На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Игры!!!

69 988 подписчиков

Свежие комментарии

Звездные войны на орбите Земли

Истребители спутников, орбитальная артиллерия и другие военно-космические проекты Германии, США и СССР

Конец 2015 года проходит под знаком «Звездных войн» — сегодня в продажу поступил экшен Star Wars: Battlefront , а 17 декабря состоится премьера седьмого фильма знаменитой серии, которая подарила нам не только красивую историю о джедаях, но и одни из самых потрясающих космических боев в истории фантастики.

Всеобщий интерес к космическим сражениям объяснить достаточно просто. История человечества тесно увязана с войнами, поэтому вопрос, как бы соорудить собственную «Звезду смерти» из сотни тонн алюминия, нескольких ракетных двигателей и пары ядерных боеголовок, начал волновать людей еще до полета первого советского «Спутника». Сегодня мы расскажем о самых интересных проектах милитаризации космоса, которые существовали в ведущих державах в разные годы.

Серебряная птица

Нацистская Германия по праву считается одним из технологических лидеров времен Второй мировой войны, чьи конструкторы создали немало передовых по тем временам разработок — например, легендарную крылатую ракету «Фау-1». Был у Германии и другой интересный, хотя и менее известный, проект — космический бомбардировщик «Зильберфогель» («Серебряная птица»), детище работавшего на немцев австрийского конструктора Ойгена Зенгера.

Ракетный двигатель «Зильберфогеля» включался лишь на восемь минут, после чего аппарат превращался в высокотехнологичный космический планер

«Зильберфогель» — гиперзвуковой ракетоплан, часть полета которого проходит в космосе. Проект просто-таки был начинен нестандартными для начала 40-х годов решениями. Скажем, технология взлета — по трехкилометровым рельсам аппарат разгоняла тележка с собственным ракетным двигателем. На скорости 500 м/с ракетоплан отстыковывался, по инерции поднимался до высоты в 1700 метров, на которой и включал собственный двигатель. Далее «Фогель» выходил в космос, некоторое время летел там, начинал снижение, а затем как бы «отскакивал» от плотных слоев атмосферы и снова выходил в космос — по задумке конструкторов, такая модель движения должна было увеличить дальность полета. Планировалось, что всего за 3 часа 40 минут «прыгающий» ракетоплан совершит полный виток вокруг Земли, произведя бомбардировку и вернувшись на аэродром базирования.

Понимая, что практический результат может сильно разойтись с теоретическими выкладками, конструкторы рассчитали для «Фогеля» более простые режимы полета, на которых, увы, не удавалось обогнуть Землю. В этом случае после бомбардировки надо было совершить разворот для возвращения на базу, что сокращало дальность — ее хватило бы для ударов по СССР, но не по США. Прорабатывался и другой вариант — вовсе отказаться от разворота. Сбросив бомбы, «Зильберфогель» должен был снизить скорость и приземлиться в точке, противоположной месту вылета.

Решение выглядело очень интересным, но было одно неприятное обстоятельство: эта точка находилась в районе Новой Зеландии, где пилота ожидал не вполне ласковый прием. Тогда пытливый ум ученых принялся метаться в поисках некоего «креатива». Конструкторы начали экспериментировать с топливом, рассматривая экзотические смеси и даже ядерную силовую установку. Однако на реализацию всех этих замыслов требовалось время. Фюрер же хотел немедленных результатов. Так что к 1942 году серьезное финансирование проекта прекратилось, хотя Зенгер и продолжил создавать его «на бумаге».

В 1944 году о «Зильберфогеле» вспомнили вновь — Германия проигрывала по всем фронтам и отчаянно нуждалась в «вундерваффе», оружии, способном преломить ход войны. «Фогель» планировалось использовать для ударов по городам-миллионникам — ракетоплан мог донести 15 тонн бомб до Москвы или 5 тонн до Урала, Северной Африки или Исландии. Если же брать билет в один конец, то можно было отправить 12 тонн бомб даже в Нью-Йорк. Правда, дорогостоящий аппарат в таком случае терялся, а американцы всего на шести «летающих крепостях» могли в ответ привезти столько же. Да и в целом положение нацистской Германии быстро становилось критическим, так что на серьезную проработку проектов, подобных «Зильберфогелю», ресурсов и времени уже не было.

