лор, словно собирая сложнейший пазл из тысячи кусочков.
Так было с Metroid и Zelda. Фанатам настолько понравились космические похождения Самус Аран, что они пожелали знать: с чего всё начиналось? Nintendo ответила на требования, и выпустила целую серию комиксов про ранние годы героини. Ну а во вселенной Zelda, чтобы не запутаться окончательно в событиях многочисленных частей, пришлось создавать официальную хронологию империи Hyrule.
Иногда лор разрастается до эпических пропорций, как мир Elder Scrolls. Тогда уже авторам остаётся следить лишь за общими закономерностями и крупнейшими событиями в летописи, так как только самый придирчивый фанат сможет найти в многочисленных древних свитках противоречия, да и вряд ли он вызовет этим крупномасштабный скандал.
И самый прекрасный вариант для разработчика - когда общепризнанный лор уже полностью готов. Shadow of Mordor и Witcher - идеальные примеры из этого разряда. Профессор Толкиен и Анджей Сапковский уже обо всём подумали - остаётся лишь добавить персонажей и интриги, не идущие вразрез с законами и традициями этих вселенных.
Качественный лор - сплошная морока, как нефтяной супертанкер: грузный, неповоротливый, крайне дорогой в обслуживании и абсолютно беспомощный без стайки буксиров. Преданные поклонники порой превращаются в сомалийских пиратов: хотят найти уязвимости и логические противоречия, захватить, и вынудить идти нужным им курсом.
Но без нефти - никак. Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, стоит сказать: мы уверены, что лор нужен, как воздух. Запуская любимую игру, мы хотим оказаться в альтернативной Вселенной, а не в информационном вакууме или пустой раковине. Даже если речь идёт о DOOM, в котором нужно просто стрелять по всему из двустволки, мы желаем знать: какого ж чёрта им понадобились эти эксперименты с телепортацией и энергией?
Поводом хорошенько задуматься стала фраза Бонни Росс, возглавляющей 343 Industries. В ходе мероприятия DICE Summit 2017 госпожа Росс заявила следующее: у новых игр во вселенной Halo будут более простые сюжеты, доступные всем и каждому. Казалось бы, невинная фраза, но фанаты Halo сейчас встрепенутся. Ведь новые владельцы франшизы хотят сказать, что запутанных, но увлекательных приключений в стиле похождений Мастер Чифа больше не будет.

Следует признать: в конечном итоге возведённое здание действительно стало несколько сложным и эклектичным. Что тут говорить, если печатный Fall of Reach смогли превратить в игру только через 10 лет после его публикации. У Bungie даже был особый специалист, Фрэнк О’Коннор, который отвечал не только за развитие вселенной, но и за то, чтобы она не разваливалась по швам от внутренних противоречий.
Кстати, господин О’Коннор потом перешёл из Bungie в 343 Industries (“дочка” Microsoft) - вместе с проданной франшизой. Но госпожа Росс, видимо, поломала голову над всеми хитросплетениями Halo, да и озвучила новую директиву: упрощать. Причём существенно.

Возможно, в этом частично виноват сам Джордж Лукас. Он, как и Дж. Р. Р. Толкиен, любил свою вселенную. Но, в отличие от британского профессора, продавал интеллектуальные права налево и направо. Кульминацией стали $4 млрд от Disney. Студия покупала торговую марку, в первую очередь, для перезапуска на большом экране. Руководство Disney было весьма раздосадовано, когда выяснилось, что, якобы, надо мириться не только с наследием Лукаса, но и с многочисленными комиксами и романами.
Поэтому в Disney приняли достаточно смелое решение: если не залить всё напалмом, то начать с чистого листа. В общем, tabula rasa. В Rogue One (понятно, что это спин-офф) 40 лет истории франшизы отзываются лишь еле слышным эхо. Это уже “нео-лор”.

К кому тогда обратиться за рецептом успеха качественного лора, который не приходится постоянно сносить и вновь начинать строить с первого этажа? А как раз к “определённой группе людей” - к древним грекам и римлянам. Все мы и сегодня знаем об Ахилле или Геркулесе - древнегреческие “звёзды” хорошо сохранились: они периодически снимаются в кино, хотя и были созданы свыше 3-х тысяч лет назад.
“Метаморфозы” Овидия в наши дни считаются достойным образчиком классической литературы, но надо понимать, что две тысячи лет назад это было чем-то вроде сказок, которые рассказывали непоседливым детям на ночь. В некотором роде, Star Wars - те же сказки. Так может, не стоит постоянно переосмыслять и перекраивать наследие и достижения прошлого? Глядишь, франшиза проживёт 2000 лет, как творение одного из самых известных поэтов Древнего Рима.

В игропроме бывают такие случаи, когда некая история создаётся, так сказать, в базовом виде - всего лишь для одного проекта. Но затем игра внезапно становится безумно популярной, получает продолжение, и вот уже разработчику приходится строить вокруг всего этого полноценный лор, словно собирая сложнейший пазл из тысячи кусочков.

Иногда лор разрастается до эпических пропорций, как мир Elder Scrolls. Тогда уже авторам остаётся следить лишь за общими закономерностями и крупнейшими событиями в летописи, так как только самый придирчивый фанат сможет найти в многочисленных древних свитках противоречия, да и вряд ли он вызовет этим крупномасштабный скандал.

Качественный лор - сплошная морока, как нефтяной супертанкер: грузный, неповоротливый, крайне дорогой в обслуживании и абсолютно беспомощный без стайки буксиров. Преданные поклонники порой превращаются в сомалийских пиратов: хотят найти уязвимости и логические противоречия, захватить, и вынудить идти нужным им курсом.
Но без нефти - никак. Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, стоит сказать: мы уверены, что лор нужен, как воздух. Запуская любимую игру, мы хотим оказаться в альтернативной Вселенной, а не в информационном вакууме или пустой раковине. Даже если речь идёт о DOOM, в котором нужно просто стрелять по всему из двустволки, мы желаем знать: какого ж чёрта им понадобились эти эксперименты с телепортацией и энергией?
Свежие комментарии