Последние комментарии

  • Aleksej_73
    https://www.youtube.com/watch?v=slRsexrhbG8Half-Life 2 — 15 лет! На чем закончилась история Гордона Фримена и чем она могла продолжиться?
  • Андрей Сергеевич
    4. “Лаги и плохой коннект запороли мне игру” И не важно, где вы живёте - в Великом Усть-Урюпинске, где плохонький инт...10 случаев, в которых геймеры нагло врут сами себе
  • AgnoStik
    Без голды на нём делать не хренT 57 Heavy имба на 10 или дно?

Секс, насилие и политика. Крупнейшие скандалы в игровой индустрии

304

В последние недели игровую индустрию прямо-таки лихорадило от скандалов. Вначале досталось компании Blizzard, отстранившей игрока от киберспортивного турнира Hearthstone Grandmasters за поддержку протестующих в Гонконге. Потом нешуточный скандал поднялся вокруг свежей Call of Duty: Modern Warfare, обвиненной в предвзятом отношении к русским.

Скандалы, связанные с индустрией видеоигр имеют давнюю историю, такую же, как и сами игры. Политика и видеоигры впервые столкнулись еще в 1972 году, когда была создана Atari Incorporated. Молодая компания начала продавать игровые автоматы с электронной версией пинг-понга Pong. Автоматы пользовались бешенной популярностью, и вскоре у Atari просто закончилось место в офисе для их сборки. Тогда основатель компании Нолан Бушнелл решил расширить производство.

У молодой компании не было денег на собственный завод, и основателям пришлось обратиться в местные банки, где они получили от ворот поворот. Дело было в том, что еще с 30-х годов в американском обществе сформировалось негативное отношение к игровым автоматам. В то время мафиозные группировки тесно сотрудничали с игральным бизнесом. А в 40-е годы был принят ряд законов, запретивших некоторые из автоматов.

Но первый настоящий скандал, широко освещавшийся в СМИ, разгорелся в 1976 году вокруг аркадной гонки Death Race. В основе сюжета игры лежал культовый фильм Death Race 2000 (Смертельные гонки 2000). Игрок управлял автомобилем, движущимся по трассе. Навстречу автомобилю двигались «Гремлины», за раздавливание которых игроку начислялись очки. Когда игрок давил их, они издавали крики и превращались в надгробия.

Несмотря на то, что автомобиль, "гремлины" и надгробия представляли собой не более, чем белые фигуры и палочки на черном фоне, игра была обвинена в жестокости и вызвала волну протеста в СМИ. Общественный резонанс был настолько силен, что было выпущено всего 500 копий Death Race.

В 1982 году для Atari 2600 вышла игра Custer’s Revenge, заслуженно получившая звание одной из самых ужасных видеоигр. Ее смысл состоял в том, чтобы играя за полностью обнаженного генерала Кастера добраться до шеста, к которому была привязана также обнаженная индианка, и заняться с ней сексом. Естественно, она вызвала протесты защитниц прав женщин и групп коренных американцев, и в конце концов игру запретили в Оклахома-Сити.

1990-е годы стали одновременно временем огромного прорыва в индустрии видеоигр и череды громких скандалов вокруг них.

В 1992 году студия Acclaim Entertainment выпустила файтинг Mortal Kombat. Игра отличалась не только высокой технологичностью, но и жестокостью. Игроки получили возможность оторвать противнику голову вместе с позвоночником, снять скальп или сбросить яму с шипами. Игра получилась настолько кровавой, что компании SEGA и Nintendo даже задумались, стоит ли выпускать Mortal Kombat на свои консоли.

Несмотря на жестокость, а скорее благодаря ей, Mortal Kombat обрела дикую популярность. Но одновременно оказалась под прицелом общественности и политиков. Главным борцом с виртуальным насилием стал Джо Либерман, занимавший в 1993 году пост сенатора штата Коннектикут. На пресс-конференции, состоявшейся 1 декабря того же года, он продемонстрировал собравшимся видео с геймплеем Mortal Kombat. Либерман обвинил игру в прославлении насилия и пропаганде жестокости.

Конференция имела широкий общественный резонанс, и вызвала настоящую панику среди родителей, в глазах которых игры стали главным источником опасности.

Для того, чтобы ограничить детей от подобных проектов, Либерман предложил создать специальный регулирующий орган. Спустя несколько месяцев, в 1994 году была создана неправительственная организация, которая сейчас носит название Entertainment Software Rating Board (ESRB). Теперь каждая игра должна была пройти сертификацию и получить собственный возрастной рейтинг ESRB.

Примерно в то же время поднялась шумиха вокруг шутера Wolfenstein 3D. Из-за того, что в игре использовалась нацистская символика и музыка «Хорста Весселя», ее версии для персональных компьютеров и Atari Jaguar были запрещены к продаже в Германии в 1994 году.

Под раздачу попал и еще один знаменитый шутер - Doom, увидевший свет через год после выхода Wolfenstein. Игра вызвала оживленные споры благодаря многочисленным сценам насилия и наличию сатанинской символики. В первых версиях на одном из уровней было изображение свастики, и для того, чтобы игра смогла выйти в Германии, свастику исказили.