Уже после Второй мировой в Германии разрабатывались орбитальные «Зенгер» и «Зенгер-2», основанные на расчетах по «Зильберфогелю». Оба проекта так и не ушли дальше теоретических разработок

После войны документация по ракетоплану оказалась в руках советских и американских ученых, расчеты которых показали, что даже если бы немцам удалось построить и запустить «Зильберфогель», то он бы разрушился в момент входа в атмосферу. Впрочем, сама идея «волнового полета» понравилась конструкторам, которые попытались создать на ее базе несколько новых аппаратов — от американского Dyna-Soar и до знаменитой советской «Спирали».

Бомба с орбиты

В конце 50-х годов прошлого века военные наконец-то смогли извлечь из освоения космоса первую практическую пользу — 28 февраля 1959 года на орбиту был выведен американский спутник фоторазведки Discoverer, а в 1962 году к нему присоединился советский «Зенит». Одновременно конструкторы не оставляли попыток отправить в космос и что-то по-настоящему боевое.

Двигателем для «Ориона» должны были стать маломощные атомные заряды, взрываемые за кормой корабля

Самым эпическим проектом подобного рода выглядит американская программа «Орион». Это чудовище должно было приводиться в движение ядерной установкой и само метать ядерные боеголовки. Защищать себя «Орион» должен был целой батареей пороховых орудий, приспособленных для стрельбы в вакууме. Проект, однако, оказался настолько дорогим и сложным, что никогда не рассматривался всерьез.

Куда реалистичнее выглядела программа Dyna-Soar. С конца 1957 года ВВС США и НАСА работали над универсальным кораблем, который мог вести исследования, разведку, уничтожение чужих спутников и бомбардировку наземных объектов. В 1960-м году ВВС провели конкурс на разработку и создание серии из десяти «Динозавров», победу в котором одержал концерн «Боинг». Конструкторам удалось построить макет будущего корабля — космического самолета, который, как и «Фогель», летал бы вокруг Земли, «отталкиваясь» от ее атмосферы. В группу испытателей отобрали шестерых пилотов (среди них был и Нил Армстронг), которые начали готовиться на тренажерах. Казалось, боевой космический аппарат все же вступит в строй.

Прототип Dyna-Soar

Однако далее начались трудности. Программа поглощала средства, а запуск боевого космического корабля постоянно откладывался. Падал и интерес военных, которые постепенно переключились на другие, более реалистичные проекты — спутники-шпионы для разведки и новые ударные самолеты. Проект «Боинга» приобретал уже сугубо исследовательское значение, но в подобном качестве он не представлял интереса для военных — в итоге в 1963 году Министерство обороны США окончательно свернуло программу, на которую уже было потрачено 410 млн долларов (для 60-х годов это куда более серьезная цифра, чем для нашего времени).

Орбитальные истребители СССР

Не отставали от США и в СССР. Поначалу в нашей стране также увлеклись ракетопланами. Одним из первых на эту тему начал работать знаменитый конструктор-ракетчик Владимир Челомей. В начале 60-х годов он разработал целое семейство ракетопланов — транспортный, истребитель спутников, бомбардировщик и исследовательский. Дело дошло до опытных образцов — один из них был запущен на высоту в 405 километров, откуда смог вернуться на Землю, пусть и получив серьезные повреждения.

К 1964 году Челомея отстранили от работы над ракетопланами, переведя на создание перспективной системы перехвата спутников. О самой концепции в СССР, впрочем, не забыли — уже в 1966 году в знаменитом конструкторском бюро МиГ под руководством Глеба Лозино-Лозинского стартовала разработка «Спирали», орбитального аппарата, стартующего со «спины» специального самолета, а затем продолжающего самостоятельный полет. Такая схема позволяла отказаться от постройки специальных космодромов — для пуска и посадки «Спирали» можно было использовать обычные аэродромы.

МиГ-105.11 — пилотируемый прототип «Спирали», который испытывали в атмосфере, сбрасывая с бомбардировщика Ту-95

Это был один из самых амбициозных проектов советской космонавтики. Например, для пуска «Спирали» планировалось разработать и построить гиперзвуковой самолет, движущийся со скоростью более 7000 километров в час — в реальности такую машину до сих пор не создали ни в одной стране. Сама «Спираль» планировалась в нескольких модификациях — разведчик, бомбардировщик для уничтожения авианосных групп противника и даже космический истребитель. Также на базе «Спирали» планировалось создать беспилотный аппарат-камикадзе для ядерных бомбардировок США. По задумке, такие блоки размещались на орбите заранее, а в случае войны наносили удар по территории врага всего через 5-7 минут (подлетное время обычных межконтинентальных ракет оценивается в 30-40 минут).

Лозино-Лозинскому удалось довести свой проект до экспериментальной стадии — было построено несколько тестовых макетов, которые испытывались как в атмосфере, так и в космосе. Тем не менее, к 1979 году работы по «Спирали» были закрыты — создание корабля затягивалось, а проект все еще выглядел слишком сложным технически. Вместо «Спирали» началась разработка знаменитого «Бурана» — космического челнока, построенного на более традиционных решениях.

Всего в космос было запущено семь аппаратов серии БОР — беспилотных макетов «Спирали»

Но вернемся к Челомею. Его новый проект с лаконичным названием «Истребитель спутников» выглядел крайне просто: ракета-носитель выводила на орбиту спутник-камикадзе, который должен был сблизиться с целью и подорвать ее. Экспериментальный спутник начали испытывать в 1963 году, а в 1968 году советские конструкторы добились успеха: перехватчик успешно вышел на орбиту и сбил запущенную заранее мишень.

Потрясающий прорыв военной космонавтики: впервые один космический аппарат уничтожил другой. Совершенствование системы заняло десять лет — «Истребитель спутников» приняли на вооружение лишь в 1978 году. Тем не менее, СССР стал первой страной, получившей в свое распоряжение полноценное противоспутниковое оружие.

«Истребитель спутников» проработал до 1993 года. Недавно стало известно, что на замену ему разрабатывался комплекс «Наряд-В», испытания которого проходили в 1990-94 годах, но были прекращены из-за недостатка финансирования. Также в СССР и США создавали базировавшиеся на самолетах противоспутниковые ракеты, причем как минимум американцы добились в этом деле определенных успехов — 13 сентября 1985 года истребитель F-15 выпустил ракету ASM-135 ASAT, сбившую выведенный из эксплуатации научный спутник Solowind. Пилотировавший самолет майор Уилберт Пирсон стал первым пилотом, уничтожившим космический аппарат. Тем не менее, обе программы были закрыты в конце восьмидесятых – начале девяностых годов.

На закате СССР для противоспутниковой программы даже создали специальную ракету «Рокот» — для «Звездных войн» она не применялась, но зато вывела на орбиту множество коммерческих спутников

Другой интересной советской разработкой стала серия военных орбитальных станций «Алмаз», проектирование которой началось в 60-е годы. Эти станции оснащались целым комплексом фотокамер, а также средствами радиотехнической разведки, которыми управлял экипаж из двух космонавтов. Уже в процессе работы над «Алмазом» стало известно, что в США стартовала программа создания космического челнока — знаменитого «Шаттла». Основываясь на предполагаемых характеристиках «Шаттла», конструкторы пришли к выводу, что оснащенный большим грузовым отсеком челнок может быть использован для банального похищения станций вроде «Алмаза». После этого комплекс было решено оснастить модернизированной авиационной пушкой НР-23, чтобы космонавты могли отстреливаться от «агрессора».

В 1974 году на орбиту была выведена созданная по проекту «Алмаз» станция «Салют-3», экипажем которой командовал космонавт первого «гагаринского» набора Павел Попович. После выполнения основной программы полета станция произвела несколько выстрелов в космическое пространство. Орудие сработало как надо, и если бы вакуум мог содрогаться, он бы непременно сотрясся от первых залпов в космосе. Позже в рамках программы «Алмаз» на орбиту была выведена обитаемая станция «Салют-5», а также необитаемые модификации «Космос-1870» и «Алмаз-1», однако нет никаких подтверждений тому, что эти аппараты были оснащены вооружением.

Все изображения программы «Алмаз» были строжайшим образом засекречены. На фото «Салют-4» — гражданская станция, созданная по аналогичному проекту

Перечисленные проекты — только верхушка айсберга военного космоса. За кадром, например, остались некие смутные упоминания о боевых модулях станции «Мир», проекты переделки американского «Аполлона» в космический истребитель и советского «Бурана» в орбитальный бомбардировщик, а также невероятно амбициозная Стратегическая оборонная инициатива правительства США, в рамках которой озвучивались идеи, которым позавидовали бы даже некоторые фантасты.

К счастью, у большинства космических проектов была одна общая черта — заложенные в них характеристики нереально реализовать даже сейчас, не говоря о технологиях 60-80 годов прошлого века. Наверное, конструкторы рано или поздно все-таки бы построили свою «Звезду смерти», но первыми не выдержали военные — потратив огромные деньги на красивую космическую мечту, они поняли, что лучше развивать более традиционные виды вооружения. Поэтому, как минимум в ближайшую пару десятков лет космос все-таки останется «безоружным», а военными в нем будут лишь спутники разведки и связи.

 

Источник

Картина дня

наверх