Огромную роль в разговорах о насилии в компьютерных играх и их запрете в США сыграло массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году, когда двое школьников, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, заядлые игроки в Doom, расстреляли двенадцать своих сверстников и одного учителя.

Это был не первый случай, когда по мнению общественности, видеоигры послужили причиной насилия. Двумя годами ранее, в штате Кентукки произошел схожий инцидент. 14-летний Майкл Корнил пронес в школу оружие и убил троих сверстников. Впоследствии выяснилось, что подросток регулярно играл в Doom, Quake, Wolfenstein, а также посматривал порно.

С этими трагическими событиями тесно связано имя адвоката Джека Томпсона. Именно он "установил", что причиной агрессии Корнила стали кинофильмы и видеоигры. Томпсон решил подать в суд на кинопроизводителей и разработчиков игр за то, что они создали опасные для психики продукты. Но из-за полной нелепости обвинений дело с иском в 130 миллионов долларов было проиграно.

В конце 90-х годов несмотря на то, что Томпсон не выиграл ни одного дела, он стал частым гостем на американском телевидении, где обрел славу защитника детей в глазах обеспокоенных родителей.

С 1999 года и до самого заката своей карьеры в 2007 Джек Томпсон занимался тем, что критиковал и подвергал гонениям видеоигры. Объектами его нападок стали серии Halo, Grand Theft Auto, Mortal Kombat и даже The Sims.

В отдельных случаях Томпсон становился настолько болезненной занозой, что издателям приходилось с ним договариваться. Порой разработчикам игр приходилось даже отказываться от рекламы собственных продуктов в штатах, поддержавших борца с пикселями. Так продолжалось до тех пор, пока в 2008 году Джека Томпсона не лишили адвокатской лицензии за многочисленные нарушения в профессиональной деятельности.

Но вернемся снова в 90-е. В 1997 году вышла еще одна игра, основанная на уже упоминавшемся фильме Death Race 2000. Это был знаменитый Carmageddon. Думаю не стоит объяснять, почему игра сразу же оказалась под прицелом журналистов. В некоторых странах игра подверглась цензуре - в Великобритании людей и животных заменили на зомби, а в Германии - на роботов. В Бразилии игра была полностью запрещена к продаже, а в Австралии вышла версия без цензуры с рейтингом MA15+.

В начале 2000-х годов в эпицентре многочисленных скандалов оказалась компания Rockstar. Создавая Grand Theft Auto: San Andreas, разработчики планировали сделать ее максимально взрослой, добавив возможность совершать половой акт. Но уже после того, как анимацию и механику внедрили в проект, от задумки решили отказаться, справедливо опасаясь, что получив рейтинг 18+, игра не сможет попасть на прилавки крупных торговых сетей.

Поскольку у разработчиков не было времени вырезать эротический контент, программисты просто заблокировали содержимое. Но дотошные фанаты практически сразу после релиза игры на PC создали мод Hot Coffee, благодаря которому игрок получил возможность заняться в игре сексом.

И вот тут-то у Rockstar и начались большие проблемы. Вначале расследованием занялась комиссия ESRB, но ажиотаж был настолько большим, что историей заинтересовались СМИ. CNN, New York Times и ABC News начали преследовать разработчиков ради эксклюзивных подробностей. Вскоре громкие заголовки привлекли внимание сенатора Хиллари Клинтон.

Заранее агрессивно настроенная против видеоигры, Хиллари предложила Федеральной торговой комиссии начать собственное расследование. Разработчиков пытались обвинить даже в нарушении федеральных законов. Но в итоге все обошлось, Rockstar выпустила специальный патч, полностью заблокировавший эротический контент и переиздала игру.

Тем не менее, в 2005 году Хиллари Клинтон представила “Акт о защите семейных развлечений”, а также произнесла зажигательную речь, в которой обвинила видеоигры в развитии у детей жестокого поведения, пропаганде каннибализма и плохого отношения к женщинам.

Громкому обсуждению подверглась и последняя часть серии, Grand Theft Auto V. В двух крупнейших австралийских торговых сетях Target и Kmart продажа игры была запрещена из-за петиции девушек, задействованных в секс-индустрии, которых поддержали более 50 тыс. женщин из Австралии, США и ЕС. Подписавшие петицию были обеспокоены тем, что игра закрепляет в сознании мужской аудитории «убийство женщин ради собственного развлечения», а также образ проституток как наиболее подходящего объекта для вымещения своей злобы.

Другими играми от компании Rockstar, которые оказались в центре нескольких скандалов стали Manhunt и Manhunt 2. В 2004 году сенатор Кейт Ваз посчитал игру Manhunt причиной жестокого убийства четырнадцатилетнего мальчика. Однако впоследствии выяснилось, что диск с игрой принадлежал жертве, а не убийце. А Manhunt 2 по причине крайней жестокости получила рейтинг "только для взрослых", что автоматически заблокировало ей доступ ко всем магазинам.

В 2007 году разгорелся скандал вокруг первой части Mass Effect. Как все мы знаем, в игре присутствует возможность завести романтические отношения с неигровыми персонажами, которые в конце концов приводят их в постель к Шепарду. Этот факт привлек внимание блогера-неоконсерватора Кевина Маккалоу, обвинившего игру в продвижении порнографии, содомии и «виртуального изнасилования нажатием одной кнопки». Аналогичную тему завела телеведущая канала Fox News Марта Маккаллум, обвинив игру в совращении умов несовершеннолетних подростков. Позже и блогер, и ведущая принесли свои публичные извинения.

Не только американские политики и журналисты любят скандалы. Славятся этим и наши отечественные СМИ и депутаты.

Вышедшая в 2009 году игра Call of Duty: Modern Warfare 2 начиналась с весьма занятного эпизода «Ни слова по-русски», в котором главный герой, агент ЦРУ под прикрытием, должен был принять участие в массовом расстреле мирных граждан в аэропорту "имени Имрана Захаева", сильно напоминающем аэропорт Домодедово. По сюжету игры таким образом террористы рассчитывали спровоцировать Россию на войну против США. Эта миссия вызвала огромнейший скандал. Многие геймеры, особенно из России, подвергли разработчиков игры резкой критике. Вскоре шумиха дошла и до федеральных каналов, а депутат от ЛДПР Валерий Селезнев предложил внести игру в Федеральный список экстремистских материалов за пропаганду насилия и экстремизма.

В итоге Activision приняла решение вырезать миссию из российской версии игры. Что интересно, в японском релизе название данного уровня игры было переведено с ошибкой: «Убейте их всех - они русские», что также вызвало скандал. В результате в Японии миссия также была заблокирована. Аналогичной цензуре игра подверглась и в Германии.

Следующей игрой, подвергшейся резкой критике со стороны русскоязычных игроков и СМИ, стала стратегия Company of Heroes 2, выпущенная в 2013 году. Советская армия была представлена в игре не в самом лучшем свете. Негодование игроков вызвали моменты, в которых советские солдаты сжигают дома своих соотечественников, расстреливают польских партизан и уничтожают отступающих солдат. Как историк, хочу отметить, что подобные эпизоды на самом деле имели место быть. Тем не менее сюжеты об игре крутили по всем федеральным каналам, а известный видеоблогер Евгений «BadComedian» Баженов выразил свое недовольство студии Relic Entertainment на форуме игры. Позже, не получив ответа, BadComedian выпустил видео на английском языке, в котором объяснял, почему российские игроки возненавидели Company of Heroes 2. Скандал закончился тем, что российский дистрибьютор «1С Софтклаб» объявил о прекращении продаж Company of Heroes 2 на физических носителях, после чего недовольные игроки успокоились.

В 2018 году компьютерные игры вновь стали причиной разногласий и скандалов. Бурной общественной критике подвергся анонс польской видеоигры «Курск», разработанной по мотивам гибели одноименной российской атомной подводной лодки в августе 2000 года. Российские пользователи, патриотические чувства которых оказались сильно ущемлены, предложили в ответ создать игру «Катынь. Убей польского офицера».

Получившая высокие оценки критиков и игроков игра Metro Exodus тоже оказалась в центре скандала с политическим подтекстом. Игроки обнаружили в экшене достижение «Декоммунизация», выдаваемое за разрушение статуи Ленина, что является отсылкой к пакету законов о декоммунизации, принятому правительством Украины в 2015 году.

Естественно, федеральный канал «Россия 24», поспешил обвинить авторов Metro в русофобии. Сам автор серии романов «Метро» Дмитрий Глуховский тоже подлил масла в огонь заявив, что доволен тем, что у ведущих канала "Россия 24" "подгорело".

Battlefield V от компании Electronic Arts, посвященная Второй мировой войне тоже стала объектом нападок. Как известно, среди фракций в игре отсутствует СССР. Объясняя причину этого, Дэйв Сирланд, продюсер игры заявил, что Советский союз было тяжело отнести к какой-либо из воюющих сторон, потому что СССР как минимум один раз ее меняла.

Возможно, он имел в виду пакт Молотова-Риббентропа 1939 года. Праведный гнев российских игроков не заставил себя долго ждать. Геймеры запустили хэштег Apologize for USSR («Извинитесь за СССР»), угрожая отказаться от покупки Battlefield V. В итоге Сирланд поспешил извиниться и заявил, что СССР определенно заслуживает собственной фракции в игре.

Перечисленные в статье скандалы - это далеко не полный список. Не стал я писать про "Геймергейт" и многочисленные скандалы, связанные с ущемлением прав всяческих меньшинств, что заслуживает отдельной большой темы. Видеоигры в настоящее время стали настолько неотъемлемой частью нашей жизни и культуры, что угодить всем они просто не могут. Всегда найдутся униженные и оскорбленные. Но, думаю, по-настоящему умный человек и сам знает, на что ему обижаться, а что того не стоит.

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх